Традиция сломлена
Найдутся ли интересующиеся люди, кто оспорит, что австралийский этап был поистине захватывающим, а малайский и ещё более впечатляющим? Но восьмой в истории китайский Гран-при превзошёл их обоих, взвинтив планку накала страстей до невиданной высоты.
Первые этапы были невероятно интересны, притягательны – но в них не хватало одного маленького, но важнейшего факта: борьбы за лидерство. Шанхайская гонка преподнесла нам все эти ингредиенты в неповторимом стиле.
Уже со старта гонка пошла не в традиционном стиле: Феттель, несмотря на отчаянную защиту, пропустил обоих «МакЛаренов», не реализовав свой поул.
Позади же всё было в более предсказуемом формате, и Фелипе Масса традиционно в нынешнем сезоне опередил на старте партнёра по команде в борьбе за пятую позицию, вернув Алонсо на место, которое бразилец демонстрировал испанцу все серии свободных заездов.
Ракетным стартом отметился Шумахер, выстрелив с провального 14-го на 9-е место! Перед семикратным, создав тормозящий буфер, следом за парой «Феррари» выстроились «Форс Индии». Ну, а компенсатором этих прорывов стал провал авторов квалификационной сенсации – дуэта «Торо Россо», уже на первых кругах целиком выпавшего из десятки. А через девять кругов Альгерсуари, первым отправившись в боксы, получил от своей команды «подарок» в виде незакреплённого и отвалившегося заднего колеса! Опаснейший эпизод, который имел место быть полтора года назад у поулмена Алонсо – как раз во время дебюта самого молодого пилота в истории Королевы автоспорта. И тогда «Рено» едва не дисквалифицировали, в последний момент сжалившись на 50 тысячную замену в евровом эквиваленте. И то, благодаря шедшей следом валенсийской гонке, домашней для лидера французской команды и, соответственно, значимой в маркетинговом плане для Ф1. Здесь же, «Торо Россо» отделалась лишь десятью тысячами евро и сходом Хайме после его лучшей квалификации в карьере и дебютного выхода в суперпоул…
Самый юный гонщик стал единственной потерей пелетона за всю гонку, и 23 болида уверенно к финишу добрались, установив новый рекорд по числу классифицированных.
И здесь просто невероятную интригу внесла тактика команд. Вообще – тактика – было ключевым словом в этой гонке. В борьбе за высшие награды тем более.
Выждав двухкруговую паузу моратория на DRS, и во время неё, пилоты, естественно, не сидели, сложа руки, и регулярно обменивались позициями. Но лёгкость этих перестановок, словно по дождю, делала возможность реализации стратегии вероятной без опаски попадания в трафик. Регулируемый закрылок вкупе с традиционной фатальной деструкцией резины «Пирелли» привели к возможности атаки из-за разницы скоростей буквально на любом участке трассы. Притом что износ покрышек был не столь велик, как неделю назад на Сепанге ввиду меньшей скользкости полотна и его температуры.
И, как оказалось, Дженсон, на старте вырвавшийся вперёд, вовсе не гарантировал себе победу в первом повороте, как это было бы в любой другой сезон здесь в таких же сухих условиях. Более того, несмотря на то, что Баттон избрал правильную стратегию и у него был правильный для борьбы за победу болид, даже подиум от британца уплыл. Чистая скорость пилота и личная неконкурентоспособность здесь и сейчас не дали реализоваться мечтам чемпиона.
А победить, казалось, мог каждый – избери он идеальную тактику пит-стопов. Причём к этим «каждым» из «МакЛарена» и «Ред Булла» добавились и «Феррари», а также – невероятно – Нико Росберг!
И если после квалификации очевидной была очередная лёгкая победа Феттеля, после старта весы качнулись уже в сторону «МакЛарена», а вот перед пит-стопами… Здесь всё смешалось, и быстрейшими оказывались все ближайшие преследователи, но не лидирующий дуэт Уитмарша. Темп их болидов стал так стремительно падать, что Льюис буквально превратился в мальчика для битья! Сначала настиг Феттель и прошёл Хэма в шпильке, тут же направившись вместе с Дженсоном в боксы. Не успел англичанин заехать кругом спустя, как его уже нагнала пара «Феррари»! И Масса в той же шпильке, непосредственно перед заездом на пит, прошёл Льюиса, сохранив преимущество на одновременной смене резины.
Учитывая, что Дженс случайно заехал «на яму» к Феттелю – подобно новичку Альгерсуари в дебютном Абу-Даби, – чем немало удивил Себа и проиграл дуэль немцу на синхронном пите, первая волна остановок была грандиозным провалом для «МакЛарена».
Действующий чемпион уже, наверное, ликовал, когда за круг разом очутился впереди обоих английских стартовых обидчиков, однако немец оказался лишь вторым! Нет, первым был тоже немец. Но другой. Нико Росберг, с нулём очков в кармане, на списанном экспертами за неконкурентоспособностью «Мерседесе» повторил свой подвиг годичной давности, за счёт раннего пит-стопа оказавшись лидером! Причём возглавлял пелетон сын чемпиона 82-го года очень уверенно и готов был поддержать традицию, став новым, восьмым, победителем Гран-при Китая за восемь лет.
Здесь вообще играло роль правило: раньше заехал – получил преимущество. И в доказательство ему оставшийся на трассе ещё на круг позже всех лидеров Алонсо оказался позади Михаэля Шумахера! «Мерседес» второй год подряд великолепно работает тактически, зазывая пилотов раньше. Но если в 2010-м Шуми просто не ехал, ничего не в силах поделать со сверхбыстрым износом резины и пропускал один болид за другим, словно круговой, то в 2011-м Михаэль ехал, реализовывая весь потенциал «Мерседеса»! Так семикратный чемпион сломал гонку двукратному. Фернандо полностью убил резину, пытаясь атаковать блестяще защищавшегося немца, и в итоге, пройдя-таки W02 в борьбе за шестую позицию, был уже не в силах поддерживать достойный темп и стал лёгкой добычей для сменивших резину Росберга, Баттона и Хэмильтона.
Почему же испанец не свернул в боксы, как и пресловутое трио на моторах «Мерседес», а также оставленный позади Шумахер? А потому что «Феррари», как и Феттель, избрали тактику двух пит-стопов, а не трёх, как представители бывшего альянса: «МакЛарен» и «Мерседес».
Какая же из них была эффективней? Финальный отрезок должен был расставить всех по местам.
И в его начале, после заключительных питов, представители трёхостановочных стратегий оказались позади. Феттель и Масса лидировали, причём до перехода на жёсткий комплект, оставленный на финал, Фелипе порой был даже быстрее Себастьяна, и «Феррари» лучше удавалось расходовать резину.
Но прошло ещё несколько кругов, и чаши весов стали выравниваться, и вскоре тотальное преимущество получили приверженцы частой смены покрышек. Первым из них был Росберг. Однако позади рвал и метал Хэмильтон, который мгновенно извлёк урок из уплывшего «серебра» недельной давности Сепанга, и сэкономленный на квалификации комплект «софта», из-за которого Льюис впервые в сезоне уступил Баттону, обернулся сторицей, позволив пилоту реализовать его в чистом обгоне своего партнёра по команде перед финальной волной пит-стопов.
Далее британец настиг Нико. Дуэль была красивой, но проблемы с количеством топлива на болиде Росберга, а также уступающий класс «Мерседеса», несмотря на все старания гонщика, всё же сыграли роль, и немцу пришлось распрощаться с позицией на подиуме.
Не всё казалось потеряно, когда он догнал Массу и едва не прошёл бразильца следом за Льюисом, который это сделал на стартовой прямой. Однако в шпильке, опередив уже «Феррари» по внешнему радиусу, Нико затормозил слишком поздно, на выходе в результате отдав позицию и Баттону. Тем не менее, изношенная резина «Феррари» заставляла так сбрасывать темп, что Масса, теряя позицию за позицией, откатился на шестое место… Аккурат впереди ушедшего в тень на этом Гран-при напарника. А ведь могла бы быть и победа, не сократи «Феррари» после первого пит-стопа количество остановок с двух до одной.
Пока Фелипе боролся за подиум, в ожесточённой борьбе пропуская соперников, Фернандо не устоял под натиском Уэббера. До финиша оставалось лишь десять кругов…
И это отдельный момент. Когда мы говорим, что Льюис сэкономил в суперпоуле комплект «софта» и за счёт этого полетел в гонке, сломив сопротивление напарника – это цветочки. Здесь нераскрытых колёс было в разы больше.
После провала в квалификации, где Марк не прошёл во второй сегмент, не успев прогреть жёсткую резину, австралиец имел в своём распоряжении три (!) абсолютно свежих опциональных комплекта. Однако гонщик досадовал: «Я бы предпочел, чтобы у меня вообще не осталось свежих шин, но при этом я стартовал с первого или второго ряда». Знал бы он, какой выгодой это обернётся ему в гонке, комментарий был бы явно сдержанней.
Итак, Уэббер, стартуя с 18-й позиции, имел все четыре комплекта резины свежими, и шёл на быстрой, в отличие от Феттеля, трёхостановочной стратегии. Первый отрезок был намеренно загублен под жёсткий компаунд, который не только не прогревается у «Пирелли», но ещё и не едет и очень быстро изнашивается!
После первой волны Марк 17-й. Но у него впереди «софт-софт-софт» - абсолютно эксклюзивная и недоступная никому более коллекция. И Уэббер полетел. 16 обгонов. Невероятный, на две с лишним секунды более быстрый темп, чем у напарника, шедшего с двумя пит-стопами, и три финальных обгона за пять кругов, последний из которых принёс подиум – красноречиво подтверждают слова самого гонщика: «Возможно, в дальнейшем и вовсе не стоит принимать участие в квалификациях!»
Ощутите разницу между субботой и воскресеньем.
Думаю, не стоит называть, кому принадлежал лучший круг гонки, для которого он стал вторым подряд и восьмым, как и у Хэмильтона, в своей карьере.
Так австралиец не завоёвывает высоких мест, стартуя с третьей позиции, но всходит на пьедестал, провалив квалификацию!
И если у Уэббера каждая гонка по восходящей, то у Фернандо в противоположную сторону. В Китае он финишировал седьмым, следом за своим напарником, которому двукратный чемпион за неделю уступил второй раз подряд, но всё же сохранил минимальное преимущество в первенстве.
Алонсо пришлось несладко, ведь под самый финиш его настиг поверженный, казалось, Шумахер, который, уступив позицию непримиримому конкуренту, поехал на два пит-стопа, в то время как Фернандо на один. В итоге до реванша Михаэлю не хватило буквально одного поворота! Вот какова разница двух смен резины и трёх. Притом, что в равных условиях «Феррари» была заметно быстрее.
Последние же пара мест в очковой зоне достались Петрову и Кобаяши, так как их обоих не смог сдержать на финальных кругах после лучшей квалификации в карьере в свой 25-й день рожденья, Пол ди Реста. Третьего очкового финиша в третьей гонке молодого шотландца не состоялось, хотя даже 11-е место он с боем на выходе из предпоследнего поворота от посягательств Хайдфельда отстоял.
Для немца это был не первый контакт и не первый жёсткий поединок по ходу Гран-при. И если Виталий хотя бы обошёлся без столкновения во время опережения напарника, то сверхбоевитый юный Перес просто вытолкнул Ника на выходе из «улитки»!
Убийственно жёсткие атаки мексиканца могли дойти и до россиянина, однако на грани очковой зоны оказался Сутиль, который стал последней жертвой в этой гонке для Серхио. Контакт был полным, всем бортом – словно в прокатном картинге или DTM’e «Заубер» опёрся на «Форс Индию», убравшись вместе с ней на обочину. Увлёкшегося дебютанта остановили лишь судьи, наказав двумя штрафами подряд: проездом через пит-лейн за инцидент с Ником и стоп-энд-гоу за столкновение с Адрианом.
В итоге Серхио стал вторым гонщиком основных команд, которого опередил лучший «Лотус» Хейкки Ковалайнена. Неделю назад новой команде впервые удалось навязать борьбу основным, и вот теперь уже пара лучших пилотов прошлогодней GP2 (где даже после пенальти вице-чемпион опередил действующего первого призёра молодёжной серии) осталась позади!
Если говорить о вчерашних командах-дебютантах и их гонке, то в арьергарде интересным стартом отметился только Льюцци. Но прыть его «Хиспании» объяснялась лишь фальстартом, после отбытия штрафа за который и пары пит-стопов итальянец ещё и умудрился опередить за круг до финиша напарника, останавливавшего лишь однажды. Что, кстати, доказывает некую феноменальность первого индуса. Нараин единственным в пелетоне смог реализовать столь радикальную стратегию, при этом на последнем отрезке гонки выбравшись даже на позицию впереди Глока, механики которого больше десяти секунд не могли вставить колесо на финальном пит-стопе! Поистине перспективный болид построила самая скромная и небогатая команда «ХРТ». Льюцци был на полторы секунды быстрее на лучшем круге, чем использующая аналогичную стратегию лидирующая из «Марусь», которой, кстати, весь уик-энд управлял дебютант Жером. Как ни странно, и перешедший на трёхостановочную стратегию Глок также уступил Витантонио целую секунду! Новоиспечённая российская команда явно сдает позиции даже образца дебютной формы «Вёрджин» и выдаёт абсолютно абсурдные заявления подобно тому, что тактика трёх пит-стопов была регрессивнее тактики двух. Единственным позитивным моментом для команды Бренсона и Фоменко стал первый полный финиш после прошлогодней Спа.
И я намеренно не упомянул о самом главном. Борьбе за победу. Где схлестнулась пара лучших молодых пилотов современности. И Льюис Хэмильтон второй год подряд побеждает Феттеля в очной борьбе на «Шанхай Интернешнл». До сих пор отдаёт долг за памятный Интерлагос’08, где Себастьян на последних кругах временно лишил Хэма титула самого молодого чемпиона? Или же, впрочем, это возмещение долга за весь прошлый год, где Себ отобрал навсегда звание самого юного обладателя мирового титула Ф1 у темнокожего англичанина?
Но объективный факт таков: Себастьян Феттель впервые в сезоне лидировал во всех тренировках и впервые в сезоне гонку не выиграл.
Тем не менее, вряд ли это должно его сильно волновать. В Турции готовится очередное обновление от Ньюи. Как и у многих команд. Особенно большой рывок обещают сделать «Уильямс» с абсолютно новыми антикрыльями и «выдувным» диффузором.
Ведь именно в «Истамбул Отодром Парк» стартует настоящий чемпионат. Стартовое выездное турне закончено, нас ожидает настоящее формульное европейское первенство. Не пропустите через три недели.
«Стебаться было не к месту»
Вы правы, зря я это. Какие этапы «настоящие», а какие нет - это дело вкуса, а о них, как известно, не спорят :)
«Что именно не нравится в стилистике?»
По-моему, поднять планку, оба «Макларена» и т.д. Просто сразу как-то глаз резануло, может, я не прав.
Да что тут гадать - есть опытные люди, доброжелатели, которые хотят сбить конкурентов)
Фуры в гонке 2е по скорости!
Вот так. ))
Да что тут гадать - есть опытные люди, доброжелатели, которые хотят сбить конкурентов)
А конкретно - это априори уже - выездной блок считать вступлением к настоящей фазе чемпа.
P.S. А это первая моя статья, которую Вы читаете?
«Видимо, первые три этапа были фальшивыми :(»
Стебаться было не к месту. Или же Вы впервые слышите о сих особенностях Ф1 и первый год её смотрите?
«Написано все по делу (поспорить не с чем), но, по-моему скромному и, возможно, ошибочному мнению, текст чересчур велик, читается тяжеловато.»
Благодарю за замечания!
По поводу объёма... А прошлая статья о гонке Вас устроила? Она была ещё больше ;)
Да, конечно, объём не мал. Но хочется осветить всех, никого не обделив вниманием. Все работают и достойны хотя бы «пары строк».