«Как вы расслабляетесь? А я не напрягаюсь». Хуан-Пабло Монтойя и его удивительная карьера
Невероятно талантливый колумбийский гонщик, своим агрессивным стилем вождения был чем-то похож на Жиля Вильнева, и так же как канадец быстро собрал большое количество поклонников. Прояви он немного больше упорства он вполне мог бы стать чемпионом «Формулы-1».
Родился Хуан-Пабло в столице Колумбии Боготе. Как и многие гонщики «Формулы-1», Хуан-Пабло Монтойя начинал свою карьеру в картинге, дебютировав в одной из серий Колумбии уже в шесть лет. Стоит отметить, что будущая судьба парня была во многом предопределена его отцом, который души не чаял в автогонках, и страстно мечтал увидеть сына в качестве профессионального пилота. После череды побед в национальных картинговых соревнованиях, некоторое время выступал в Мексике и Штатах, а в 1995 году перебрался в Европу. Колумбиец уже в столь молодом возрасте демонстрировал феноменальную скорость за рулем любой машины, в которой ему посчастливилось очутиться.
Первой серией колумбийца в старом свете стала британская Формула-Vauxhall, где набрав 125 очков колумбиец занял третье место, годом спустя по итогам британской «Формулы-3» он стал пятым, но настоящий успех в Европе к нему пришел когда он дебютировал в «Формуле-3000». Он выиграл уже свою вторую гонку, до конца сезона выиграл еще дважды и чуть было не стал чемпионом уже в дебютном сезоне. Такой успех не остался не замеченным командами «Формулы-1» и Фрэнк Уильямс быстро предложил ему контракт тест-пилота. В 1998-м Монтойя совмещает тестовую работы с выступлениями в F3000, где становится чемпионом серии, но когда он уже был готов сесть за руль боевого «Уильямс», выяснилось что в команде решили обменять его на Алессандро Дзанарди.
Колумбиец вынужден был вернуться за океан, где дебютировал в серии CART. Дебют вышел еще более впечатляющим чем в F3000 - 7 побед и чемпионский титул! После чего Монтойя уже сам предпочел остаться в CART еще на год. Второй сезон вышел не слишком удачным, его преследовали технические пробелмы (12 сходов в 20 гонках), зато он выиграл легендарные «500 миль Индианаполиса».
В 2001-м колумбийца уже с нетерпением ждали в «Формуле-1». И вновь дебют получился ярким, уже в своей третьей гонке Хуан-Пабло смог опередить на трассе самого Михаэля Шумахера и выйти в лидеры гонки, но когда уже казалось что колумбиец готов одержать свою первую победу, в него врезался отстававший на круг Йос Ферстаппен. Временами Хуан-Пабло Монтойя вел себя на трассе чересчур эмоционально, да и болид «Уильямс» все еще не мог похвастаться надежностью, поэтому шестое место по итогам первого сезона вряд ли можно назвать отличным результатом. С другой стороны, колумбиец сумел уже в первом сезоне добыть свою первую победу в Королевских Гонках, финишировав первым в Италии, а также три победы в квалификации.
Монтойя называет самым главным событием в «Формуле-1» не первую победу, а то что было накануне. За несколько часов до старта гонки колумбиец попал в ДТП. Авария произошла на перекрестке в городе Монца, когда Монтойя на своем личном автомобиле ехал к автодрому. Автомобиль, ехавший перед колумбийцем, тронулся с места, однако потом резко затормозил. Монтойя, несмотря на отличную реакцию в гонках, в тот момент не успел отреагировать и въехал в автомобиль, движущийся перед ним. При этом Монтойя вспоминает, что на тот момент он уже был одет в униформу команды «Уильямс» и не имел при себе документов на личный автомобиль. Ему пришлось объяснять прибывшей полиции, что он – пилот «Формулы-1» и едет на гонку. Затем он дал номер телефона представителей команды, и только после этого колумбийца отпустили.
Сезон-2002 был годом доминирования «Феррари», на двоих пара Шумахер-Баррикелло набрала столько же очков сколько все остальные гонщики вместе взятые! В таких условиях бороться за титул было невозможно, но Хуан-Пабло стал лучшим из остальных. По ходу сезона он отметился серией из пяти поул-позишн подряд, за что получил от болельщиков прозвище «поул-мен».
В 2003-м он одерживает две победы, еще семь раз финиширует на подиуме и за две гонки до конца сезона уступает лидеру всего три очка, но столкновение с Барикелло и штраф в США и проблемы с гидравликой в Японии ставят крест на борьбе за титул, он вновь остается только третьим. Во-первых, колумбиец так и не сумел обуздать свои эмоции, плюс – у нашего героя окончательно разладились отношения с руководством команды, которое по непонятным причинам продолжало делать ставку на Ральфа Шумахера.
Я думаю вас не удивит тот факт, что Хуан Пабло лишали водительских прав. В 2003 году на автомобильной трассе около Ниццы Монтойя превысил скорость, за что временно был лишен водительских прав. Радар полиции зафиксировал, что колумбиец ехал со скоростью 204 км/час по трассе, на которой допустимая максимальная скорость – 130 км/час.
Затем стало известно, что Монтойя перейдет в «Макларен» в 2005 году. Отношения между пилотом и «конюшней» окончательно разладились, да и сам болид не выглядел столь же мощно, как в прошлом сезоне, поэтому прощание колумбийца с «Уильямс» получилось скомканным. Хотя, наш герой все же сумел уйти победителем, выиграв под занавес сезона Гран-при Бразилии.
Поначалу переход в «Макларен» казался новым витком в карьере и было ощущение что чемпионский титул не заставит себя долго ждать, но проведя пару гонок Хуан-Пабло получил травму плеча, по официальной версии играя в теннис, по не официальной упав с мотоцикла, и выбыл из строя на месяц, потом была дисквалификация в Канаде из-за выезда из боксов на красный свет, и хотя во второй половине сезона он одержал три победы (Великобритания, Италия, Бразилия), отношения с командой начали постепенно портиться.
В конце 2005-го года глава «Макларен» Рон Деннис сообщил о том, что с 2007-го года пилотом его команды станет Фернандо Алонсо. Многие посчитали, что испанец придет на место колумбийца, однако, как оказалось позже, в команде решили полностью обновить состав, отдав в «Феррари» и Кими Райкконена.
Свой последний сезон в «Формуле-1» колумбиец провел очень слабо: восьмое место в личном зачете и лишь два подиума в активе. Кроме этого, еще в середине 2006-го года Рон Деннис объявил о будущем разрыве отношений с нашим героем. Хуан-Пабло Монтойя продолжал претендовать на очки в каждой гонке, однако машина «Макларен» в этом сезоне явно оставляла желать лучшего, плюс ко всему ошибался и сам пилот, из-за чего нередко так и не финишировал в Гран-при.
Летом Монтойя объявил о переходе в «Наскар». В «Макларене» его заменил Педро де ла Роcа. Покинув «Формулу-1» гонщик сосредоточился на выступлениях в «Наскар», где стал крепким середняком серии. В период с 2007 по 2014 год Монтойя трижды одерживал победу в марафоне «24 часа Дайтоны».
Следующие два сезона Монтойя провел в «Индикаре», став в дебютном сезоне вице-чемпионом при равенстве очков с чемпионом серии. Вот такая у него судьба.
Также колумбиец является обладателем двух необычных рекордов. В 2004 году во время квалификации итальянского этапа Хуан Пабло проехал самый быстрый круг в истории Королевы автоспорта. 5,793 км в Монце Монтойя преодолел за 1:19,525, а это значит, что его средняя скорость составила 262,242 км/ч.
В 2017 году колумбиец за рулем гиперкара Bugatti Chiron с места разогнался до 400 км/час и полностью остановился всего за 41,96 секунды. Это время стало новым мировым рекордом по разгону с места. Автомобиль за это время преодолел 3,1 км.
Женой же «бунтаря» стала его фанатка. Конни Фрейдель никогда не скрывала, что давно является автоспортивной фанаткой и, в частности, поклонницей Хуана Пабло еще задолго до их личного знакомства. При этом в ранних интервью она не упускала возможности похвалить своего мужа и назвать его «наиболее одаренным и ярким в Формуле 1». Монтойя благодарил супругу, и абсолютный бундарь в паддоке и на трассе превращался в самого заботливого и внимательного мужчину рядом со своей Конни.
Девушка принимает активное участие в карьере мужа. Именно она неоднократно была инициатором проведения благотворительных соревнований имени своего мужа с участием многих известных гонщиков. К слову, в кулуарах всех гоночных соревнований, в которых когда-либо выступал Хуан Пабло, всегда очень хорошо отзывались о Конни, поскольку она умеет находить общий язык абсолютно со всеми и сплачивает людей вокруг себя. При этом она абсолютно честно признается: «Жить с автогонщиком — это все равно, что собирать цветы в жерле вулкана!».
Монтойя опровергает все сложившиеся стереотипы о любвеобильных латиноамериканских мужчинах. Пара в браке уже с 2002 года. С тех пор пара счастливо живет вместе, воспитывает троих детей, и Конни регулярно выкладывает на своей страничке в Инстаграм фотографии совместного семейного активного (и не очень) отдыха. В семье Монтойи подрастает сын Себастьян и две дочери — Паулина и Мануэла.
Сейчас колумбиец решил сосредоточить все силы на карьере сына. С 2018 года тот является слушателем гоночной академии «Феррари».
В 2017 году Хуан-Пабло наконец-то стал чемпионом всех чемпионов, выиграв «Гонку чемпионов». Давайте же почитаем отрывок из интервью с ним.
Какую из ваших семи побед вы считаете лучшей?
Конечно, мне дороже всего победа в Монако. Я всегда мечтал о том, чтобы выиграть этот Гран-при.
Кто из гонщиков был самым трудным соперником, в борьбе с которым приходилось выкладываться на все 100%?
Думаю, все гонщики «Формулы-1» – сложные соперники. Я многому научился, когда моим напарником был Ральф Шумахер, он по-настоящему быстрый. Но при этом я считаю, что у многих гонщиков нестойкая психика, и их можно вывести из равновесия без особых усилий. И то, что происходит в современной «Формуле-1», было в чемпионате всегда.
Когда всё складывается, как надо, они очень сильны. Посмотрите на Льюиса Хэмилтона: когда он побеждает, одолеть его очень сложно. Но если только что-то идёт не так, он тут же срывается. И если бы сейчас в «Формуле-1» машины разных команд были бы примерно равны по скорости, победы в гонках доставались бы разным пилотам.
Не хотите ли вы сказать, что и у Михаэля Шумахера тоже была нестойкая психика?
Нет, он был один из немногих, кто отличался хорошей психологической подготовкой. У него были свои слабости, но вообще-то он был силён. Ральфа тоже было крайне сложно одолеть, но если выбрать момент, то и на его психику можно было подействовать. У нас у всех есть свои слабости, надо только их обнаружить.
Расскажите о каких-то интересных эпизодах вашего соперничества с Михаэлем Шумахером? Например, в первый же год в «Формуле-1» вам удался прекрасный обгон в Интерлагосе – вы помните его?
Вообще-то, детали я уже не помню, но обгон был хороший, всё получилось удачно, и по ТВ он смотрится отлично. Было весело, у «Уильямс» тогда была отличная машина, а в «БМВ» построили очень мощный двигатель. Мы приблизились к зоне торможения перед первым поворотом, и я знал, что Михаэль, в тот момент лидировавший, будет тормозить рано.
Когда мы ехали по прямой, я постепенно догонял его «Феррари» и думал: «Ну, пожалуйста, затормози пораньше!» И он сделал именно это.
Вы когда-нибудь жалели, что ушли из Формулы-1 слишком рано?
Нет, я ни минуты не жалел о своём решении. Конечно, было бы неплохо в том 2006 году довести сезон до конца, ведь команда только-только перешла на новую подвеску, которую довольно долго разрабатывали… Но как получилось, так и получилось, что теперь об этом говорить. Однако никаких сожалений не было.
Кто из гонщиков современной Формулы-1 производит на вас наибольшее впечатление?
Я бы сказал, Себастьян Феттель – он один из всесторонне подготовленных гонщиков. То же самое можно сказать о Фернандо, с которым мне довелось бороться на трассе. По-моему, эти два гонщика – лучшие в чемпионате. Льюис тоже отлично выступает, но у него самая лучшая машина. Гонщика, который пилотирует такую машину, легко назвать лучшим. Но ещё неизвестно, как бы он справлялся с делом, окажись он за рулём машины похуже.
Но Фернандо и Себастьяну, по-моему, удаётся преодолевать подобные проблемы.
В этом же году Хуан проехал марафон «24 часа Ле-Мана». Его экипаж в классе LMP2 занял третье место.
Хаха, прошли годы)))
Что касается Монтойи, хотелось бы увидеть его в чемпионском экипаже WEC’а в Ле-Мане. "Тройная корона" стала бы отличным венцом карьеры.