7 мин.

Обгонов хотели?

  

Седьмой турецкий Гран-при подарил нам просто невероятно боевитую гонку. Перестановок было так много, что, казалось, словно это гонка какой-то младшей Формулы, а не Её величество королевский класс. Пит-стопов было рекордное количество, и почти все команды, вопреки мнению шинников из «Пирелли», пошли на тактику четырёх остановок.

Но, как ни парадоксально, эти частые смены позиций играли уже, скорее, отрицательную роль. Ибо разобраться и понять все тонкости эпизодов и перспективы борьбы едва ли было возможно. Причём даже самим действующим лицам, которые нацеливались изначально воплотить план «Пирелли» по трём остановкам.

Восьмой поворот с 10 килоньютонами нагрузки на подвеску, 5g на пилота, естественно, не обделяет на протяжении 8,5 секунд и четырёх апексов убийственной нагрузкой и резину.

Итог закономерен: большее количество пит-стопов вновь, как и на всех гонках сезона, кроме Австралии, было однозначно выигрышным и незаменимым для удачного финиша решением.

Тем не менее, некоторые умудрились ему не последовать. И если аутсайдеры это отдельная история – у них и скорость не позволяет перегружать по-настоящему резину (единственный участвующий в гонке «Вёрджин» д′Амброзио смог реализовать и вовсе два пит-стопа), то чемпион мира Дженсон Баттон, претендующий на титул…

Конечно, британец лучше многих бережёт резину, однако темп в сравнении со свежим комплектом теряет и он, что вкупе с малой потерей времени на пит-лейне за счёт внутреннего расположения боксов и более быстрого заезда в «гаражный переулок», чем по трассе в последнем повороте, делает лишний пит-стоп легко окупаемым.

Однако на стороне команды Баттона эти нюансы не учли, и впервые Дженс оказался в худшем тактическом положении, чем его напарник-соотечественник. И как должно быть обидно было на финише, когда в гонке англичанин просто творил чудеса, постоянно проходя конкурентов, а в итоге оказался ниже допустимого, притом, что ещё и на одну остановку совершил меньше.

А как хорошо всё начиналось! После ухода с траектории на первом круге во время атаки на Уэббера Хэм пропустил Алонсо и Баттона. «МакЛарен» не привезла обновлений в отличие от большинства команд, потому их позиции нарушились, и «Феррари», пошедшая в обход правил, протестировав новинки даже во время съёмочных заездов с Массой, уже была быстрее MP4/26.

В паре британских чемпионов-напарников настолько выигрышней смотрелся более молодой гонщик, что, казалось, он просто разорвёт Дженсона и уедет вперёд. Но либеральность внутрикомандной борьбы уокингцев наглядна и позволила нам лицезреть красивейшее сражение топ-пилотов. Хоть и на кону стояло лишь пятое место и своим острым противостоянием гонщики лишали себя шансов на подиум, Баттон и Хэмильтон устроили настоящую рубку. Причём абсолютно идентичную с прошлогодней в сражении за победу на последних кругах: Льюис атаковал с использованием DRS в самом обгонном месте, борт в борт весь финальный сектор, чёткое перекрещивание траекторий на выходе со стороны Дженса с возвращением позиции как раз перед отсечкой,.. и бескомпромиссный рывок на внутренний радиус перед первым поворотом Хэмильтона, венчавший итоговый обгон темнокожего британца. Один в один с прошлым годом.

Но что происходит дальше? Льюис так отчаянно атаковал, что полностью убил свою резину и уже не в силах был отрываться! На что Дженсон через круг не преминул ответить уверенным обгоном по внутренней траектории первого поворота, сохранив статус-кво. Хэмильтон настолько износил стартовый комплект «софта», что через пару минут и Массе с DRS ничего уже не мог противопоставить перед шпилькой, тут же свернув следом за «Феррари» в боксы. Однако, как и три недели назад, команда уверенно вывела британца вперёд своего сражённого три года назад в борьбе за титул оппонента, на этот раз быстрее сработав не смене резины.

Момент был жёстким. Болиды на лимитаторе шли ноздря в ноздрю, но Хэм не оставил Фелипе шансов, красноречиво выдавив конкурента на зону обслуживания команд.

Далее их обоих ждали заминки механиков на третьих пит-стопах (а Массу ещё и на четвёртом) – где Льюис из-за застрявшей гайки в пистолете потерял десять секунд и в качестве «бонуса» получил от Фелипе ещё пять, когда вынужден был ждать заезжавшего «на яму» соперника – но больше они так и не встретились.

Король Истамбула, трёхкратный подряд победитель и поулмен «Отодрома» впервые в своей истории уступил напарнику на турецкой трассе и остался без очков…

Льюис же, пережив все проблемы в боксах, смог минимизировать потери, став лучшим из остальных, финишировав на пороге пьедестала. Да, в полуминуте от подиума, но впереди Дженсона! Вы не ослышались. Чемпион 2009-го, выиграв очную дуэль на трассе у напарника, дважды обогнав Массу и красиво пройдя Росберга по внешнему радиусу последнего поворота, стал жертвой своей тактики трёх остановок, и за десять кругов до финиша оказался абсолютно беспомощным, поочерёдно капитулировав перед Льюисом и Нико, довольствовавшись шестым местом. И это притом, что Росберга он опережал после пары пит-стопов, планируя заехать в боксы лишь раз, тогда как немца ждало ещё две остановки!

Молодой немец провёл просто великолепный Гран-при, выжав максимум в условиях потери темпа «Мерседеса» относительно квалификации. А на последний отрезок ещё и единственным тактически грамотно приберёг свежий «софт», тогда когда конкуренты боролись с медленным «хардом». Его болид не позволял тягаться с грандами, и в первой половине гонки в очной борьбе сдержать обоих «МакЛаренов», как и до этого Алонсо с Уэббером, ему не удалось. Однако, ответив на вопрос, как вообще Нико смог там оказаться, Вы оцените то маленькое чудо, которое Росберг сотворил. И уж как на самом коротком после Монако стартовом рывке он смог вырваться аж на вторую позицию, на время оттеснив «Ред Булл» (!) Уэббера – просто удивительно.

Хотя и как Шумахер с «грязной» восьмой позиции опередил стоявшего рядом на чистой линии традиционно ракетного стартера Петрова остаётся загадкой. Или же штутгарцы переняли лучшую итерацию лонч-контроля у «Рено»?

Так или иначе, в отличие от Нико в качество стартовую боеспособность Михаэль воплотить не смог, отличившись лишь свойственной ему невероятной агрессивностью при обороне позиции, попав под шквал атак более быстрых соперников. Так уже на втором круге он чуть не уничтожил Петрова, сломав о россиянина переднее антикрыло. Затем там же, на торможении перед шпилькой, заправил на внутреннюю обочину атаковавшего Кобаяши, притом снеся фрагмент торцевой пластины параллельно атаковавшему Сутилю. И только с Баррикелло борьба прошла бесконтактно. Возможно, потому что Рубенс сам оказался жёстче и решительнее при обгоне. Возможно, потому что атаку бразилец провёл в нестандартном месте.

Однако оба, несмотря на демонстрацию своей нестареющей боевитости и агрессивности, в очки не попали. Семикратный чемпион, хоть и, казалось, нивелировал потери от коллизии с Петровым и был постоянно неподалёку от россиянина, всё же в финале не смог сдержать многострадального Массу, самоотверженно атаковав Альгеруари, отметившись на 12-й позиции.

В то время как лидер «Уильямса» после прекрасного стартового отрезка и уверенного обгона атакующего Хайдфельда в борьбе за девятое место финишировал и того хуже. Проигрышная тактика трёх пит-стопов и барахливший KERS не дали поводов для радости в дальнейшей гонке Рубиньо, ведшей по ниспадающей к 15-му месту…

Ну а как же диспозиция на подиуме?

Тройка лидеров финишировала в десяти секундах, явив первую в Стамбуле победу «Ред Булла» и первый в сезоне дубль австрийской команды. Три года подряд уже выигрывали поулы на «Отодроме» подопечные Хорнера, и только сейчас им, наконец, покорилась турецкая земля.

В ситуации, когда Феттель берёт все победы в сезоне и отмечает уже десятый триумф с поула, превосходя по этому показателю Хэмильтона, Марк Уэббер с трудом берёт свой лучший в сезоне «серебряный» пьедестал. Притом что Себастьян, такое ощущение, просто играл со своими соперниками, даже не использовав свежий комплект опциональных покрышек, прибережённых в суперпоуле. Притом что немец лишь в превентивных мерах на случай пейс-кара заехал в боксы и в четвёртый раз, проехав на первом свежем «прайме» лишь семь (!) кругов. Абсолютное преимущество над пелетоном на фоне титанических усилий располагающего такой же машиной Уэббера (что подтверждает его лучший круг) в борьбе с уступающей по классу «Феррари».

Фернандо Алонсо был столь хорош, что даже традиционное для него в нынешнем сезоне пятое стартовое место не стало помехой для того, чтобы после второго пит-стопа навязать борьбу непобедимым «Ред Буллам», на трассе опередив Уэббера и оказав моральный прессинг на Феттеля. И только недостаток свежего «харда» не позволил двукратному чемпиону сохранить второе место.

Тем не менее, этот подиум стал первым для «Феррари» в нынешнем сезоне, а для Фернандо четвёртым в Истамбуле, благодаря чему испанец становится лучшим пилотом на турецкой трассе, опережая Массу.

Прошлогодний обладатель быстрейшего круга, Виталий Петров, и на этот раз отчаянно бился на турецкой трассе. После стычки с Шумахером и жёсткой блокировки напарника, увенчавшейся контактом с выдавливанием чуть ли не на пит-лейн, россиянин всю гонку вёз за собой Хайдфельда. Однако Квик Ник под самый финиш всё же указал Петрову на место, под клетчатый флаг едва не настигнув и Баттона, остановившись на седьмой строчке. Но и Виталий компенсировал потерю, на последнем круге опередив Буэми, который из-за внезапно возникшей вибрации вынужден был пропустить обе «Рено», довольствовавшись девятым местом после редчайшей в этой гонке блестящей реализации трёхостановочной стратегии. Единственным, кто продемонстрировал не меньший успех, стал Кобаяши, который при старте с последней позиции после механических проблем в квалификации смог замкнуть очковую зону! Плюс 14 мест…

Первый формально «европейский» (по факту азиатский) этап первенства стал достойным продолжением изумительного начала сезона. Борьба впереди уплотнилась, но при этом кардинально не изменилась, оставив ещё много вопросов перед традиционным за последние пять лет стартовым этапом настоящего европейского блока, Гран-при Испании в Барселоне. Родной этап самого молодого пилота в истории Альгерсуари и, конечно же, двукратного чемпиона Алонсо должен показать истинную расстановку сил готовящего серьёзные технические обновления пелетона.