Карун Чандок: «Феттель просто недосягаем для других»
В колонке для ESPN F1 тест-пилот Lotus Racing Карун Чандок проводит собственный анализ Гран-При Турции, высказывает свое мнение о DRS и шинной стратегии, а также высказывается относительно слов Михаэля Шумахера.
Гран-При Турции был наполнен тактическим хаосом, который запутал команды, пилотов и даже комментаторов! Первая шестерка в квалификации тем же составом финишировала и в гонке и Себастьян Феттель опять одержал подавляющую победу, но из-за этого не следует забывать о всем гран-при...
Себастьян просто ездит в недосягаемой для других зоне. Начиная с Японии прошлого года он был всегда успешен и лишь сгоревший мотор в Корее-2010 и использование лучшей стратегии Льюисом в Китае-2011 остановили потенциальную победную серию из 8 гонок. Пятничная авария в восьмом повороте, которая не позволила ему участвовать во второй практике, была минорной нотой, кроме того, ему хватило всего пяти кругов в третьей свободной практике, чтобы показать высокий результат в субботу утром! Его квалификационный круг был невероятно быстрым - в действительности многие заметили, что он использовал DRS перед третим апексом восьмого поворота, вто время как остальный использовали его только после четвертого апекса. Как только прошел старт, Себ мог выиграть гонку как на тактике трех пит-стопов, так и на стратегии четырех остановок в боксах, но безопасней всего было использовать четыре пит-стопа, столько же, сколько и Фернандо и Марк.
Позади Себастьяна проходила гонка, в которой прекрасно смешались борьба на трассе и на тренерском мостике. Большинство пилотов, заработавших очки были на тактике четырех пит-стопов, лишь Баттон, Буэми и Кобаяси были на трех остановках. Эта стратегия не особо помогла Дженсону, но я склонен думать, что Себастьян и Камуи получили преимущество, ведь они продвинулись вперед по сравнению со своими стартовыми позициями. Хорошо понимаешь ситуацию послушав комментарии пилотов после гонки, инженерам и пилотам следует искать способы общаться друг с другом во время гонки чаще для обсуждения гоночной стратегии.
Всегда трудно водить, не зная, где расположены относительно тебя твои соперники если нет возможности их увидеть. Нико росберг после гонки говорил о том, что был удивлен тем, что он шел позади Renault, однако затем он обогнал Баттона в борьбе за пятое место.
В команде всегда боятся сказать что-нибудь лишнее по радио пилотам, что может их испугать или отвлечь, а также не сообщают о других командах. На самом деле было забавно услышать Андреа Стеллу, сообщающего Фернандо о действиях Red Bull важную информацию, на итальянском - готов сделать ставку, что в Red Bull и McLaren в этот момент начали срочно искать итальянского переводчика. Это заняло около 30 секунд на радио BBC и наша страница в twitter была забита переводами, поэтому я считаю, что команды перестанут вскоре это использовать, хотя это часть игры, как бросить крученый мяч.
Ferrari и Фернандо провели великолепную гонку. Пройти такой долгий путь - фактически с субботней квалификации - и финишировать в десяти секундах отставания от победителя и не отставая всю гонку от Уэббера - это впечатляющий результат. Снова они показали, что квалификация есть лишь один из шагов к победе, которая в этом году куда меньше зависит от субботы - вечером Ferrari улетала в Маранелло набрав больше очков, чем завоевал Нико Росберг своей блестящей третьей позицией в квалификации. Безусловно важно квалифицироваться в топ-5, однако теперь это уже не столь важно, как в прошлые годы, за это следует сказать "спасибо" шинам Pirelli и системе DRS.
Также интересно то, что после двух гонок стало понятно - тактика большего количества пит-стопов и большего количества свежей резины является лучшей стратегией - и McLaren яркий тому пример. Они стартовали друг за другом, однако Льюис, потерявший пару позиций, выйдя широко из третьего поворота на первом круге, и задержавшийся на пит-стопе из-за проблем с гайковертом, все равно финишировал впереди Дженсона в 20 секундах. Даже фирменный стиль Дженсона не помог стратегии, а значит у остальных шансов еще меньше. Шинный инженер сказал мне, что стратегия трех остановок сработала у Камуи и Себастьяна потому, что они ехали примерно на секунду медленнее, чем Red Bull и McLaren и потому их комплекты меньше стирались. Это произвело на меня впечатление.
Появилось множество вопросов о том, что DRS сделала обгоны слишком легкими. Эти взгляды разделяет около половины паддока, однако моя точка зрения такова: а знают ли люди, смотрящие телевизор, что такое DRS? Моя мама не знает, мой сосед не знает, владелец паба неподалеку не знает - они видят великолепные гонки со множеством обгонов, чего и хотели зрители.
Еще одной темой для обсуждения в Турции является Михаэль Шумахер. Я понимаю, что в интервью после гонки он заявил, что не получает удовольствия от Формулы-1 в данный момент и я очень расстроен услышать это. Михаэль - настоящая легенда в нашем спорте и был для меня одним из героев, когда я был подростком. Его возвращение в Формулу-1 было действительно отличной новостью в прошлом году и я думаю, что большинство людей внутри и снаружи паддока согласятся со мной, если я скажу: "Я буду счастлив увидеть его победу в этому году". Здесь нет никакой бравады, любой кто видел, как он атакует в восьмом повороте согласится со мной, однако он снова был незаметен на фоне Росберга в этот уик-энд, кроме третьего сегмента, где лишь ошибка в первом повороте вызвала потерю времени.
Ждем Барселоны, которая может оказаться решающим тестом для правил 2011 года - неизвестно, увидим ли мы обгоны на трассе в Каталонии.