«Пошли этого дурака к чёрту!». Как «Форд» лишил «Феррари» короны автоспорта
История легендарной битвы.
Забудьте сейчас о «Формуле-1», о борьбе Феттеля и Хэмилтона. Посмотрим на легендарную гонку: 24 часа Ле-Мана. Причём, вернёмся в 60-е. А точнее в их начало. Итак, 1960-й год. В прошлогодней гонке победу у действующего тогда победителя «Феррари» отнял «Астон Мартин». Однако британцы решили больше сфокусироваться на «Формуле-1», поэтому итальянцам не было равных.
В составе той «Скудерии» были американский чемпион «Ф-1» Фил Хилл (в 1960 на его месте был Поль Фрёр) и бельгиец Оливье Женденбьен, выигравшие заезд в 1958-ом году. Им предстояло выиграть Ле-Ман ещё 2 раза подряд, прежде чем их сменят другие пилоты.
Впрочем, чего тянуть? 1960-й был победным для «Феррари» годом. Ведь тогда в распоряжении итальянской команды была великолепная Ferrari 250 TR (Testa Rossa; фото выше). Эта машина с двигателем V12 и пятиступенчатой коробкой передач была долгое время непобеждённой, пока «Феррари» не решила её сменить на новую Ferrari 250P (фото ниже).
Однако 250P появилась в 1963 году. Ровно в тот год, когда «Феррари» и «Форд» стали главными соперниками. Да, пожалуй, американская компания появилась в тексте довольно резко, без предыстории. Что ж, Генри Форд II страстно желал выиграть главную гонку всего автоспорта – 24 часа Ле-Мана. Так как «Феррари» была лучшей в этом, то Генри просто решил купить итальянскую фирму. Но тут возникли кое-какие сложности.
Энцо Феррари был большим любителем автоспорта. И желал заниматься исключительно им. На производство не хватало сил. Он и Генри Форд быстро нашли друг друга. «Форд» был готов выкупить 90% акций Ferrari за 18 миллионов долларов, при этом руководство гоночным подразделением оставалось за Энцо. 20 мая 1963 года состоялась легендарная встреча.
Энцо Феррари должен был выручить за свою фирму более $140 миллионов. Однако контракт босса итальянцев не устроил. Он прямо на бумаге подчеркнул один пункт: если годовые расходы на содержание Скудерии превысят лимит в $250 000, то Феррари лично должен согласовывать их с руководством «Форд».
Поняв, что у него отбирают полную власть Энцо пришёл в ярость, откровенно послал кое-куда американцев. Потом Феррари предложил Гоцци, своему советнику, пойти и выпить коктейля, оставив Форда со своими мыслями. Сам же Генри находился в штабе фирмы в Америке. После того, как он узнал о результатах переговоров, в ответ последовала фраза: «Пошлите этого старого дурака к чёрту!»
И тогда это привело к рождению легендарного Ford GT40, первоначало носивший название Lola («Форд» сотрудничал с «Лотусом» при производстве, и Коли Чепмен, автоконструктор, хотел именно такое название). Конечно, Феррари мог ещё долго злорадствовать, ведь последующие оба года именно его машина выигрывала, пока GT40 разбивался. Форду это было не по душе. Однако GT40 даст результат, ведь им занимался не кто-то, а сам чемпион «Формулы-1».
Джон Сёртис был приглашён в качестве гонщика «Форда» на 24 часа Ле-Мана. Когда ему дали проехаться на Ford GT40, Джон сказал коротко и ясно: «Эта машина ужасна!» Сёртис собственноручно занялся автомобилем. Именно Джон создал тот GT40, который выиграет Ле-Ман.
Однако прямо перед первой же гонкой Сёртис поссорился с Генри Фордом II и не принял участия в гонке. Однако именно благодаря британцу 4 года подряд, с 1966 по 1969, «Форд» выигрывал легендарную гонку.
Немного о самом автомобиле: тот Ford использовал двигатель V8 Gurney-Waslake из особого сплава (Gurney – фамилия американского пилота «Ф-1»). Цифра 40 в названии машины обозначает его высоту в 40 дюймов, а объём бака составляет 136 л.
Так, «Форд» восторжествовал. Однако интересно, что это были последние победы «Феррари» и «Форда». В Ле-Мане начал доминировать «Порше». Но это уже другая история. В нашем случае было коротко рассказано о легендарном противостоянии.