Манипуляции с покруговкой Гран-При в Барселоне 2011
Гонка получилась интересной. Результат был не столь очевидным, как могло показаться по результатам квалификации. Опять сказалась разная тактика пилотов на пит-стопах. Да и получили очередные подтверждения преимущества пилотов с большим запасом свежих комплектов, которое может компенсировать не очень удачную квалификацию.
Вот какая таблица получается из тайминга и информации о пит-стопах:
(для более удобного просмотра картинки с таблицей в Mozille достаточно нажать правую кнопку и "открыть изображение", в IE понадобится сохранить jpg на компьютере и окрыть для просмотра)
Пояснения к таблице:
- для вычисления максимального и среднего времени не брались в расчет круги пит-стопов и следующий за ними круг по причине "нестандартного" времени на данных кругах;
- "Время (среднее * 66 кругов)" - это оценка времени гонки пилота, если бы все 66 кругов были пройдены со средним временем;
- "Сумма ("среднее" + пит-стоп)" - предполагаемое время гонки пилота из расчета среднего времени на 66 кругах плюс времени, затрачанного на пит-стопах;
- "Реальное время в гонке" - время затраченное пилотом на прохождение всей дистанции гонки. Проблема в том, что в данной гонке этот показатель в виде точного времени в официальной статистике доступен только для 4-х первых пилотов. Остальные отстали более, чем на круг.
- "Разница: "среднее" - реальное" - это сравнение реального времени пилота, затраченного на гонку с предполагаемым ("среднее" + пит-стопы). К сожалению можно вычислить только для первых 4-х пилотов.
- зеленым цветом в столбцах выделены лучшие по данному показателю среди 11-ти лучших в гонке;
- красным цветом в столбцах выделены худшие по данному показателю среди 11-ти лучших в гонке.
Попытаюсь кратко написать о результате в гонке для каждого из пилотов.
Феттель: неоднозначный старт не помешал Феттелю захватить лидерство после второго пит-стопа Хэмилтона. И после этого, если и были какие-то надежды на главную интригу как в гонке, так и по итогам прошедшей части чемпионата, то оказалась она слабоватой. "Смог бы Хэмилтон обойти Феттелю, будь у него другие отрезки между пит-стопами?" - из области догадок. Но Феттель каждый раз терял преимущество над Хэмилтоном после очередной серии пит-стопов. Однако это не помешало ему удержать свое лидерство. Степень работоспособности КЕРС на Ред Булле также дискуссионна. Факт лишь то, что, судя по индикации в трансляции, КЕРС у лидера есть :-)
Хэмилтон: Уверенная гонка, но чего-то для победы не хватило. И вроде бы совсем малость, каких-то 6-ть десятых. Если посмотреть на отрезки пит-стопов и используемые комплекты, то можно увидеть, что Хэмилтон на используемой мягкой проезжал по 12 кругов против феттелевских 9-ти. А вот на своем втором орезке, который был на новой мягкой Льюис проехал лишь теже самые 12 кругов, против 16 кругов Феттеля, которые он проехал на ново-мягкой на своем 3-ем отрезке. Можно сказать, что Хэмилтону не удалось извлечь преимущество из своего нового комплекта мягкой. Это нерациональное распределение комплектов вполне может быть ключевым моментом для итоговой позиции в гонке, т.к. перед тем как перейти на жесткие комплекты, на отрезке с мягкой резиной Льюис проиграл Феттелю около 3-х секунд. На обоих отрезках на жесткой резине, которые были у Хэмилтона практически такими же как и у Феттеля, англичанин вроде бы был стабильно быстрее Феттеля, что позволило сократить отставание с 3 секунд до менее секунды. Но эта "быстрота" оказалось не достаточной для обгона. А именно 2 десятых, которые Хэмилтон выигрывал на 3-ем секторе практически нивелировались проигрышем на 1-ом и 2-ом секторах. И вроде бы комфортная дистанция для обгона (отставание менее 1 секунды) на протяжении 12 кругов, так и не превратилась в сам обгон.
Баттон: Сторонники теории "задвигания" конечно могут потирать руки, только это их проблема :-) Глядя на отрезки, которые были у Дженсона, не скажешь что так уж его тактика была неправильна. Перед первой волной пит-стопов Дженсон проигрывал лидеру уже около 20 секунд. А вот после почти синхронного пит-стопа с Алонсо на 30 круге, Дженсон отставал менее, чем на 9 секунд. Правда у Алонсо - это был 3-ий пит-стоп, а у Дженсона только 2-ой. Но ведь отставание сократил. Основное преимущество над Алонсо и, что важнее, над Уэббером, Дженсон получил на своем 3-ем отрезке на мягкой, против жестких комплектов у соперников. На нем то и был заложен его отрыв от преследователей. Примечательно, что последний отрезок в гонке на жестком новом комплекте, у Дженсона был идентичен таковому у Феттеля, Хэмилтона, Уэббера и Алонсо. Т.е. на этом этапе гонки, разницы в пит-стопах как таковой не было. Но и особых успехов на жестком комплекте Дженсон не добился. Напарнику на этом отрезке Дженсон проиграл полторы секунды. Итак: может другая тактика принесла бы Дженсону большее, только вот основные потери у него относительно преследователей были до первой волны пит-стопов. И тактика с меньшим количеством пит-стопов, позволила Дженсону не только ликвидировать потери, но и добится значительного преимущества над преследователями.
Уэббер: В Испании у Уэббера не было преимущества в новых комплектах, которое было у него например в Китае. Но зато у него была поул-позишн. Однако, судя по результату гонки, для Марка преимущество в комплектах значило больше, т.к. в Китае он смог добраться до подиума, а в Ипании лишь стать 4-ым. При этом в Китае он стартовал с 18-го места.
Алонсо: И вроде бы, расхваленная квалификация, удачный старт - все предполагало не менее удачный финиш. И при этом, по какому-то интересному стечению обстоятельств, испанец уступил на финише не только бесспорным лидерам гонки на одинаковой с ними тактике. Но еще и Дженсону, с его неудачной тактикой, проиграл более 50 секунд. Да, судя по информации о доступных комплектах, все 3 мягкие у испанца были поюзанные. Зато оба жестких были новые. Но, это не помогло.
Шумахер: Хорошая гонка и результат не плохой. Особенно по-сравнению с напарником и с учетом стартовых позиций. Росберга Михаэль опередил еще на старте и так перед ним и финишировал. Нельзя забывать, что у Михаэля был один новый комплект мягкой, в отличии от Росберга. Однако особых дивидендов от нового комплекта Михаэль не извлек. Так и оставался в "шаговой доступности" от Росберга перед последним пит-стопом.
Росберг: Напарнику проиграл на старте. Но мог проиграть и Хайдфельду на финише. Оставалось совсем не много. Отрезок на жестком комплекте удался Нику гораздо хуже, чем Михаэлю.
Хайдфельд: Очередное подтверждение преимущества, которое в этом году получает гонщик от наличия новых комплектов по-сравнению с более успешными в квалификации пилотами :-) Причем у Хайдфельда почти получилось компенсировать явно неудачное решение командного мостика задержать пилота на первом отрезке на 21 круг. Хайдфельд много потерял в конце 1-ого отрезка на новом жестком комплекте. Однако, 3 новых мягких комплекта сделали свое дело :-) Вернее, Хайдфельд смог реализовать преимущество от новизны резины.
Перес: Что тут добавишь: молодец Перес. С новыми комплектами у Переса было все в порядке, но и Заубер в данный момент все-таки не Рено. Поэтому результат очень хороший и для команды и, в большей степени, для пилота.
Кобаяши: По идее должен был оказаться впереди своего менее опытного напарника, но проблемы на первом круге и потерянные там секунды сказались на итоговой позиции.
Петров: Как и в Турции приходится констатировать, что завоевание в первой половине гонки были упущены во второй. Но все-таки считаю, что большая часть вины за упущенные позиции лежит на командном мостике. Ну не должна была тактика Виталия по пит-стопам быть такой же как и у напарника, учитывая, что в отличии от немца у Петрова не было новых комплектов мягкой. Странно, что для Булье и компании это не очевидно. Да и последний отрезок в 25 кругов на жесткой показывает, что тактика была не очень: Хайдфельду совсем не много не хватило, чтобы опередить Шумахера и Росберг с абсолютно такой же тактикой как и у Петрова. Т.е., если вам Петров - не доказательство неправильной тактики, то посмотрите на Шумахера с Росбергом.
P.S. Напомню, что результаты прогнозов по квалификации и гонки в Турции можно посмотреть в заметке
www.sports.ru/tribuna/blogs/f1passions/194262.html
Круги после 2-го пит-стопа Хэмилтона (used soft) на 23 круге и перед 3-им пит-стопом Феттеля (new soft) на 34 круге:
Lap - Vettel - Lap - Hamilton
25 - 01:28,511 - 25 - 01:27,841
26 - 01:28,544 - 26 - 01:28,047
27 - 01:28,447 - 27 - 01:28,150
28 - 01:28,394 - 28 - 01:27,706
29 - 01:28,824 - 29 - 01:28,090
30 - 01:29,704 - 30 - 01:29,879
31 - 01:28,998 - 31 - 01:28,459
32 - 01:29,161 - 32 - 01:29,610
33 - 01:30,247 - 33 - 01:29,338
Lap - Vettel - Lap - Hamilton
37 - 01:28,689 - 37 - 01:28,458
38 - 01:28,562 - 38 - 01:28,371
39 - 01:28,865 - 39 - 01:28,343
40 - 01:28,953 - 40 - 01:28,705
41 - 01:28,802 - 41 - 01:28,516
42 - 01:28,193 - 42 - 01:28,210
43 - 01:27,933 - 43 - 01:28,072
44 - 01:28,987 - 44 - 01:29,434
45 - 01:28,007 - 45 - 01:27,497
46 - 01:28,087 - 46 - 01:27,827
47 - 01:28,177 - 47 - 01:28,268
Для сравнения опять же взя ты круги после 3-ьй «волны» пит-стопов перед 4-ой.
Lap - Vettel - Lap - Hamilton
37 - 01:28,689 - 37 - 01:28,458
38 - 01:28,562 - 38 - 01:28,371
39 - 01:28,865 - 39 - 01:28,343
40 - 01:28,953 - 40 - 01:28,705
41 - 01:28,802 - 41 - 01:28,516
42 - 01:28,193 - 42 - 01:28,210
43 - 01:27,933 - 43 - 01:28,072
44 - 01:28,987 - 44 - 01:29,434
45 - 01:28,007 - 45 - 01:27,497
46 - 01:28,087 - 46 - 01:27,827
47 - 01:28,177 - 47 - 01:28,268
Для сравнения опять же взяты круги после 3-ьй «волны» пит-стопов перед 4-ой.
Lap - Vettel - Lap - Hamilton
37 - 01:28,689 - 37 - 01:28,458
38 - 01:28,562 - 38 - 01:28,371
39 - 01:28,865 - 39 - 01:28,343
40 - 01:28,953 - 40 - 01:28,705
41 - 01:28,802 - 41 - 01:28,516
42 - 01:28,193 - 42 - 01:28,210
43 - 01:27,933 - 43 - 01:28,072
44 - 01:28,987 - 44 - 01:29,434
45 - 01:28,007 - 45 - 01:27,497
46 - 01:28,087 - 46 - 01:27,827
47 - 01:28,177 - 47 - 01:28,268
Для сравнения опять же взяты круги после 3-ей «волны» пит-стопов перед 4-ой.
Vettel
Отрезок - Комплект - Avg
2 - soft used - 01:29,895
3 - soft new - 01:28,694
4 - hard used - 01:28,485
5 - hard new - 01:27,663
Hamilton
Отрезок - Комплект - Avg
2 - soft new - 01:29,450
3 - soft used - 01:28,717
4 - hard used - 01:28,410
5 - hard new - 01:27,571
Webber
Отрезок - Комплект - Avg
2 - soft used - 01:29,617
3 - soft new - 01:29,228
4 - hard new - 01:30,190
5 - hard new - 01:28,331
В общем, я бы не сказал, что «значительно лучше».
Т.е., чтобы выходило за рамки самого простого ответа - более легкий болид к окончанию гонки :-)
Также можно предположить более стабильное поведение жестких комплектов, по-сравнению с мягкими.
И возможно настройка подвески, которая лучше адаптирована под жесткую резину.
Vettel
Отрезок - Комплект - Avg
2 - soft used - 01:29,895
3 - soft new - 01:28,694
4 - hard used - 01:28,485
5 - hard new - 01:27,663
Hamilton
Отрезок - Комплект - Avg
2 - soft new - 01:29,450
3 - soft used - 01:28,717
4 - hard used - 01:28,410
5 - hard new - 01:27,571
Webber
Отрезок - Комплект - Avg
2 - soft used - 01:29,617
3 - soft new - 01:29,228
4 - hard new - 01:30,190
5 - hard new - 01:28,331
В общем, я бы не сказал, что «значительно лучше».
Т.е., чтобы выходило за рамки самого простого ответа - более легкий болид к окончанию гонки :-)
Также можно предположить более стабильное поведение жестких комплектов, по-сравнению с мягкими.
И возможно настройка подвески, которая лучше адаптирована под жесткую резину.