Гонщик «Формулы-1» решил спасти свою команду. И подал на нее в суд
Добился начала процедуры банкротства.
Последний перед летним перерывом Гран-при «Формулы-1» прошел для всех конюшен по-разному: кто-то боролся за победу и очки, кто-то тестировал обновления аэродинамического обвеса и двигателя, а кто-то негодовал из-за очередной отказавшей силовой установки. «Форс-Индия» переплюнула всех конкурентов: под вечер пятницы представители команды вернулись с судебного заседания, официально объявив о введении внешнего управления. Подобные новости обозначают только одно: организация начала процедуру банкротства, и ближайшие несколько месяцев или даже недель станут ключевыми для ее будущего.
Процесс начал первый пилот команды
Основным истцом по делу стал гонщик «Форс-Индии» Серхио Перес: в процессе заседания выяснилось, что конюшня не выплатила ему 4 миллиона долларов зарплаты за прошлый сезон. Мексиканца поддержали моторист «Мерседес» (долг которому превышает 10 миллионов долларов) и главный спонсор BWT. Причем если немцы давно хотели «аннексировать» команду и превратить ее в дочернюю (но, по инсайду Auto Motor und Sport, не желали выступать инициаторами процесса), то участие партнера, окрасившего болиды «индусов» в корпоративные цвета, стало полной неожиданностью. Видимо, всему виной оказались юридические хитрости, потому как в BWT всю спонсорскую помощь назвали «оформленной в виде займов».
Среди истцов оказалось и несколько мелких кредиторов из числа поставщиков различных деталей, с которыми «Форс-Индия» пока так и не расплатилась — их голос не был решающим, но явно помог суду определиться с мерами в отношении «розовых».
Все ради спасения
Чеко Перес прибегнул к юридическим инструментам вовсе не из-за желания выжать из бедствующей команды свои деньги.
«Примерно с прошлого месяца мне было очень тяжело наблюдать за ситуацией, сложившейся в нашем коллективе, и в итоге я решил вмешаться, – рассказал Перес после официального объявления о введении внешнего управления. – Ситуация дошла до того, что нам было необходимо вмешаться, чтобы защитить 400 сотрудников конюшни.
Проблема в том, что другие клиенты «Форс-Индии» уже готовили петицию – и подача этого заявления привела бы к закрытию команды. Таким образом меня попросили буквально спасти команду, подав заявление самому и тем самым запустив процесс перевода «Форс-Индии» под внешнее управление. Сам долг здесь вообще не имеет никакого значения. Я сделал это по единственной причине – чтобы спасти команду».
Как говорят инсайдеры, целью маневра мексиканца было даже не уберечь конюшню от закрытия, и лишить нынешних владельцев в лице Виджая Малльи и Субраты Роя реальной власти. Дело в том, что оба индуса испытывают проблемы с финансами и законом: второй уже отсидел реальный тюремный срок и находится под следствием, а первого власти Индии всеми силами стремятся доставить на родину для начала суда по обвинению в мошенничестве. Также недавно появились слухи о проблемах Малльи со здоровьем и подготовке ко срочной распродаже его имущества, но последней каплей, судя по всему, стало открытие в индийском суде нового дела против Виджая по отмыванию средств уже через «Форс-Индию».
Субрата Рой, облитый чернилами, перед заседанием суда, отправившего его в тюрьму. 2014 год
Если предыдущие проблемы бизнесмена с законом и финансами почти не касались команды (а только сокращением бюджета), то махинации через корпоративные счета уже ставят «розовых» под удар. Причем даже в столь серьезной ситуации вокруг «Форс-Индии» собралось немало покупателей: например, отец-миллиардер тестера команды Никиты Мазепина, отец-миллиардер пилота «Уильямса» Ланса Стролла, все тот же «Мерседес», титульный спонсор BWT, команда «Индикара» «Андретти Моторспорт», американский бизнесмен Джефф Мурад и даже таинственный консорциум компаний, возглавляемый производителем энергетических напитков Rich Energy. Однако Маллья уже полгода отбивается ото всех предложений (судя по всему, просто завышая стоимость команды) — и потому персоналу необходимо было лишить власти эпатажного индуса, ведь большинство из потенциальных владельцев почти без сомнений обеспечило бы более стабильное и менее нервное будущее.
Положение в «Форс-Индии» критическое
Команда из Сильверстоуна на протяжении последних сезонов зарекомендовала себя самым эффективным частным коллективом, поднявшись с десятого места в Кубке конструкторов в 2008-м до двух четвертых позиций в 2016-2017 годах. С самым низким бюджетом в пелотоне им удалось перейти из безнадежных аутсайдеров в стан середняков и собрать добротный технический штаб, способный выдавать машины, заезжающие на подиум при удачных стечения обстоятельств — подобные успехи и заинтересовали многочисленных покупателей.
Однако нынешнее здоровье команды оставляет желать лучшего: мотор «Мерседес» уже не гарантирует преимущества, сходного с прошлыми сезонами, а необходимость строить фактически один и тот же болид три года подряд (включая 2019-й) здорово подорвало финансовые возможности — не помогли даже выплаты за четвертые места в Кубке конструкторов. В результате Перес месяц назад признался, что поставка большинства обновлений задерживается из-за вопросов денежного характера, а за неделю до судебного заседания мексиканец еще раз акцентировал внимание на ситуацию.
«В данный момент ситуация критическая. Не секрет, что финансовые проблемы уже какое-то время сдерживают нашу команду. Тем не менее, посмотрите на результаты – мы занимаем пятое место в Кубке конструкторов (уже шестое — в Венгрии их обошел «Хаас»). При этом вы даже не можете себе представить те финансовые трудности, с которыми нам приходилось иметь дело. Это показывает, какой у нашей команды на самом деле потенциал».
По некоторым ранее неподтвержденным инсайдам из редакции бразильского Globo, собственных средств команды хватало только до конца июля, после чего «Форс-Индии» в любом случае потребовалось бы дополнительное вливание. Судя по моменту разбирательства, денег в самом деле почти не осталось.
А как же акционеры?
Из трех владельцев «Форс-Индии» в лице Субраты Роя, голландца Михела Мола и Виджая Малльи больше всех командой занимался именно последний. Однако, как выяснилось, он не занимался финансированием ее расходов и не вкладывал в нее свои средства — помимо отмываний, каждый выданный цент он оформлял как «кредит холдинговой компании».
В результате «розовые» больше всех должны именно собственной управляющей фирме (владельцем которой и является Маллья) — целых 208,5 миллионов долларов. Вполне возможно, данная сумма и стала камнем преткновения в переговорах с потенциальными покупателями: Виджай мог требовать не только 133 миллиона долларов (столько, по слухам, предлагали в Rich Energy) за саму конюшню, но и полную оплату всех своих кредитов — что моментально взвинчивало цену до 321,5 миллиона (больше бюджета «Ред Булл»).
Именно поэтому здесь и потребовалась помощь внешних управляющих (FFP Advisory, пытавшихся спасти «Манор» зимой 2017-го) — они не только более здраво оценят стоимость «пантер», но и теоретически могут воспользоваться начатым процессом банкротства и через суд списать «читерский» долг или хотя бы его часть.
Однако Маллья уж точно не сдастся — о его настрое свидетельствует и обращение к сотрудникам команды.
«Управляющий должен защитить интересы основного кредитора и найти надежное финансовое решение на будущее. Наш холдинг будет работать вместе с управляющим, чтобы вывести команду из внешнего управления или продать ее по лучшей цене – управляющий в любом случае обязан это сделать, проведя голосование кредиторов. При этом наш холдинг является крупнейшим кредитором.
Все, что я могу сказать — месяц назад «Мерседес» получил жирный чек».
Становится ясно, почему персоналу «Форс-Индии» надоело терпеть мнимое руководство Виджая (фактически его роль уже давно выполнял Роберт Фернли), жить в кредит и каждый раз просить авансовых призовых у менеджмента «Формулы-1».
Суд отмел вариант с Rich Energy
Консорциум, возглавляемый производителем энергетиков, попытался вмешаться в последний момент и предложить спонсорский контракт на два года девятнадцать миллионов долларов за сезон ради «спасения» команды от внешнего управления. Однако бухгалтерский баланс компании выглядел слишком подозрительно — и судья не принял в расчет подобный вариант.
И было отчего — на счетах у Rich Energy никогда не было больше двух миллионов долларов. Вряд ли в «Форс-Индии» что-нибудь изменилось бы с таким сомнительным инвестором — наверное, никто в гоночном мире не удивится, если в конце концов Маллья окажется настоящим бенефициаром загадочного «консорциума».
Почему дело начал именно Перес
«Мерседесу» и BWT процесс против партнера здорово навредил бы в смысле деловой репутации, но Чеко же ничего не сдерживало. Его задолженности хватало для успешного исхода, да и мексиканские спонсоры Серхио формировали до 25 процентов всего бюджета на протяжении долгих лет. Перес был фактически единственным частным лицом, способным повлиять на ситуацию — и потому он должен был вмешаться.
«Несколько членов команды попросили меня спасти команду, обезопасить ситуацию для 400 человек, которые работают здесь, – рассказал гонщик. – Мне было очень тяжело и эмоционально, и психологически. Это и правда тяжело. Картина гораздо масштабнее, чем может показаться со стороны. Сам долг здесь вообще не имеет никакого значения.
Я люблю Виджая, у меня правда разрывается сердце – потому что я знаю, что для него этот вариант развития событий совсем не идеален. Но общая картина говорит о другом».
Презентация Серхио Переса в «Форс Индии», 2013 год
Что будет дальше?
По словам владельца Rich Energy Уильяма Стори, суммарные задолженности команды за исключением кредитов холдинговой компании составляют «всего» 47 миллионов долларов — чуть больше трети ее же ежегодного бюджета. Как резонно заметил бизнесмен, компании с такими грузом обычно не вводят в процесс банкротства — особенно когда вокруг актива вращаются полдюжины покупателей. Именно поэтому инсайдеры и эксперты настаивают на быстрой перепродаже «Форс-Индии»: якобы сделку закроют в течение двух недель.
Однако внешнее управление столкнулось с отягчающими обстоятельствами. Например, после резолюции суда счета «розовых» заблокировали, и персоналу оказалось не с чего выплачивать зарплату. По информации Sky Sports, эти обязательства взял на себя Лоренс Стролл — причем он пожелал остаться в статусе «инвестора», а не называть себя новым владельцем. С другой стороны, персонал «Форс-Индии» вполне может и потерпеть ближайшие две-три недели — а вот платить по счетам за стартовавшие тесты в Венгрии кому-то определенно придется.
Но проблема заблокированных счетов покажется мелочью по сравнению со вскрывшимися новыми сложностями в продаже команды. Так, в случае смены владельца «розовые» почти без сомнений сменят название и страну происхождения гоночной лицензии — а значит, для продолжения получения старых бонусов и денег «Форс-Индии» от «Формулы-1» потребуется согласие все остальных конюшен. Речь идет о выплате бонусов за участие в размере 150 миллионов долларов в ближайшие три года и призовых за 2018-й: без единодушного дозволения конкурентов новый владелец будет обязан начать соревноваться с нуля и потеряет огромную часть бюджета. Подобная перспектива распугивает всех покупателей и фактически означает закрытие команды в конце нынешнего сезона.
Большая часть соперников «Форс-Индии» не против перемен — упираются лишь три коллектива: «Уильямс», «Макларен» и «Рено». У первых интерес чисто финансовый, ведь деньги «пантер» разделят равными долями между остальными участниками «Формулы-1». Вторые хотят избавиться от сильного конкурента. Ну а третьи пытаются шантажировать владельцев серии в попытках уменьшить влияние «Мерседеса» и «Феррари» на пелотон. И если мотивацию «Уильямса» и «Макларена» вполне можно понять, то французы откровенно страдают каким-то биполярным расстройством: ведь по нынешнему Договору согласия в случае снижения числа команд ниже десяти к старту допустят третьи болиды — что, кстати говоря, лишь увеличит долю итальянских и немецких машин.
Однако серия обещает не бросать «Форс-Индию» на произвол судьбы.
«Формула-1» сделает все возможное для спасения команды, и я надеюсь, что в ближайшие дни и недели ее будущее определится», – поспешил всех уверить спортивный директор чемпионата Росс Браун. А на Гран-при Венгрии, по слухам, диалогами с коллективами насчет их согласия занимался сам исполнительный директор Чейз Кэри.
Да и вообще, ситуация намного лучше, чем у банкротившихся «Манора», «Катерхэма» и «ХРТ» – здесь скорее повторяется история с проблемным «Лотусом», как раз и выкупленным концерном «Рено» перед 2016 годом. Французы, например, согласились приобрести тонущую конюшню только после гарантий выплат за исторический статус от супремо «Формулы-1» Берни Экклстоуна — так что какой-нибудь формальный финансовый «костыль» могут найти и для разрешения проблем «пантер». Нужно только как следует постараться.
Плохо для всех заинтересованных стороны лишь одно – за время летней паузы в чемпионате отдохнуть им не удастся.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; twitter.com/forceindiaf1; globallookpress.com/Partha Sarkar/Xinhua, Xinhua, imago/Eibner, Brais G. Rouco/SOPA Images; Gettyimages.ru/Scott Heavey; globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMA Press
Внешний управляющий сформирует реестр кредиторов и Малья со своей управляющей компанией будет иметь большинство голосов на собрании кредиторов 208,5 млн.$. Остальные кредиторы, по данным из этой статьи, 47 млн.$. Убрать из реестра 208 млн. возможно только через суд, а это нереально и долго.
Значит новый владелец должен максимально удовлетворить аппетит Мальи; расплатиться с прочими кредиторами 47млн.; договориться со ВСЕМИ командами (иначе лишится 150млн. призовых и бонусов); обеспечить 75млн. бюджета второй половины сезона; вложиться в разработку болида 2019г.
Если Малья до сих пор не удовлетворился предложениями покупателей, предполагаю, что он решил, что после продажи имущества и получения призовых, за пару лет получит больше.
Вероятнее всего, этот "иск от имени Серхио Переса" всего лишь ход в борьбе за контроль над командой и подан с целью сорвать покупку Форс Индии нежелательными с точки зрения спонсоров Переса кандидатами.
1. Автор приводит данные о "подозрительности" инвесторов из Rich Energy. Но по оценке долгов команды и ее стоимости ссылается именно на них. Странный подход.
2. Автор пишет "как выяснилось, он не занимался финансированием ее расходов и не вкладывал в нее свои средства — помимо отмываний, каждый выданный цент он оформлял как «кредит холдинговой компании»."
Этот момент нужно хорошенько прояснить мало понимающим в экономике и бизнесе. Для начала - отмывание средств через ФИ пока еще только слухи. В Англии это подсудное дело, но никаких движений в этом направлении пока не видно.
Во-вторых, что означает "не вкладывал свои средства". Автор и комментаторы полагают, что Малья был должен выкинуть 208 лямов в трубу за радость посидеть в паддоке? Кредитование своей собственной фирмы - обычная практика в бизнесе и совершенно легальная, если процент по кредиту не превышает стандартный. Простой пример - у Вас есть 1 млн личных средств в банке, держание денег там приносит вам 2 проц. прибыли в год. Вашей фирме нужен миллион в кредит, банк возьмет за это 7 процентов годовых. Вы одалживаете свой миллион своей же фирме за 4 процента - это сделка, которая выгодна любой из сторон. Что в этом удивительного, незаконного или достойного осуждения?
Вопрос - если бы Малья не одолжил ФИ свои 208 миллионов, откуда бы ФИ взяла эти деньги и во сколько обошлось бы ей обслуживание этого долга?
3. Из предыдущего ляпа происходит в корне неверный вывод о стоимости ФИ.
Автор пишет "Виджай мог требовать не только 133 миллиона долларов (столько, по слухам, предлагали в Rich Energy) за саму конюшню, но и полную оплату всех своих кредитов — что моментально взвинчивало цену до 321,5 миллиона (больше бюджета «Ред Булл»)."
Во-первых, Малья мог просить и всего 208 лямов, рассчитывая хотя бы вернуть вложенные в команду деньги. Кто-то считает несправедливым, что человек, вложивший свои деньги и поднявший за них третьесортную команду из подвала пелетона до 4 места в КК хочет получить как минимум свою сумму обратно?
Теперь о цене 321 миллион. Даже если это так, то почему бы не отнять отсюда 150 миллионов, которые команде должен ФОМ? Это ведь деньги, причитающиеся команде, не Малье. И получить их мог новый владелец. Пока команду не решили отжать у Мальи за копейки через "внешнего управляющего"
4. Еще один момент, который нужно прояснить - цитирую: "внешнее управление столкнулось с отягчающими обстоятельствами. Например, после резолюции суда счета «розовых» заблокировали, и персоналу оказалось не с чего выплачивать зарплату."
Счета блокируются судом для защиты от кредиторов и вывода средств совладельцами. С момента блокировки все платежи могут проходить ТОЛЬКО с санкции назначенного судом внешнего управляющего. Такова процедура. Посему блокировка счетов никак не может помешать управляющему заплатить зарплату. Это директор и бухгалтер теперь не могут ничего заплатить, пока это не распорядится сделать внешний управляющий. Так что либо на счетах просто нет средств, либо управляющий гонит пургу.
Не верю, что ход гонщика - с благородной целью спасти команду.
Скорее всего - его подговорил один из претендентов на то, чтоб стать владельцем неплохой команды, попавшей в черную полосу
И наверняка есть и другие стервятники
Вот и борются между собой
Чем выше ставки, тем чернее методы борьбы
современные войны и революции туда же - говорят одно, а реально совсем другое
(единственная причина войны в Сирии - возможный газопровод в Европу)
а тут - офигенно успешная команда, конечно ее желают оттяпать ))))))
По моей версии, вся эта ситуация спровоцирована (или, в крайнем случае, согласована) с Либерти.. Именно ЛМ выгодна смена владельца в ФИ, тем более, что этим владельцем является такой одиозный парень, как Виджай Малья.. его репутация явно не работает на пользу бренду Формулы 1..
Кроме того, планы Берни по привлечению индийских инвесторов явно терпят неудачу - Гран При Индии почил в бозе, индийских пилотов пока не видно на горизонте, Малья сейчас выводит средства из команды, а не инвестирует.. Либерти есть все основания закрыть этот проект и расчистить площадку для прихода новых игроков.. Быстрее всего эти парни придут с североамериканского континента. ЛМ очевидно делает ставку на американский рынок и это, как мне кажется, вполне оправдано.