Алонсо объявил об уходе из «Формулы-1». В «Макларене» уже нашли замену
На место чемпиона пришел сын другого чемпиона.
Фернандо Алонсо уже семнадцатый сезон гоняется в Гран-при. За это время он стартовал 303 раза, побывал на 97 подиумах (32 победы), два раза победил великого Михаэля Шумахера в очном противостоянии и завоевал два чемпионских титула. Правда, последний сезонный успех испанца датирован аж 2006 годом — с тех пор Маг одержимо искал лучшую машину для борьбы за третий кубок. Однако все его старания и перебежки между «Маклареном», «Рено» и «Феррари» в итоге так и не оправдались: бывший гонщик «Формулы-1» и телеэксперт Карун Чадхок место описал Алонсо как «без восьми очков пятикратного чемпиона».
Последние пять лет и вовсе можно назвать настоящим кошмаром: последняя победа случилась на Гран-при Испании-2013, после чего «Феррари» в 2014-м редко позволяла бороться за подиумы, а после перехода в «Макларен», заключивший неудачный альянс с «Хондой», даже попадание в топ-5 стало радостной редкостью для Фернандо. Продолжать не было смыла: 14 августа 37-летний пилот объявил об уходе из «Формулы-1» в конце текущего сезона.
«После семнадцати чудесных лет в удивительном спорте пришло время что-то поменять и двигаться дальше, – процитировал Алонсо пресс-релиз «Макларена». – Я наслаждался каждой минутой каждого потрясающего сезона, и мне не хватит слов для благодарности людям, внесшим вклад в особенные годы.
Посмотрим, что принесет будущее. Новые интересные вызовы не за горами. Я проживаю один из самых счастливых периодов в моей жизни, но пришло время перемен.
Я принял это решение несколько месяцев назад, и оно было твердым. Я искренне благодарю Чейза Кэри, Liberty Media и всех остальных людей, которые связывались со мной в это время, за попытки переубедить меня».
Еще испанец опубликовал в своих соцсетях ролик с невероятно трогательным обращением к «Формуле-1».
«Дорогая «Ф-1», ты не ждала меня, но я всегда был уверен в своем желании познакомиться. Едва научившись ходить, я бежал на твой шум и трассы, даже ничего толком о тебе не зная. Мы хорошо провели время: пережили и незабываемые периоды, и очень плохие. Вместе мы противостояли невероятным соперникам. Ты играла со мной, а я учился играть с тобой.
Я видел, как ты меняешься – иногда в лучшую сторону, иногда, по моему мнению, в худшую. Опуская визор шлема, я каждый раз чувствую твои объятья и энергию – и с этим ничто не сравнится.
Но сегодня передо мной встают вызовы серьезнее твоих. Я хочу запомнить тебя такой, какая ты есть в этом году — когда я демонстрирую свой лучший пилотаж. Я испытывают исключительно благодарность тебе и составляющим тебя людям за знакомство со многим культурами, традициями, языками и восхитительными людьми. За то, что все вы были моей жизнью. Я знаю, ты любишь меня. Будь уверена – я люблю тебя тоже».
Почему Алонсо ушел именно сейчас
У Фернандо появилось понимание провала стремлений к третьему титулу уже после двух бесславных лет с «Хондой» – недаром он переключился на Тройную корону автоспорта и попробовал себя на «Инди-500» именно в 2017-м. По идее, уже тогда его голову точно посещали мысли об уходе — и единственным сдерживающим фактором в 2018-м стало подписание контракта с новым мотористом «Рено». Испанец вместе со своей командой много раз заявлял о высоких ожиданиях на текущий сезон: «Макларену» хотелось вернуться в борьбу за подиумы, но реальность крепко вдарила под дых еще на тестах, обнажив огромное количество проблем внутри коллектива.
Общий ход сезона только подтвердил структурный кризис команды — а внешнего объединяющего фактора в лице японцев и их моторов уже не осталось. Вместо борьбы за подиумы Алонсо продолжил попадать в топ-10 лишь благодаря сходам соперников и везению, а конфликты среди персонала всплыли через английскую прессу и привели к отставке гоночного директора Эрика Булье (технического директора Тима Госса отстранили еще раньше). Глава всей компании Зак Браун подтвердил перестройку внутри всех корпоративных структур и не сумел дать даже приблизительный прогноз по возвращению в лидеры пелотона — по его словам, «Макларен» может остаться без подиумов и на пять, и на десять лет. В подобных условиях Фернандо просто не мог продолжать бессмысленное ожидание.
Вместе с тем удержать испанца в «Ф-1» могли только деньги либо место в побеждающем коллективе. Но никто из «Большой тройки» топ-конюшен не захотел брать к себе гонщика с тяжелым характером, регулярно организующем расколы внутри команд (по словам сразу нескольких бывших гонщиков), а платить гонорар в размере более 30 миллионов долларов могли лишь «Макларен» и «Рено». Последние остановились на кандидатуре Даниэля Риккардо — и у Алонсо остался лишь один вариант на 2019 год. Видимо, испанец слишком устал от агонии стагнирующей команды и не захотел больше терпеть слабую машину даже за восьмизначные суммы.
Алонсо еще будет гоняться
Пресс-релиз «Макларена» не зря сформулировали как «Алонсо не будет в «Формуле-1» в 2019-м»: его заявление вовсе не означает завершение всех карьеры (как поступил Нико Росберг почти два года назад). У Фернандо все еще остается действующий контракт на суперсезон в WEC, и по нему испанца в ближайшем году ждут как минимум «1000 миль Себринга», «6 часов Спа» и очередные «24 часа Ле-Мана». Однако Маг уже выиграл легендарный суточный марафон, так что в приоритете теперь будут совсем не гонки на выносливость.
Единственным недостающем трофеем для завершения мечты Алонсо — завоевания Тройной короны автоспорта — остается лишь победа на «Инди-500». Почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать: Фернандо приедет туда в 2019-м. Также все еще возможен и переход в «Индикар» на постоянной основе, вот только владелец команды в американской серии Майкл Андретти недавно рассказал о внутренних дедлайнах: по его словам, чтобы успеть все организовать, «Макларен» и Фернандо должны принять решение об участии в полном сезоне в середине августа — то есть буквально на днях. В случае задержки хотя бы до 19-го уже появляется риск не успеть с подготовкой машины, логистики и персонала — следовательно, если в ближайшее время новостей о переходе так и не появится, Алонсо приедет в Америку только лишь на один заезд в Индианаполисе.
Президент компании, владеющей «Индикаром», подтвердил желание «Макларена» собрать новую команду для участии в грядущем сезоне, но, по его словам, «никакой ясности не появится примерно до конца года».
С другой стороны, куча других серий уже высказала заинтересованность в приглашении испанца. Например, другой заокеанский чемпионат NASCAR уже предложил Алонсо принять участие в собственном пробеге на 500 миль — но по Дайтоне.
А бывший напарник Фернандо по «Феррари» Фелипе Масса позвал товарища погоняться друг с другом в «Формуле Е».
Маг настолько известен, что волен выбрать абсолютно любой чемпионат — и он везде привлечет море внимания, прессы и фанатов. Теперь же все зависит исключительно от его желаний.
Алонсо может вернуться в «Формулу-1»?
Теоретически подобный поворот возможен. Испанец не стал отпираться и прямо заявил о шансах в пресс-релизе.
«Сердцем я всегда с «Маклареном», – гласит официальный сайт команды. – Знаю, в будущем ребята станут лучше и сильнее. Если тем самым найдется подходящий момент для моего возвращения – я буду рад».
Но вряд ли Маг совершит обратный трансфер до второй половины 2019-го, ведь некоторые гонки WEC вместе с «Инди-500» накладываются на Гран-при. К тому же вряд ли «оранжевые» сумеют спрогрессировать за столь короткий период, так что Фернандо скорее обратился к «Мерседесу» и «Феррари» и заявил о готовности сразиться за титул в 2020-м. Вряд ли он станет заморачиваться с возвращением в команду без потенциально чемпионского болида — потому как тогда его уход теряет всякий принципиальный смысл.
Сайнс заменит Алонсо в «Макларене»
Как ни странно, уход лидера может помочь команде: у них появился повод сплотиться, а также «лишние» 30 миллионов долларов — достаточно неплохая инъекция для ускорения развития болида. С другой стороны, «оранжевые» потеряли опытного гонщика — и главной задачей руководства стал поиск адекватной замены. Ее нашли довольно быстро – уже 16 августа «оранжевые» объявили о подписании контракта с другим испанским пилотом – Карлосом Сайнсом.
Мадридец является сыном двукратного победителя «Дакара» и чемпиона мира по ралли Карлоса Сайнса (да, они полные тезки) и завершает уже четвертый сезон в «Формуле-1». На его счету 72 Гран-при и два финиша в топ-5 – но не стоит считать парня слабым гонщиком: он ездил только за середняков из «Торо Россо» и «Рено» и в обеих командах проявил стабильность. Временами новичок «Макларена» выглядел очень солидно на фоне очень талантливых напарников в лице Макса Ферстаппена и Нико Хюлькенберга – и потому контракт на два года (по данным ESPN) подписали так быстро: «оранжевые», судя по слухам, вели переговоры с испанцем примерно с начала лета и тянули с оформлением лишь из-за ожидания финального решения Алонсо.
Для Сайнса переезд в Уокинг определенно станет понижением, но ни в «Рено», ни в «Ред Булл» на него, похоже, не рассчитывали: французы ловко перехватили у конкурентов нащупавшего пик формы Даниэля Риккардо, а «быки», судя по всему, заменят австралийца впечатлившим работой с «Хондой» Пьером Гасли. У испанца в подобных обстоятельствах не было альтернативных предложений по продолжению карьеры, но с другой стороны ему исполняется только 24 год – а значит, он вполне может успеть выстроить сильную команду вокруг себя и войти в историю спасителем некогда славной конюшни.
А вот напарник Сайнса пока неизвестен. На второй кокпит претендуют нынешний пилот «Макларена» Стоффель Вандорн и один из лидеров «Формулы-2» Ландо Норрис. Первый даже в 26 лет так и не смог впечатлить руководство в своей скорости: по словам Зака Брауна, у бельгийца подписан «многолетний» контракт, но «оранжевые» не спешат его подтверждать. Второй же всех впечатлил в прошлогоднем розыгрыше «Формулы-3» вплоть до сравнений с Льюисом Хэмилтоном, но в нынешнем сезоне он пока проигрывает проспекту «Мерседеса» Джорджу Расселлу – хотя многие ждали от Ландо доминирования на уровне Шарля Леклера (7 побед и 72 балла преимущества над вице-чемпионом). У Норриса же к данному моменту лишь одна победа и 22 очка проигрыша сопернику – и потому «Макларен» вполне может оставить парня еще на сезон в молодежной серии либо сдать в аренду в «Торо Россо». Такой вариант стал бы выигрышным для обоих «оранжевых» пилотов.
Также возможен вариант по замене Вандорна на Эстебана Окона: перспективы француза в системе «Мерседеса» немного подвисли, и Тото Вольфф публично пообещал не мешать талантливому гонщику с переходом в другие команды. Эстебан же проводит уже второй солидный и стабильный сезон «Форс-Индии» вровень с Серхио Персом (а в 2018-м даже превосходит его по квалификациями и совместным финишам со счетом 9:3 и 7:2 соответственно) – «Макларен» не может не попробовать заполучить столь талантливого пилота. Стоффелю в таком случае стоило бы поискать варианты в других командах (или даже сериях), да и Сайнсу тоже придется нелегко.
Однако кого бы конюшня из Уокинга ни подписала на должность второго пилота – Алонсо в имиджевом плане заменить невозможно. В их составе выступал хотя бы один чемпион мира аж с 2007 года, а до того момента за «Макларен» ездили Кими Райкконен, Хуан-Пабло Монтойя и Дэвид Култхард. Похоже, спонсорские поступления неизбежно упадут еще сильнее – но главное, чтобы новички «оранжевых» сумели проявить себя на трассе под стать прославленным предшественникам.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson (1,3), Dan Istitene; globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Lars Baron; globallookpress.com/Xavier Bonilla
вы вообще смотрели сезон 2005? с Шумахером там очного противостояния в чемпионате не было вообще! сходились они пару раз на трассе но не более. в том сезоне бриджстоун не ехал от слова совсем
сезон 2012 был незабываем, никакие титулы не нужны, когда показываешь космический скилл на протяжении всего сезона.
эх, если бы в спа грожан не выпилил нандо в первом повороте...
Точно так же, как очень хорошие актеры иногда выбирают неудачные фильмы несколько раз подряд, проваливаются в прокате и их карьера летит в тартары. Так же Алонсо выбирал вроде разумно, но в итоге его решения оказывались провалами.