«Ред Булл» нашел замену Риккардо. Это пилот с опытом в 17 Гран-при
Но выбора у «быков» не было.
В начале августа Даниэль Риккардо взорвал информационную бомбу переходом в «Рено» после конца текущего сезона и разбил одну из сильнейших пар пилотов в пелотоне: в отличии от остальных топ-команд, гонщики «Ред Булл» нередко боролись на равных на трассе и оба выигрывали Гран-при в 2018-м. Тем самым австралиец поставил трудную задачу перед руководством австрийского концерна: «быки» должны были найти не менее быстрого пилота из крайне ограниченного списка кандидатов. Счастливчиком стал Пьер Гасли — 22-летний пилот «Торо Россо» и «один из самых ярких молодых гонщиков», по словам руководителя основной команды Кристиана Хорнера займет место Медоеда в 2019-м.
«С момента, как Пьер менее года назад впервые сел за руль «Торо Россо», он подтвердил несомненный талант, – добавил босс «Ред Булл». – Его блестящие результаты в этом году при выступлении на машине с двигателе «Хонда» лишь упрочили его репутацию. Теперь мы ждем перехода в 2019 году: Пьер поделится своим опытом, покажет отличную скорость и правильное отношение к делу».
Гасли правда так хорош?
Француз числится в системе «быков» с 2013 года — и за прошедшие пять сезонов он выиграл еврокубок «Формулы-Рено 2.0», проиграл бывшему гонщику австрийцев Карлосу Сайнцу «Формулу-Рено 3.5», но одержал победу в главной молодежной серии GP2 в 2016 году. Правда, там у него из реальных соперников были только Антонио Джовинацци и Сергей Сироткин — состав того сезона посчитали одним из самых слабых за последние 10 лет. До старта чемпионата от Пьера ждали доминирования вроде Стоффеля Вандорна (7 побед и отрыв в 160 очков от второго места) или Шарля Леклера (те же 7 побед и отрыв в 72 очка), но француз в лучшей команде выиграл лишь четыре гонки и опередил итальянского преследователя всего на 8 баллов. Причем ранее от Джовинацци не ждали какой-то серьезной борьбы за титул — и Антонио здорово поднял свою ценность благодаря тому сезону (стал резервным пилотом «Феррари» и даже дважды заменил на Гран-при травмированного Паскаля Верляйна в составе «Заубера»).
Гасли, в свою очередь, напротив заронил сомнение в своей силе у консультанта гоночной программы «Ред Булл» Гельмута Марко. После слабых результатов на тестах в болиде «Формулы-1» «быки» отправили француза на 2017 год не в «Торо Россо» (как ожидала сторона Пьера), а в японскую «Супер-Формулу» выступать за заводскую команду «Мьюген-Хонды». Сыграла свою роль и несдержанность гонщика: он несколько раз в резкой манере критиковал решения руководителей программы.
Поначалу молодой гонщик не впечатлил и там, но сумел собраться, адаптироваться и выиграть две гонки. Прогресс Гасли убедил руководство «Ред Булл» дать парню еще один шанс — и потому Пьер заменил Даниила Квята в «Торо Россо» в конце сентября. Но, по правде говоря, француз в любом случае оказался бы в «Ф-1» в конце того сезона, поскольку Карлоса Сайнса обменяли в «Рено» на досрочное расторжение контрактов на поставку двигателей, а в Квяте Марко с Хорнером разуверились еще в 2016-м. Конкурентов у Пьера за место в «Торо Россо» просто не было.
Гасли использовал шанс
Главным преимуществом француза по-прежнему остается опыт сотрудничества с «Хондой» – и он крайне важен для «Ред Булл» из-за перехода на японские двигатели в 2019-м. Жизнь иногда оборачивается совсем уж неожиданной стороной: фактическая ссылка в начале 2017-го в «Супер-Формулу» в итоге подарила гонщику из Руэна шанс на победы.
Безусловно, Пьера взяли не только благодаря двум годам общения с японскими инженерами. Француз оказался лучше, чем о нем думали болельщики, соперники и руководители молодежной программы: после слабого старта в 2017-м он выдал несколько потрясающих гонок в 2018-м. Главным перфомансом стало четвертое место в Бахрейне (в седьмом Гран-при в карьере), также запомнились и седьмая позиция в Монако и шестая в Венгрии — самых «пилотажных» трассах. Более того, в ужасных условиях дождевой квалификации на «Хунгароринге» француз за рулем «Торо Россо» опередил Макса Ферстаппена, обладавшего болидом основной команды — наверное, именно в тот момент ни у кого не осталось ни малейших сомнений по поводу истинной скорости парня.
Пропорционально достижениям Пьера менялось и мнение о нем среди руководства «Ред Булл».
«Эта гонка сделала из него мужчину, – прокомментировал бахрейнский результат после старта с пятой позиции Гельмут Марко. – Я не ожидал от него четвертого места настолько рано».
Но итог Гран-при Венгрии впечатлил всех еще сильнее.
«Пьер неплохо стартовал и защитил свою шестую позицию, а затем без каких-либо проблем сохранял ее до финиша, – объяснил руководитель «Торо Россо» Франц Тост. – Он контролировал гонку: когда ему нужно было ускориться – он сразу делал это, и у него не было проблем с шинами и экономией топлива. Он выступил просто фантастически и действительно стал зрелым гонщиком. Он совершенствуется, действует осмысленнее. «Ф-1» сложна, но он использует все инструменты в свою пользу, я очень впечатлен».
После таких отзывов приглашение от побеждающего коллектива всего после 17-го Гран-при в карьере уже не вызывает удивления.
У Гасли не было конкурентов
С другой стороны, никто не сумел встать у него на пути: после прошлогоднего побега в «Рено» австрийцы перестали рассчитывать на Карлоса Сайнса и легко отпустили его в «Макларен». Кроме испанца, в пелотоне больше не осталось относительно свободных пилотов однозначно быстрее Гасли — но от Фернандо Алонсо отказался сам Кристиан Хорнер, а Эстебана Окона «Мерседес» не отпустил бы в стан одного из главных соперников, какие бы сказки о свободе француза ни рассказывал бы Тото Вольфф.
Конечно, «Ред Булл» мог бы сделать неожиданный ход и пригласить одного из двух своих бывших, ставших чемпионами «Формулы Е» – но в выборе между Себастьяном Буэми (обладающим контрактом с «Тойотой» на выступления в WEC), Жаном-Эриком Вернем и Гасли последний выглядел однозначно предпочтительнее и перспективнее. Да и результаты Пьера оказались лучше: ни Буэми, ни Вернь даже в более конкурентную эпоху «Формулы-1» не поднимались выше шестой позиции за «Торо Россо».
Как изменятся отношения внутри «Ред Булл»
Они полностью зависят от скорости Гасли относительно напарника Макса Ферстаппена. Если француз сумеет навязать голландцу такую же плотную борьбу, как и Даниэль Риккардо, их соперничество приобретет очень острую и веселую фазу: оба гонщика молоды (Максу все еще 20 лет) и остры на язык, так что огонь польется и в радиопереговорах, и в интервью. Стоит только вспомнить троллинг Пьера в адрес Фернандо Алонсо в Бахрейне — когда он после финиша сказал по радио команде «Теперь мы можем бороться», спародировав послегоночные слова испанца на первом Гран-при на «Рено» после отказа от «Хонды».
Но для подобного Гасли необходимо постоянно соответствовать темпу Ферстаппена. Лучшие результаты Пьера доказывают его способность гонять на уровне Макса — осталось лишь научиться стабильности. Но в любом случае теперь просьбы гоночного инженера в адрес француза о пропуске напарника болельщики будут ждать с нетерпением.
Место в «Торо Россо» свободно
Теперь главная проблема концерна «Ред Булл» – выбрать сменщика для Гасли. Еще недавно в паддоке обсуждалась возможность замены нынешнего напарника Пьера Брендона Хартли, но нынешнее состояние австрийской гоночной программы и уникальный талант новозеландца по экономии топлива, судя по всему, гарантировали Киви еще один сезон. Второй же кокпит может уйти Дэну Тиктуму из «Формулы-3» – по крайней мере, он уже выразил свою готовность сменить Гасли, но даже в случае получения суперлицензии англичанин пока не выглядит готовым к «Ф-1». Марко и Тост определенно рассмотрят альтернативных кандидатов — но внутри молодежной программы их вообще не осталось.
Тогда «Ред Булл» может повторить фокус с Хартли и пригласить кого-нибудь из отчисленных ранее гонщиков. Очевидные варианты вроде Буэми, Верня и Квята сразу же отпадают, поскольку для них возвращение в «Торо Россо» точно не станет новым шансом — а среди более молодых пилотов могут найтись желающие. Например, Антониу да Кошта вел переговоры о возвращении в систему «быков» еще в 2017 году — но отсутствие весомых достижений в последние годы отбрасывает португальца в конец очереди. Ближе к реальности выглядят варианты с парнями из «Формулы-2» вроде Александра Альбона (3 место в общем зачете) и Сержиу Сетте Камары (7 место в общем зачете). По-прежнему возможна аренда молодого гонщика «Макларена» Ландо Норриса — вероятно, такой исход буде выигрышным для всех сторон.
В любом случае доктор Марко пообещал решить вопрос до Гран-при Италии – то есть до начала сентября.
Гасли повторяет путь Квята?
Совсем нет. Пьер продемонстрировал более впечатляющие результаты за первые 17 Гран-при в «Формуле-1» (Даниил не поднимался выше 9-го места в дебютном сезоне), да и обстановка в гоночной программе «Ред Булл» сейчас совсем другая. За плечами уфимца в свое время ждали и давили талантливые Макс Ферстаппен, Карлос Сайнс и тот же Гасли — а у француза конкуренция отсутствует в принципе. Так что новичок «быков» почти без сомнений получит минимум пару сезонов на демонстрацию силы и исправление возможных ошибок.
К тому же, главная сила Пьера — его психологическая устойчивость. Ярче всего она проявилась в начале 2017 года, когда Гасли вместо «Формулы-1» отправили в Японию — парень вопреки всему не сломался, использовал шанс на полную катушку и обратил опыт из «Супер-Формулы» в преимущество. Характер у него довольно цельный, и давление выступлений за основную команду его не сломает — так что судьба Квята французу не грозит.
С другой стороны, Даниилу противостоял компанейский Даниэль Риккардо, а не продемонстировавший замашки примы Макс Ферстаппен. Гасли с большей вероятностью могут сходу попытаться превратить в типичного второго пилота — а с подобным трудно смирится абсолютно любому, даже самому мужественному гонщику. Есть лишь один способ избежать карьеры условного Марка Уэббера — с первых же гонок начать опережать Ферстаппена (или проигрывать ему только самый минимум). И если Пьер отправится по этому пути, то место в элите автоспорта на долгие годы ему обеспечено.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; twitter.com/PierreGASLY; Gettyimages.ru/Peter Fox (3,6); globallookpress.com/Jan Woitas/dpa-Zentralbild/dpa; twitter.com/fiaf3europe/
Искренне надеюсь, что в следующем сезоне РБ провалиться куда-нибудь на уровень хаасов, ТР и иже с ними.
Он даже сейчас не готов, о чём ты вообще?
Гасли не участвует в борьбе на трассе, едет в темпе, что позволяет ТР. Куда приехал-там и место. Никого не атакует, ни от кого не отбивается. Количество очков это не покажет, а в борьбе на уровень выше все станет явным