9 мин.

Так ли страшен Мёрдок

За прошедший месяц в паддоке Формулы 1 ходило много слухов о возможной продаже коммерческих прав на Ф1 корпорации News Corp Руперта Мёрдока. Останется ли этот спорт привлекательным с переходом на платные телеканалы? Окажется ли нынешний босс Берни Экклстоун на обочине? Согласятся ли команды и FIA на эту сделку? Это лишь некоторые вопросы, которые витают вокруг , но самый главный вопрос остается открытым: намерена ли News Corp совершить эту сделку?

 

Учитывая сумму, о которой писали в СМИ в связи с возможной сделкой, странно, что чатная инвестиционная компания CVC еще не продала права на Ф1 медиа-компании. На самом деле, она далека от истины, и все говорит о том, что News Corp никогда не сделает предложения.

Еще в апреле Sky News сообщила, что News Corp начала переговоры с «людьми, близкими к одному из автопроизводителей Формулы 1» о сотрудничестве для последующего захвата Ф1. Однако, она добавила, что «есть большие шансы, что переговоры News Corp с внешними партнерами в конечном итоге не приведут к сделке».

News Corp владеет 39% родительской компании Sky News BSkyB, поэтому телекомпания, безусловно, не является независимой по отношению к этому сообщению. Это сразу же поднимает вопрос о возможности того, что News Corp специально допустила утечку информации на Sky News, и они бы явно не делали бы этого, если бы планировали столь крупную сделку.

Обычно компании идут на все, чтобы умолчать подробные детали о предстоящих приобретениях. Причина проста, ведь если компания разгласит свою цену, то тут же появятся конкуренты, которые перебьют предложение. Это к тому же покажет владельцам, что на их активы есть спрос, и они так же повысят цены.

Действительно, Экклстоун ответил на сообщение Sky News, сказав, что Ф1 «не продается», но добавил. Что «если кто-то придет с огромным предложением, гораздо больше стоимости, тогда CVC рассмотрит его». Ясно, что это не в интересах News Corp – платить больше, чем Ф1 стоит, если они хотят купить этот спорт. Таким образом, по одной только этой причине сложно поверить, что News Corp спустя рукава «слила» информацию Sky News о своих бизнес-планах.

Даже если интерес News Corp в приобретении Ф1 принять за чистую монету, то это показалось бы крайне необычным. Совокупный доход F1 и News Corp равняется €5 млрд. вообще и €250 млн. в Европе, поэтому поглощение должно быть одобрено Европейской Комиссией (ЕК). Именно потому, что ЕК ставит много порогов для сделок, которые совершаются, дабы не задушить конкуренцию на рынке. Это как раз то, что может помешать News Corp.

Чтобы подсчитать, сколько бы потеряли конкуренты News Corp, если бы она купила права на спортивную серию (самую популярную серию в мире), ЕК потребуется выяснить, будет ли она транслировать Ф1 по своим каналам или предложит их конкурентам. В любом случае News Corp будет поставлена в безвыходную ситуацию.

Если News Corp собиралась бы перевести Ф1 на свои собственные каналы, то это, безусловно, дало бы ей несомненное преимущество перед конкурентами. Кроме того, даже если бы они предложили свои трансляции конкурентам, они имели бы власть над ними. Например, могли бы поднимать цены на права, чтобы у соперников не нашлось достаточно денег для трансляций других видов спорта, которые начала бы показывать News Corp. Эти опасения далеко не гипотетические.

В 1998 году конкурсная комиссия Великобритании заблокировала BSkyB от покупки футбольного клуба Манчестер Юнайтед из-за власти, которую получила бы компания в области переговоров о трансляциях. Среди причин был факт того, что владение командой дало бы ей влияние над конкурентами и финансовую выгоду, которые не были бы доступны другим вещателям.

BSkyB платит огромную сумму за трансляции Английской Премьер Лиги, но, если бы она владела МЮ, некоторые из этих денег вернулись бы им от призовых команде за победы, которые выплачиваются Лигой. Аналогичным образом, если News Corp будет владеть Формулой 1 и транслировать ее на своих каналах, плату за трансляции она должна будет платить себе, как владельцу прав.

Учитывая, что конкурсная комиссия предотвратила BSkyB от покупки одной футбольной команды по всем этим причинам, трудно поверить, что она позволит News Corp купить целый спорт.

Так почему же News Corp хочет, чтобы весь мир верил, что она может купить Ф1? Другими словами, это напоминает финансовую деятельность, News Corp является компанией, которая находится в поисках приобретений . Но Берни Экклстоун считает, что у них более конкретные цели.

News Corp в настоящее время пытается приобрести 61% корпорации BSkyB, которой он пока не владеет. Ее стоимость, вероятно, составляет более £7.5 млрд., но СМИ говорят, что News Corp готова сорвать сделку, если цена продолжит расти. Возможно, и не придется.

Экклстоун считает, что News Corp использует способность приобрести Ф1 для убеждения инвесторов в покупке BSkyB. Он говорит, что «они пытаются получить деньги вместе. Если они нашли кого-то, кто пришел с несколькими миллиардами, они могут сказать, что не могут купить Формулу 1, но может купим Sky. Это отличный способ узнать, есть ли там деньги».

Если News Corp ищет других покровителей для поддержки своей заявки на приобретение BSkyB, это не было сюрпризом, что они пытаются сохранить это в тайне, иначе это дало бы BSkyB повод повысить цену на эти 61%. Утверждая, что они намерены приобрести Ф1, News Corp может обратиться к другим инвесторам или наоборот. Это также объясняет, почему News Corp содействовала утечке информации через Sky News, что она якобы рассматривает возможность приобретения Ф1, но на самом деле она умалчивает другое.

News Corp является не единственным бенефициаром этих слухов о поглощении. Через две недели после сообщения Sky News News Corp объявила о соглашении с итальянским инвестиционным фондом Exor, сообщив, что они хотят разработать «долгосрочный план развития Формулы 1 в интересах участников и болельщиков». Так а какая же выгода Exor от вовлеченности в эту якобы сделку с группой?

Семья Аньелли, основателя производителя автомобилей FIAT, владеет 59% Exor, а в свою очередь Exor владеет 30% FIAT, который владеет 90% Ferrari. Таким образом, собственник Ferrari утверждает, что он может купить Ф1. Это может стать дополнительным рычагом для Ferrari  в то время, когда это больше всего необходимо.

Команды Формулы 1 в настоящее время ведут переговоры с Экклстоуном по поводу условий нового Договора Согласия – контракта, который обеспечивает проведение гонок в Формуле 1. Текущий контракт истекает в конце следующего года и дает им право на 50% прибыли Ф1. Команды, по сообщениям, хотели бы около 70%, и для этого есть причины. Обычная продолжительность Договора Согласия составляет 5 лет, и согласно Formula Money, доходы от спорта могут возрасти к 2017 году. В прошлом году Ф1 заработала $1.6 млрд., и прибыль команд составила $658 млн. Тем не менее, прогнозы FM показывают, что к 2015 году доходы Ф1 должны составить $2.9 млрд., и командам достанется $1.4 млрд. (50%) К 2017 году доходы Ф1, по оценкам, вырастут до $3.7 млрд., а командам придется $1.8 млрд. Если им удастся увеличить свою долю в прибыли, то эта сумма станет выше. В предыдущие годы команды неоднократно угрожали покинуть Ф1, если их требования не будут выполнены. Это не будет повторяться из раза в раз.

Пункт 4.5 (а) Договора Согласия гласит, что «каждая из команд дает согласие Администрации Формулы 1 (FOA) и Чемпионату Мира Формулы 1, что ни один член команд или любое уполномоченное ими лицо не может прямо или косвенно до 1 января 2012 года агитировать или вести какую-либо подготовку к организации соревнований, вести переговоры с вещателями и трассами, вести подготовку к организации эквивалентного чемпионата или серии FIA F1…»

Кроме того, в пункте 4.5 (b) говорится, что «до завершения последней гонки сезона 2012» команды или кто-либо, уполномоченный ими, не имеют права прямо или косвенно делать «любые публичные заявления, письменно или устно, в любой юрисдикции, которая связаны или относятся к любому из вопросов, перечисленных в пункте (а)».

Договор Согласия четко определяет, к кому эти положения относятся: к командам и уполномоченным. Но они не распространяются на к компаниям, связанным с их владельцами, что относится к Exor.

Ferrari получила $100 млн. в 2005 году, чтобы отказаться от поддержки и продвижения организации новой серии – конкурента Ф1. Затем, в 2009 году осле ожесточенной борьбы с FIA Ferrari вынудила руководство Формулы 1 отказаться от идеи ограничения бюджетов команд. Короче говоря, они добивались своего с помощью угрозы создания альтернативного чемпионата, но в настоящее время лишены этого. Однако, если Экклстоун не поддастся на требования Ferrari о 70% сейчас, то собственник команды приберет спорт к своим рукам, и тогда команда будет вести переговоры. Это может звучать как серьезный рычаг, но есть и серьезный недостаток.

CVC мажоритарно владеет Ф1, поэтому это не в их интересах платить Ferrari (или любой другой команде) больше. Чем больше любая выплата Ferrari, тем меньше останется CVC, и они не могут заплатить Ferrari $100 млн., так как в Договоре Согласия говорится, что такое же предложение должно быть сделано всем командам.

Таким образом, есть простое решение, если Экклстоун столкнется с угрозами Ferrari, то Exor приобретет Формулу 1, если выплаты не увеличатся. Все, что должен сделать CVC, это отказаться от продажи Ф1 News Corp и Exor, что сведет эффективность угроз к нулю. Так что, возможно, не случайно, CVC сделал заявление о том, что Ф1 не продается. Это позволило Экклстоуну вести переговоры с позиции силы.

«У них нет шансов получить 70% - они должны быть счастливы тем, что у них есть», сказал Экклстоун недавно. Он добавил, что если они не подпишут новый Договор Согласия, «мы можем заставить команды платить за вступление в чемпионат».

После истечения ДС Экклстоун может ввести гоночные сборы без согласия команд, и он довольно упрямый в своих намерениях. Он говорит о преимуществе в сборе денег просто: «чтобы было больше денег у нас в банке. Если я захочу пойти на скачки в Дерби, мне придется заплатить большой вступительный взнос».

Текущий ДС был подписан в августе 2009 года, почти через два года после истечения предыдущего, и Экклстоун говорит, что, как это бывает в других видах спорта, командам придется заплатить, если они опоздают с регистрацией. «Если вы опоздали в Дерби, то вам надо заплатить некоторую сумму, чтобы попасть на скачки». Менее чем за два года до истечения ДС, гонка начинается.

 

Источник - espnf1.com