5 мин.

Будущее Формулы-1

Есть не так много аспектов в Формуле 1, которые бы не изменились с начала 1980-х, но одна критическая часть управления все же осталась прежней. Она известна как Договор Согласия - длительный контракт, регулирующий различные аспекты выступления команд в гонках, включающий самые разные пункты: от календаря и трасс чемпионата до суммы призовых, выплачивающихся командам. Текущий Договор Согласия истекает в конце будущего года, и переговоры по новому Договору Согласия войдут в решающую стадию в этом сезоне. Эти переговоры проходили очень тяжело в прошлом, но есть причина, по которой в этот раз все должно быть по-другому.

Современной Ф1 не существовало бы, не будь Договора Согласия. До его подписания Ф1 была похожа на любительскую серию. Каждая команда сама договаривалась с промоутерами, с телевидением, и были ситуации, когда гонки отменялись из-за недостатка машин на стартовой решетке. Босс ФОрмулы 1 Берни Экклстоун понял, что от телевидения можно получать большие деньги и убедил команды подписать договор об участии в гонках. Он стал известен под названием Договор Согласия, он был подписан в штаб-квартире Международной Автоспортивной Федерации (FIA) на Площади Согласия в Париже.

Экклстоун подписал контракт с телекомпаниями, которые гарантировали хорошее покрытие. Его компания Formula One Promotions and Administration (FOPA) получила разрешение вести переговоры от лица команд и забирала часть доходов, а остальное отдавала командам и FIA. Условия менялись несколько раз с 1981 года и всегда закреплялись в новой версии Договора Согласия.

В течение многих лет доля команд в доходах от трансляций составляла 47%, а стоимость прав в прошлом году составила $450m, в соответствии с данными Formula Money. 47%-я доля команд составляла примерно 25% от общей прибыли Формулы 1. Все другие источники доходов, такие как рекламные контракты, сборы от трасс-организаторов Гран-при и корпоративных мероприятий, доставались напрямую компании, владеющей правами на Ф1, которая теперь называется Delta Topco и принадлежит корпорации CVC.

На протяжении более чем десяти лет команды использовали угрозу создания альтернативного чемпионата, чтобы оказывать давление на Экклстоуна и увеличивать долю своей прибыли. В 2001 году они даже создали компанию в Голландии под названием GPWC Holdings для организации Чемпионата Мира Гран При. Тем не менее, это не состоялось, так как Экклстоун согласился заплатить Ferrari $100m, чтобы та осталась в Ф1. Другим командам пришлось ждать немного больше, чтобы получить желаемое.

В 2006 году Экклстоун, наконец, согласился дать командам 50% от общей прибыли Формулы 1. И теперь, согласно Delta Topco, призовые увеличились с $342m в 2007 году до $658m в прошлом. Это стало огромным толчком, но угрозы команд не прекратились.

После нескольких месяцев споров с FIA, решившей ввести ограничение бюджетов команд в 2010 году в размере $40m, в июне 2009 года команды сделали сенсационное заявление, что в следующем году они создадут альтернативный чемпионат. Их лозунгом был "лучшие пилоты, звезды, бренды, спонсоры, промоутеры и компании. исторически связанные с автоспортом самого высокого уровня, будут представлены в этой серии". Тем не менее, этого не случилось.

Спусты всего шесть дней после этого заявления команды подали заявки на участие в чемпионате 2010 года. Спустя два месяца был подписан Договор Согласия. И хотя вроде бы наступил мир, но в настоящее время все может измениться в один миг.

В январе президент Ferrari Лука ди Монтедземоло предположил, что можно организовать свою серию, если выплаиы не увеличатся. "Теоретически, у нас может быть один из альтернативных вариантов", - сказал он, объясняя, что "они готовы остаться с CVC, но на лучших финансовых условиях. О сроках нужно говорить, но я предпочел бы многолетнее сотрудничество, потому что не хочу возвращаться к этому каждые 3-4 года. Предположим, 5-8 лет...Второй вариан, мы найдем новые компании и начнем переговоры. А в-третьих, мы можем организовать собственную компанию."

Ответ Экклстоуна был жестким: "Это все ерунда", - сказал он, добавив, что "они не собираются уходить. Они пробовали все это и раньше. Лука прекрасный парень, но он любит говорить вещи...о которых потом забывает". Однако, другие команды, похоже, последовали примеру Ferrari.

Недавно и Mercedes Grand Prix подала документы в FOTA, в которых есть пункт о новом чемпионате. Может быть, это не имеет важного значения, но говрит о том, что и в Mercedes задумаваются об альтернативном чемпинате, поскольку они были одним из основателей GPWC. Однако, вряд ли общественность сможет узнать какие-то детали, содержащиеся в документах компании.

Предыдущие попытки команд организовать свою серию вызывали неоднозначную реакцию у общественности. Так что, маловероятно, что они снова попытаются оказывать публичное давление на Экклстоуна. Они хотят увеличения доли, но, в то же время, не хотят разочаровывать болельщиков. Учитывая количество автопроизводителей, покинувших чемпионат в последние годы, трудно представить, как команды смогут обеспечить необходимую финансовую поддержку нового чемпионата. И это лишь первая проблема,  с которой они могут столкнуться.

Команды также обязаны соблюдать положение 4.5 Договора Согласия, которое не позволяет им делать какие-либо публичные заявления или заявления в какой-либо другой форме, будь то устной или письменной, и в любой стране, рекламируя альтернативный чемпионат или серию до окончания последней гонки сезона 2012. Это еще осложняется и тем, что GPWC начала разваливаться с выходом Ferrari в 2005 году, и тем, что все товарные знаки принадлежат компании Экклстоуна и не могут использоваться посторонними. Epsilon, интеллектуальная собственность компании Delta Topco, владеет такими торговыми марками, как Formula Grand Prix, Premier Formula, GP1 и Formula GP.

Но есть и компромисс. В положении 4.6 Договора Согласия говорится, что Delta Topco не может "предоставлять какой-либо команде преимущества, льготы или привилегии или дискриминируя команды". Это делает невозможным случившуюся в 2005 году выплату $100m Ferrari. Кроме того, Договор Согласия предполагает, что если какое-либо предложение будет сделано одной команде до конца этого сезона, то такое же предложение должно быть сделано и остальным командам на тех же условиях.

Согласно Formula Money, примерно треть доходов Delta Topco приходится на телевизионные права, которые вряд ли могут быть увеличены из-за широкого распространения вещания. Еще треть приходит от рекламы и корпоративных мероприятий, и она пропорциональна количеству гонок в календаре. Оставшаяся треть поступает от взносов трасс - участниц чемпионата, и она может быть легко увеличена, так как существует целый ряд стран, стоящих в очереди и готовых платить огромные гонорары за проведение гонок в Польше, ЮАР и Украине, а также Тайландом, Филиппинами и Хорватией.

Пункт 10.5 Договора Согласия ограничивает количество трасс 20-ю и требует согласия команд для проведения более 50% гонок за пределами Европы. Соответственно, Экклстоуну придется принять условия команд, чтобы получить возможность увеличения количества гонок, повышения доходов Формулы 1, а соответственно и своих доходов,ведь он имеет немалые дивиденды.

Таким образом, у команд есть пути увеличения доходов, но все они - в руках Берни Экклстоуна.

Caroline Reid and Christian Sylt