6 мин.

Протесты в Парке

Осталось мало свидетельств тому, что когда-то Гран-при проходил на скрученных улочках Монтжуик Парка с видом на Барселону. На старом месте старт/финиша установлен монумент, но многие, проходя по парку, забывают его место в истории Формулы 1.

В современную эпоху широких зон безопасности и высокотехнологичных барьеров никто и подумать не может о гонке на узких пересекающихся улочках с аллеями по сторонам. Но в течении четырех лет с 1969 по 1975 годы Гран-при Испании чередовались между Монтжуиком и специально построенным треком Харама близ Мадрида.

Нет сомнений, что испанский этап был всегда почитаем и вселял страх в гонщиков. Уже в 1970 году FIA подняла шум, заявив о необходимости перепроектирования профиля трассы, снижения скорости на прямых путем введения шикан, особенно перед "трамплином стадиона". Власти Барселоны долго этому сопротивлялись, получив в конце концов ультиматум от руководства гонок, чтобы к все изменения должны быть приняты к 1977 году, чтобы сохранить гонку в календаре чемпионата мира.

Для оказания давления FIA также приказала установить новые заграждения к гонке 1975 года, дав организаторам чуть более недели для приведения в исполнение своих поручений. Хотя изменения были необходимы, но сумбурная подготовка означала, что трасса едва ли будет готова к пятничной практике.

Первым знаком тому, что стандарты безопасности устарели, стал эпизод с Эмерсоном Фиттипальди, который возвращался по треку и решил перелезть через барьер безопасности, но он рухнул под его собственным весом. Последующая проверка показала, что в таком же состоянии находятся пости все ограды на трассе.

Джеки Стюарт, который был репортером Daily Express, отойдя от гонок двумя годами ранее, рассказал такую историю: "Когда я прибыл в Барселону, трек был утвержден организаторами и готов к практике и квалификации. Но я лично был в состоянии сдвинуть барьеры и вынуть болты, которыми они крепились, голыми руками. На некоторых из них не было даже гаек. Некоторые были настолько свободны, что сами выпадали из отверстий".

Ассоциация Пилотов Гран-при (GPDA) начала действовать, пригрозив решительными действиями, если барьеры не будут приведены в порядок. Переговоры вел президент GPDA Дэнни Хьюм, и его поддержали такие люди, как Ники Лауда, Карлос Рёйтеманн, Джоди Шектер и Фиттипальди. Пятничная утренняя практика была отменена, а днем на трассе появились лишь Жаки Икс и Витторио Брамбилла, не являвшиеся членами GPDA.

Это привело к тому, что работники трека трудились всю ночь, чтобы привести его в порядок. В субботу утром команды послали своих собственных механиков, чтобы убедиться, что каждый болт достаточно затянут, и поспешно начали работу. В полдень GPDA проверила трассу и организовала голосование по поводу целесообразности проведения гонки - только шесть членов считали, что это безопасно.

Но на этот раз организаторы не пошли на поводу и сказали, что команды нарушат условия контракта, если гонка не состоится. Согласно докладу в Guardian, власти Барселоны даже пригрозили конфисковать машины с Олимпийского стадиона, который служил временным паддоком в тот уик-энд. Теперь под давлением руководства трассы, FIA и команд пилоты уступили и к началу квалификации выехали из боксов. Стюарт считает, что некоторые пилоты выехали на трассу под давлением, и официальное заявление GRDA гласит: "У пилотов не было выбора, кроме как принять участие во второй практике сегодня днем".

Фиттипальбы стал единственным, кто настоял на своем решении, проехав три обязательных круга, согласно контрактным обязательствам с McLaren, убедившись, что их недостаточно для квалификации. "Я не хочу гоняться, потому что я не верю, что трасса будет безопасна для проведения Гран-при", - сказал он после сессии.

К концу квалификации Ferrari Клея Регаццони и Ники Лауды заняли первый ряд стартового поля, а на втором расположились Джеймс Хант и Марио Андретти. Еще было беспокойство среди пилотов, но когда в воскресенье погасли огни, 25 машин бросились во весь опор к первому повороту.

Оградительные барьеры были испытаны на прочность уже через милю после старта, когда Ники Лауду задели сзади и его развернуло носом в барьер, при этом он задел партнера по команде Клея Регаццони. Для Лауды гонка на этом закончилась, но оба пилота Ferrari остались невредимыми, и после длительного пит-стопа Регаццони вернулся на трассу.

Хант перехватил инициативу, но на шестом круге он тоже задел барьер, потеряв заднюю часть своего Hesketh на луже масла. Его гонка так же закончилась, но в очередной раз барьеры прошли испытание, и гонка продолжилась. Андретти возглавлял гонку до поломки подвески, в результате которой ему пришлось сойти, вследствие чего Рольф Штоммелен сенсационно оказался впереди Карлоса Пейса и Ронни Петерсона.

Но на 26-м круге случилась катастрофа. Через несколько секунд после пересечения линии старт/финиш заднее антикрыло машины Штоммелена отвалилось как раз на "трамплине стадиона". Лишенная прижимной силы машина влетела в барьеры, взлетела высоко в воздух и приземлилась на противоположной стороне трассы - как раз на Посольском Холме, где была усилена безопасность днем ранее. Он разорвал часть сетки безопасности, зацепил фонарный столб и приземлился вверх тормашками в толпу зрителей, убив пожарного и еще четырех человек. Штоммелен чудом выжил, сломав обе ноги и несколько ребер.

Десять минут и четыре круга прошло, прежде чем губернатор провинции попросил остановить гонку и позволить аварийно-спасательным службам добраться до места происшествия. Очевидцы говорили, что полиция применяла дубинки, чтобы остановить людей, помогавших Штоммелену и маршалам, достававшим немца из загоревшейся машины. Босс команды Грэм Хилл и Уилсон Фиттипальди бежали из боксов, чтобы спасти пилота, который попал в аварию.

Многие еще с горечью вспоминают те два дня, обвиняя организаторов, хотя заградительные барьеры выполнили свою работу. Из своего дома в Швейцарии Фиттипальди сказал: "Этот позорный трек не был достаточно безопасным. Я очень, очень, очень разочарован. Каждый хоть немного в этом виноват - пилоты, решивгие участвовать, и организаторы. Но больше всего Международная Спортивная Комиссия, которая утвердила трассу".

Пейс, который видел летящую над ним машину Штоммелена, добавил: "Гонка не должна была начаться. Нельзя играть с человеческой жизнью так, как это было сегодня".

На самом деле это был трагический несчастный случай, вызванный неисправностью крыла на опасном участке трассы. Вина не должна распространяться на всех. Владелец команды Хилл, который был свидетелем такой большой трагедии, говорил спокойным голосом разума.

"Могло быть намного хуже. Барьеры безопасности и сетка погасили скорость автомобила, а то он мог бы улететь еще дальше в толпу. В Англии вы покупаете билет, и вас предупреждают, что автоспорт является опасным, и вы посещаете это на свой страх и риск".

Менее 66% дистанции было пройдено, и первой шестерке дали только половину очков, победил Йохен Масс на McLaren. Среди набравших очки была Лелла Ломбарди, которая стала первой и пока единственной женщиной, набиравшей очки в чемпионате мира (хотя и пол-очка) Формулы 1 за шестое место.

Договор с Монтжуик Парком не был продлен на гонку 1977 года, чтобы положить конец краткому и драматическому существованию трассы в Формуле Один.

 

Источник - espnf1.com