11 мин.

Победителей не судят или «24 часа Канады»

 

Феноменальная гонка. Таких в истории ещё не было. Более четырёх часов от старта до финиша. Пять выездов машины безопасности, разделённых красным флагом, продлившимся более двух часов. Шесть пейс-каров, если учесть два старта гонки за «Мерседес» SLS. 30 кругов из 70-ти возглавлял Бернд Майландер. Средняя скорость не достигла и ничтожных 75 километров в час, притом что пилоты умудрились и в таких усечённых условиях устроить настоящий спектакль!

Гран-при Канады впервые с 2000-го года был дождевой. Более того, это была первая дождевая гонка для новой резины «Пирелли».

Ввиду современных тенденций касательно безопасности оба старта проходили в американском стиле, сходу. В итоге дождь, которого так ждали в этом сезоне, ещё и перечеркнул две важных темы текущего канадского Гран-при: DRS и верхняя планка мягкости составов резины. Так долго и с таким интересом загодя обсуждалось первое в истории двойное применение DRS, причём в условиях получения преимущества одним пилотом на обеих прямых, и так много интереса представляла работа мягких и сверхмягких итальянских шин в свете того, что и «неубиваемая» японская резина в прошлом году не выдерживала Монреаль, как один лишь фактор дождя издевательски отменил все эти составляющие. Забегая вперёд, дождь смилостивился, и на последнем отрезке гонки, когда трасса стала подсыхать, пилоты получили возможность активации системы снижения сопротивления, а затем и также поставить слики. Весь пелетон выбрал опциональный состав, но, что примечательно, из суперпоула лишь у Шумахера сохранился свежий комплект суперсофта.

Гонка же превратилась в серию спринтов с множеством атак и столкновений, и лишь один пилот ехал стабильно и отрывался от всего пелетона. Конечно же, им был действующий чемпион, Себастьян Феттель, который приучил уже всех в нынешнем сезоне своим доминированием.

Но с другой стороны был Дженсон Баттон. Чемпион двухлетний давности, гонка которого напоминала, скорее, американские горки. Шесть пит-стопов, два столкновения и фантастическое количество успешных обгонов. Дженсон был откровенно не в своём стиле. Обычно спокойный, сверхкорректный англичанин славился именно плавным пилотажем и бесконтактной борьбой…

На этот раз Баттон впервые продемонстрировал себя агрессивным и по-чемпионски эффективным бойцом. Одного за другим Дженс убрал самых непримиримых пилотов современной Ф1, Хэмильтона и Алонсо. Льюиса в пит-уолл, Фернандо – там же, где в прошлом году чисто опередил по внешнему радиусу– ударом в стену во второй эске. Всё, естественно, безнаказанно. Победителей не судят.

Льюис был просто неубиваем до этого – отправил в бетон тоннеля Монако Массу, а Мальдонадо в отбойник «Сен-Девот», притом что сам остался на трассе даже после наезда сзади Альгерсуари в «бассейне», после которого Хайме сошёл – пока не встретился с Баттоном. Но Льюису ранее не повезло оказаться позади Шумахера. Да, «Мерседес» был медленным, но личность за рулём позволяла делать экстраординарные даже для современного пелетона вещи. Хэмильтон дважды подряд прошёл с Михаэлем шпильку «Казино» по внешнему радиусу, и на второй раз семикратный просто отправил однократного изучать окрестные обочины. Без всякого контакта, но настолько доходчиво, что британец оказался ещё и позади своего напарника.

Молодой пилот «МакЛарена» был так быстр, что мгновенно настиг Дженсона, и, казалось, ничто не помешает Льюису вновь пройти своего соотечественника, который на первом же боевом круге ошибившись в погоне за Росбергом, вслед за Шумахером пропустил, особо не сопротивляясь, и своего партнёра. Однако здесь вышла накладка, и залихватская атака темнокожего англичанина оказалась пресечена выдавливанием в стену со стороны Баттона. Итог: сход Хэма из-за поломки подвески уже на седьмом круге и на седьмой позиции, словно и не было двух побед и трёх поулов за три предыдущих Гран-при.

Вообще, Льюис напомнил меня во время езды в картинге или пилотажа на симуляторе Ф1, когда желание быть первым зашкаливает настолько, что атаки проходят и в невозможных для этого местах и моментах. Но я любитель, а Хэм профессионал. Чемпион мира Формулы 1. Это его первая авария, в которой англичанин больше пострадал сам, чем его оппонент, и впервые сошёл. Однако вряд ли он сделал выводы. Когда вся автоспортивная общественность кричала, что Льюису слишком многое позволяют, и гонщик остаётся безнаказанным, даже когда правила были нарушены по всем статьям и однозначно, Хэмильтон не переставал делать так, как ему вздумается. Когда же две недели назад в Монако британца впервые за его деяния наказали – причём 20-секундная пенализация за отправление в аут новичка Мальдонадо, вёзшего первые очки для своей команды в сезоне, и вовсе никак не повлияла на расстановку в протоколе – Льюис тут же выдал оскорбления в адрес стюардов, намекая на расовую дискриминацию. В результате пилот чудом избежал дисквалификации на 6 гонок от Жана Тодта, благодаря своевременным развёрнутым извинениям, но для себя выводов не вынес и уже в первом повороте под зелёными флагами в Канаде успел отправить в разворот Уэббера.

А что же сделал Дженсон?  Устранив пару чемпионов контактно, в остальных случаях Баттон только и делал что чисто обгонял и был просто фантастически быстр. Команда великолепна работала в боксах, а Дженс беспрестанно атаковал и атаковал.

Давайте взглянем на гонку глазами англичанина. После контакта с напарником Баттон заехал в боксы на проверку состояния болида и рискованно эксклюзивно переобулся в микст. Он так спешил вернуться на трассу, что превысил среднюю скорость пребывания за автомобилем безопасности из-за короткого канадского пит-лейн, опередив на выезде Баррикелло и Сутиля. Едва закончился режим пейс-кара от разбитого болида Льюиса, как Дженсон отбыл на рестарте штраф в виде проезда по пит-лейну и, едва вернувшись на трассу, скопом прошёл «Уильямсы», «Форс Индии» и на пару поворотов Виталия Петрова, когда дождь резко усилился и чемпиону пришлось менять свой выбор дождевого состава с промежуточного на сильно дождевой. Казалось бы, полное фиаско, ведь это уже третье посещение пит-лейна подряд, сразу после чего гонку остановили вследствие непилотажных погодных условий. Ведь остальные гонщики могли произвести замену резины без потери времени. Но и Дженсон не сдался, мотивированно подойдя к следующему рестарту. Более того, команда так грамотно тактически сработала, что от этой кратковременной переобувки в интермидиет Баттон извлёк максимум, так как раньше всех сделал на него ставку. Алонсо же и дуэт «Мерседесов» просто потеряли на данном шаге время, пройдя лишь один чистый круг до резкого усиления дождя.

Далее, после возобновления гонки, Дженс прошёл возвращенца на одну гонку де ля Розу и тут же отправился в боксы за промежуточным типом. Третий пит-стоп и четвёртое посещение пит-лейна. А ведь едва 11 боевых кругов пилоты успели преодолеть! Но англичанин, тем не менее, оказался за спиной Алонсо и совершил описанный выше манёвр, после которого «Феррари» испанца повисла днищем на бордюре. Пиетета как перед Михаэлем на Нюрбурге перед Фернандо не было, и, как и в Монце образца 2004года, уроженцу Овьедо пришлось глушить мотор и безрадостно выбираться из болида…

Баттон же также не вышел сухим из воды, пробив в контакте левое переднее колесо, и вынужден был в пятый (!) раз направиться на пит-лейн. Занимательно, что во время рокировки со сменой резины, опять же удачно, был заменён изначально уже прикатанный комплект микста на абсолютно новый. Словно знал, какие покрышки можно было об Алонсо повреждать…

В этот самый момент Дженсон стал 21-м. Ниже оказаться уже нельзя было, поскольку это была последняя позиция. В истории Формулы 1 рекорд по прорыву из глубины был зафиксирован за его соотечественником по британской империи, также пилотом «МакЛарена» на тот момент Джоном Уотсоном в Лонг-Биче. Североирландец прорвался тогда с 22-й стартовой позиции к победе.

Баттон избрал другой, не менее сложный, но ещё более тернистый путь, стартовав с худшего в сезоне седьмого места и попав в кучу передряг. Но после ликвидации болида поверженного Алонсо был самый длительный период зелёных флагов, и Дженс блестяще его реализовал: за пятнадцать кругов насквозь прошил пелетон, с последней позиции прорвавшись на четвёртую!

Впереди был финальный отрезок, последний пейс-кар, все уже были на сверхмягких сликах… И Дженсон Баттон просто пролетел мимо Уэббера и Шумахера, которого Марк 20 кругов не мог опередить. Невероятно, но после пяти пит-стопов, наказания и двух аварий Дженсон был самым быстрым и поразительно мотивированным. Пилот "МакЛарена" в сумасшедшем ритме догонял перманентно и уверенно лидировавшего Феттеля, который вряд ли до этого вообще сомневался в лёгкости своей победы по ходу гонки! Да, конечно, пять пейс-каров (два из которых спровоцировал сам Баттон) по ходу гонки помогли англичанину оставаться в более плотной группе с лидером. Но ведь у Себастьяна  было ровно вдвое меньше заездов в боксы и самый важный, последний, с переходом на сухую резину, был на два круга позже.

Тем не менее, Дженсон на финальном круге догнал, показался в зеркалах у лидера и тут же вышел вперёд, поскольку Феттель совершил единственную (!) по ходу гонки ошибку и ушёл в занос, чуть позже затормозив в эске и попав на мокрый участок. Баттон лидировал полкруга и победил! А ведь ещё за 30 кругов до этого он был абсолютно последним…

Британский чемпион 21 гонку не выигрывал и в чемпионате вдвое уступал лидеру первенства…

И что же делает Дженсон? Одним своим финальным выстрелом он не только завоёвывает победу на единственном в чемпионате Гран-при Северной Америки, но и становится главным преследователем Феттеля в борьбе за титул! Более того, в погоне за Себом Дженс завоевал и лучший круг.

В то время как лидер чемпионата взял юбилейный для немцев, сотый поул-позишн, преодолел пять тысяч километров лидирования в своей недолгой карьере и упустил всё на самом последнем круге гонки…

Его легендарный кумир и соотечественник также лишился всего под самый финиш... Но, тем не менее, именно семикратного чемпиона можно назвать главным героем гонки, за исключением победившего Баттона.

 

Михаэль, хоть и в самый последний момент потерял рекордный 13-й подиум в Монреале и финишировал четвёртым, уже может записать гонку в актив. И даже не потому что выше порога подиума семикратный ни разу после возвращения в Формулу 1 не финишировал и в нынешнем сезоне такой результат дебютен и поспособствовал выравниванию очков с напарником-Нико. Нет, занимательно, как Михаэль провёл гонку. Шумахер за пять кругов до финиша шёл на второй позиции (!) на слабеньком (без всякого утрирования на фоне грандов) «Мерседесе», успешно противостоя гораздо более быстрым болидам окружающих его конкурентов. Рискну предположить, что не прекратись дождь или, если бы гонку возобновили ранее, то семикратный сохранил бы подиум без особых проблем. Увы, сухая траектория, резко повысившая сцепные свойства машин, нивелировала потрясающий талант Михаэля, благодаря которому он виртуозно проходил пелетон до этого. И ни каких-нибудь аутсайдеров. Нет. Шумахер оставлял не у дел в один манёвр разом Массу с Кобаяши (притом, что бразилец пилотировал супер - «Феррари», почти не уступавшую здесь «Ред Буллу»), Хайдфельда (которого никак не мог одолеть Уэббер на чемпионском шедевре Ньюи), а  также самого Марка и Дженсона до этого, воспользовавшись секундным замешательством в дождь обладателей быстрейших болидов пелетона.

Это было поистине выдающееся выступление. Примечательно, что редкий гость Паддока, Карина, как раз приехала в Квебек поддержать… Помнится, самая успешная в мире немка приехала в Невер девять лет назад. И тогда Шуми невероятным образом взял исторический пятый титул, когда в это даже сам чемпион не верил, ибо Франция была только 11-й гонкой сезона!

Если говорить об остальных, то также свою копилку пополнили Петров, взявший пятое место благодаря сходу Хайдфельда; Масса и Кобаяши, Альгерсуари, Баррикелло, вторую гонку подряд принесший девятое место в худшем в истории сезоне для команды «Уильямс», и Буэми. Швейцарец вместе с испанцем стали авторами первого совместного очкового финиша для «Торо Россо» с Мельбурна 2009 года, Гран-при, где Себ ещё только дебютировал в Ф1! Для испанца же восьмое место стало лучшим результатом в карьере. Неплохой прорыв после старта с пит-лейна и двух подряд невыходов из первого сегмента квалификаций…

И, конечно, стоит отметить Фелипе с Камуи. Оба провели невероятную гонку, постоянно находясь наверху. Более того, боролись за второе место после возобновления гонки вплоть до финального отрезка. Но именно Кобаяши убил надежды Массы на победу, неприступно защищая свою позицию. В итоге бразилец дважды его проходил – каждый раз перед пит-стопами, однако сначала механики «Заубера» лучше сработали, а затем Фелипе ожидал большой удар судьбы… Возвращаясь на сликах в погоне за Шумахером, пилот «Феррари» уткнулся в неграмотно позиционировавшегося кругового Картикеяна и потерял болид, сломав передний спойлер о стену. На прошлом Гран-при Канады также некорректно сработал трафик в лице другого индуса на той же «Хиспании» и также против «Скудерии», только Алонсо. Но разъярённый бразилец в прорыве обратно всё же настиг на последнем круге упустившего даже Петрова Кобаяши и на финишной прямой бросился в атаку на самурая! У Фелипе блестящий опыт борьбы на финальном круге гонки с «Зауберами», если вспомнить успешное сражение с Кубицей в Фудзи′08. Кстати, примечательно, что Роберт  ещё и также, как и Камуи, проводил свой второй полный сезон в Ф1 на тот момент.

В результате схватки в канадском Гран-при под клетчатый флаг Масса вновь одержал победу, и именно двойное применение DRS стало большим подспорьем в её осуществлении. Фелипе в итоге на самой линии опередил Кобаяши! Будь отсечка чуть раньше, не несколько метров, чем стартовая (как бывает на многих трассах), Камуи остался бы впереди…

Это была потрясающая гонка. И фотофиниш только подчеркнул её гениальность.

Будем надеяться, те же две зоны DRS помогут разыграть спектакль и в скучнейшей ранее Валенсии, Гран-при Европы на которой состоится уже менее чем через две недели.