Риккардо сбежал в «Рено». Самый смелый трансфер «Формулы-1»
Все в шоке.
Австралийский гонщик Даниэль Риккардо отдал программе «Ред Булл» десять лет и провел в цветах «быков» 141 Гран-при, выиграв семь из них (и еще 22 раза попав на подиум). Он дважды становился третьим в общем зачете и в дебютном сезоне за основную команду опередил четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. Выступления в «Ред Булл» принесли Медоеду популярность среди болельщиков и славу одного из лучших мастеров обгонов и вообще пилотов в современной «Формуле-1», и потому в слухи о возможном уходе трудно было поверить — особенно когда отвалились варианты с «Мерседесом» и «Феррари».
Тем сильнее всех шокировала новость о грядущем в конце текущего сезона переходе Риккардо в «Рено». Французская команда все-таки не поднималась выше четвертого места в Кубке конструкторов еще с 2007 года, не появлялась на подиумах с 2011-го, а гонки не выигрывала и вовсе с 2008-го. Именно поэтому решение отказаться от способного побеждать болида («Ред Булл» собрал уже три Гран-при в 2018-м) выглядит очень эмоциональным и не самым логичным.
Все произошло очень быстро
Советник гоночной программы австрийского концерна Гельмут Марко признал, что не знал заранее о решении своего парня.
«Риккардо позвонил мне в четверг. Он сказал, что захотел перемен. Даниэль провел с нами десять лет. Это как в семье: бывает, что супруги долгие годы живут вместе, но порой чувствуется необходимость в изменениях».
Руководитель команды Кристиан Хорнер и вовсе отделался лишь коротким и довольно сухим пресс-релизом.
«Мы с уважением относимся к решению Даниэля и желаем ему всего наилучшего в будущем. Хотим поблагодарить его за вклад в работу команды с 2014 года: ключевыми моментами нашего сотрудничества стали семь побед и 29 подиумов».
Как говорят инсайдеры Daily Mail, босс изначально воспринял слова своего пилота как шутку, ведь еще неделю назад Медоед пообещал в этом месяце продлить контракт со своей конюшней и несколько раз повторял, что вариантов у него практически не осталось. По информации источника издания, Хорнер и Риккардо достигли устного соглашения и даже записали ролик специально для официального объявления. Судя по всему, Дэн принял решение совсем недавно и сразу же оповестил о нем нынешних работодателей — но и до рассказов о грядущем продлении контракта он рассматривал переход в далекие от побед коллективы.
«Мы встречались несколько раз, – признался руководитель «Макларена» Зак Браун. – Мы большие поклонники Даниэля. Как близки мы были к тому, чтобы его подписать? Наверное, только он сам знает ответ на этот вопрос. Похоже, он очень хотел уйти [из «Ред Булл»], так что все сводилось к выбору между «Маклареном» и «Рено».
В таком случае второй вариант безусловно выглядит более логичным: все-таки французы намного ближе «оранжевых» к топ-3, и у них есть заводская поддержка вместе с бюджетом и желанием добиться успеха. Многие из-за этих факторов даже поспешили сравнить трансфер Риккардо с переходом Льюиса Хэмилтона из «Макларена» в «Мерседес» в 2013-м, обеспечивший англичанина тремя чемпионскими титулами, но на самом деле ситуации все-таки немного различаются. Хэмилтон уходил в команду, вложившую все силы в развитие силовой установки для нового регламента, вступавшего в силу в 2014-м году (причем новые моторы здорово отличались от действовавшего регламента), но обладавшую подиумами, поулами и даже одной победой. В подобных условиях выбор Льюиса трудно назвать «гаданием» – а «Рено» в свою очередь находится в другой ситуации: новый моторный регламент не несет кардинальных изменений, а нынешний турбодвигатель французы не могут довести до топового уровня уже четыре года. При подобных условиях надежды на внезапный прорыв все-таки обычно относят не в логичную категорию, а в раздел «а вдруг?».
Риккардо напугала «Хонда»?
Фактор двигателей определенно имел значение при рассмотрении вариантов на 2019-й — и вряд ли кому-то удастся сделать вид, будто переход «Ред Булл» на японские моторы не насторожил Даниэля. Конечно, «Торо Россо» уже полсезона провела с токийской техникой и пока не столкнулась с постоянными отказами во время гонок – хоть Пьер Гасли и Брендон Хартли потратили даже по шесть комплектов некоторых компонентов, речь скорее о постоянном вводе в эксплуатацию обновлений. Вместе с тем фарму «Ред Булл» удалось провести несколько очень крутых гонок и занять четвертое место в Бахрейне и шестое в Венгрии, уже побив лучшие достижения «Макларена» за предыдущие три года.
Однако пример «оранжевых» из 2018-го наглядно показал всем: проблема была не только в самих моторах, но и в интеграции установок в шасси. Подобные трудности наблюдаются и в текущем сезоне — причем не только у ребят из Уокинга, но и внезапно у «Ред Булл».
Если подробно изучить статистику сходов текущего сезона, то у заводской команды «Рено» двигатель отказал лишь раз — на Гран-при Австрии у Нико Хюлькенберга. В то же время «тауриновые» только за время гонок собрали пять проблем с различными компонентами силовых установок (включая отказ MGU-K в Монако, не помешавший победе Риккардо) — соотношение вполне напоминает мучения «Макларена» и Алонсо. Вероятно, Дэн, лучше знающий рабочие процессы технического штаба его нынешней команды, решил, что с интеграцией «Хонды» в шикарное шасси Эдриана Ньюи возникнут еще большие проблемы, побоялся роста количества сходов — и ушел в заводскую конюшню, хотя бы обеспечивающую надежность. Сюда вполне вписывается и внезапность принятого решения, ведь все произошло сразу после Гран-при Венгрии, где напарник австралийца столкнулся с очередной потерей мощности (сам Медоед пережил то же самое на предыдущей гонке в Германии, сойдя из-за снижения производительности нового мотора).
Также важным фактором могли стать серьезные инвестиции «Рено» в развитие болида и силовой установки: так перспективы выступления за «желтых» с 2019 года выглядят чуть менее рискованными по сравнению с альянсом «Ред Булл» и «Хонды».
Фактор Ферстаппена
Голландский напарник Риккардо регулярно побеждает в квалификациях и раз за разом в гонках доказывает свою скорость. Кажется, уже ни у кого не осталось сомнений: Макс все-таки быстрее, но Дэн стабильнее и лучше справляется с трудными ситуациями. Однако именно с Ферстаппеном в прошлом году заключили трехлетний дорогостоящий контракт с зарплатой в районе 20-27 миллионов евро, предложив заняться строительством команды вокруг себя — подобный подход начисто исключает долгосрочное сотрудничество еще и с амбициозным австралийцем.
Наличие двух прим слишком дорого обходилось бы «Ред Булл», и потому концерн вряд ли согласился удовлетворить все финансовые аппетиты Риккардо. Как утверждает Auto Motor und Sport, Дэн искал двухлетний контракт с зарплатой в 20 миллионов за пределами австрийской компании, а с «тауриновыми» согласен был подписать соглашение всего лишь на сезон (что почему-то не устраивало Хорнера). Тем не менее, стороны достигли некой предварительной договоренности — а затем Медоед все-таки нашел менее рисковый вариант с желаемыми условиями.
Помимо надежности болида, против продления отношений с «Ред Булл» могли сыграть и несоответствия внутренним корпоративным правилам: при подписании контракта с Ферстаппеном Гельмут Марко произнес фразу «достигшие успеха в нашей компании достойны больших денег». Если «тауриновые» в то же время не пошли навстречу Риккардо по его финансовым запросам, он мог воспринять подобное отношение однозначно: теперь его видят лишь как очень популярную и улыбчивую версию Марка Уэббера. Чемпионские амбиции Дэна справедливо не могли допустить подобного — и в таком случае уход из «Ред Булл» тоже видится весьма логичным.
С Хюлькенбергом не будет проще
Конечно, вряд ли гонщик из Перта рассматривал силу будущего напарника при выборе команды — все-таки Нико никогда не ездил на топовых болидах и не попадал на подиум. Но на самом деле немец регулярно опережал Карлоса Сайнса, довольно часто боровшегося наравне с Максом Ферстаппеном во время общего периода в «Торо Россо» – а значит, Халк вполне способен превзойти и Риккардо.
Для Хюлькенберга 2019-й год и вовсе станет практически главным экзаменом в жизни: он получит последний шанс доказать свой талант в соперничестве с общепризнанным топ-пилотом. В то же время в случае поражения от Нико Дэн попадет в крайне затруднительную ситуацию и, возможно, потеряет шансы на титул. Здесь многое зависит от доброй воли руководства «Рено», их дозволения бороться на трассе и взгляда на командную тактику.
Кто заменит Риккардо в «Ред Булл»
Возвращение Карлоса Сайнса в австрийскую программу стало бы самым логичным шагом, но сразу после официального подтверждения трансфера Дэна в куче зарубежных СМИ появились рассуждения по поводу иных вариантов. Главным аргументом они привели нежелание доктора Марко воссоединять испанца с Ферстаппеном, потому как во время их совместного выступления за «Торо Россо» отношения между напарниками очень быстро переросли в очень натянутые и даже враждебные. Издание Marca в свою очередь также написало о появлении у Макса права вето при выборе напарника : якобы такая опция активировалась только в случае ухода Дэна и теперь голландец как раз ею и воспользовался. Для Сайнса подобные новости звучат не очень весело: единственным альтернативным вариантом остается «Макларен», и гонщик из Мадрида — далеко не первый кандидат на место в оранжевом кокпите.
В таких условиях самым реальным кандидатом на переход в «Ред Булл» становится пилот «Торо Россо» Пьер Гасли. Француз за неполный сезон успел удивить практически всех в паддоке зрелым пилотажем, умением беречь шины и высокой скоростью (как идеальный пример — квалифицировался выше Макса в дождевой Венгрии). Также у чемпиона GP2 2016 года имеется опыт в работе с двигателями «Хонды» – а инженеры «быков» явно не откажутся от подобного помощника.
Однако возникает дилемма слишком раннего повышения (сломавшая карьеру Даниила Квята), да и некому будет занять свободное место в «Торо Россо». Разве что «тауриновые» возобновят переговоры с «Маклареном» по переходу или аренде Ландо Норриса в обмен на права на технического директора дочерней команды Джеймса Ки или попробуют перехватить Стоффеля Вандорна.
Также в «Ред Булл» определенно рассмотрят кандидатуру очень быстрого юниора «Мерседеса» Эстебана Окона: француз, судя по всему, пока остался без вариантов на 2019-й год после закрытия всех вакансий в «Рено», да и немцы обещали не мешать развитию его карьеры. Препятствием снова могут стать напряженные отношения с Ферстаппеном в молодежных сериях, но в недавнем интервью официальном каналу «Формулы-1» Окон заявил о ремиссии вражды с голландцем: по словам Эстебана, после перехода в Гран-при они с Максом стали вполне спокойно общаться.
Альтернативным вариантом для «Ред Булл» стало бы приглашение какого-нибудь чемпиона из другой серии — например, Себастьен Буэми пересмотрел бы нежелание рисковать карьерой ради дебюта в первой команде. «Торо Россо» же точно рассмотрит гонщика «Формулы-3» Дэна Тиктума — вот только у него на данный момент нет даже лицензии класса А для тестов в «Ф-1», да и он вполне может пролететь мимо суперлицензии на следующий год. В самом крайнем случае доктор Марко с коллегами может рискнуть и поискать нераскрытый талант в парнях вроде Йоэля Эрикссона, Феликса Розенквиста, Александра Албона и прочих звезд ДТМ, «Формулы Е» и «Ф-2», не задействованных в гоночных программах.
Абитебуль отомстил Хорнеру
Босс «Ред Булл» давно прославился как мастер изысканного подкола и тонкого троллинга — а с руководителем «Рено» у него сложились особые отношения. Еще с 2015 года Кристиан не упускал возможности задеть Сириля, в шутку называл его «раздражительной белкой» и даже пародировал манеру говорить в одном из шоу «Формулы-1». После отказа двигателя на болиде Ферстаппена Хорнер снова не смолчал, объявив в прямом эфире о «своем разрешении Абитебулю прийти и извиниться за низкое качество дорогой продукции».
Руководителя «Рено» трудно назвать дипломатичным или дальновидным человеком, но стоит отдать ему должное: он нашел способ ответить на изысканные подколы англичанина в своем стиле — просто и без слов увел важного члена команды в тот момент, когда подобного ожидали меньше всего.
Тем временем у французов осталось еще девять гонок в одном тандеме с «Ред Булл». Так что впереди нас ждет новый сезон мыльной оперы о крепкой любви между двумя конкурентами — и он, похоже, будет еще горячее предыдущих.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox
Так что вопрос был ровно один - остаться доживать свой век на подпевках у Макса (которому до уровня настоящего топа еще далеко), либо уйти доказывать что-то (в первую очередь - себе).
Молодец, что выбрал второе. Теперь ждем движуху.
Давайте будем объективны.
Однако имхо, Ред Булл медленно, но уверенно скатывается в яму. Ставка на молодого и быстрого сработала в случае с пальцем, но сейчас у школотрона нет самовоза, а с переходом на Хонду вообще хз что будет.