Ральф Шумахер. Брат за брата
Первые шаги к автоспорту Ральф Шумахер сделал уже в 3 года, впервые сев за руль карта. Но, не смотря на столь раннее начало, путь Ральфа в «Формулу-1» оказался тернист. За несколько лет в картинге самыми яркими победами оказались титул в германском юниорском первенстве и второе место в более взрослом, но, опять же, местном, германском чемпионате. Переход в формульный класс, вроде бы, принес и победы, и подиумы, но не титулы. За два года в «Формула-БМВ» лучшим оказалось 2 место в чемпионате в 1993 году, а в германской «Формуле-3» оба сезона (1994 и 1995 годов) также не принесли заветный трофей. В общем, Ральф мог побеждать в гонках, но не в чемпионатах.
За победным титулом Вилли Вебер, в тот момент менеджер обоих братьев Шумахеров, отправил Ральфа в Японию, в чемпионат Formula Nippon (Супер-Формула), аналог европейской «Формулы-3», что означало, что сама техника близка к уже очень хорошо знакомой Ральфу. И титул, наконец, пришел. Традиционно, приезжавшие в японский чемпионат в те годы зарубежные гонщики выступали и в кузовном All-Japan GT Championship. Не стал исключением и Ральф Шумахер, победивший в 3 из 4 гонок и став серебряным призером первенства.
Вот теперь, имея за плечами титул, можно было отправляться на покорение «Формулы-1». И дебютировать Ральфу предстояло в «Джордан», команде, в которой дебютировал и Михаэль. Нужно сказать, что это далеко не первое и не последнее сравнение с братом из тех, что преследовали Ральфа всю его гоночную карьеру и, возможно, не дали ему раскрыться в полной мере. Но обо всем по порядку.
Первый этап карьеры в «Формуле-1», этап «Джордан», занял 2 года. В первом сезоне напарником для Ральфа стал чуть более опытный (на 1 год) итальянец Джанкарло Физикелла, а на сезон 1998 года – чемпион мира, британец Дэймон Хилл. Оба раза Ральф уступил напарникам по количеству очков, набранных за сезон, но нельзя сказать, что выступал менее ярко. Уже в третьем Гран-При за команду он приехал на подиум, заняв 3 место в Аргентине, а в следующем году еще два раза пробивался в первую тройку. Уже к середине 1998 года стало понятно, что Ральфу стоит идти дальше, и Вилли Вебер устраивает его в «Уильямс».
Сезон 1999 года был не лучшим для «Уильямс», еще в недавнем времени чемпионской команды, к тому времени оставшейся без серьезной поддержки моториста: партнеры с 1989 по 1997, компания «Рено», решили уйти из Больших Призов, и «Уильямс» пришлось использовать двигатели 1997 года под марками Mecachrome (1998 год) и Supertec (1999 год). Да и полная смена состава пилотов не могла стать сильной стороной команды, ведь напарником Ральфа стал пусть и опытный, но находившийся 4 года вне «Формулы-1» итальянец Алессандро Занарди. Тем не менее, Ральф Шумахер смог проявить себя с наилучшей стороны, а особенно на фоне неудачно проведшего сезон напарника, 11 раз в 16 гонках финишировав в очках, в том числе 3 раза на подиумной позиции, в том числе в первой же гонке, на Гран-При Австралии 1999.
Когда стало известно, что с 2000 года партнером «Уильямс» на ближайшие годы в качестве поставщика моторов станет компания «БМВ», позиции Ральфа на переговорах о будущем контракте стали сильны, как никогда. Это, безусловно, добавило Ральфу Шумахеру уверенности в своих силах. Тем более что два последующих года его напарниками были, пусть и быстрые, но неопытные дебютанты Дженсон Баттон и Хуан-Пабло Монтойя. Правда, скорость последнего в итоге сказалась на немце негативно.
Внутрикомандная борьба Ральфа Шумахера и Хуана-Пабло Монтойи в период с 2001 по 2004 года стала одной из самых ярких в истории «Формулы-1». Оба гонщика были быстры на болидах «Уильямс-БМВ», оба не раз поднимались на подиум и выиграли по несколько гонок, но три проигрыша по итогам сезона, по всей видимости, пошатнули набранную Ральфом уверенность в собственных силах. Нельзя сказать, что он растерял скорость, но и прогрессировать перестал. В отличие от колумбийского напарника.
Союз Ральфа и «Уильямс» начал постепенно распадаться, и к 2005 году Шумахер-младший переходит в «Тойоту», команду не только готовую сделать его первым номером, но и готовую платить огромную зарплату. И в 2005, и в 2006 годах Ральф обгонял напарника по команде, Ярно Трулли, в конце сезона, но нельзя сказать, что его выступления были яркими. Именно в это время в прессе все чаще стали появляться размышления о том, что Ральфа Шумахера больше интересуют деньги, что ему платят в «Тойота», нежели непосредственные результаты на трассе. Да и непрекращающиеся сравнения со страшим братом, к тому времени уже ставшим 7-кратным чемпионом мира, не добавляли Ральфу душевного спокойствия.
После неудачного для команды сезона 2007 года, стороны обоюдно решают завершить отношения, а Ральф пробует устроиться в разные команды «Формулы-1». Были переговоры и с «Макларен», и с «Торо Россо», но до чего-то более-менее конкретного речь дошла только с «Форс Индия». Ральф даже принял участие в декабрьских тестах за рулем машины этой новообразованной команды, но и тут стороны не пришли к согласию. Именно с этой точки начался последний, на данный момент, виток карьеры Ральфа Шумахера – этап DTM. Из 5 полных сезонов (с 2008 по 2012 год) немец может занести себе в актив, пожалуй, лишь сезон 2011 года, когда на его счету оказалось 2 подиума, а в остальном сложности адаптации гонщика, привыкшего к формульному типу машины с открытыми колесами, к кузовной технике в полной мере отразились на Ральфе Шумахере.
Еще несколько раз его связывали с возможным возвращением в «Формулу-1» с той или иной новой командой, но каждый раз дело не заходило дальше слухов.
У немца был контракт на 2013 год, но Ральф решил завершить гоночную карьеру вслед за своим старшим братом. Его место в DTM занял Паскаль Верляйн. Верляйн в итоге выиграет этот чемпионат и перейдет в «Формулу-1», но его карьера там будет недолгой.
Младший брат аналогично распрощался с «Формулой-1» - после ухода старшего. Брат за брата.
Несколько дней назад ему стукнуло 43 года. Теперь уже черед за его сыном Дэвидом Шумахером.
«Честно говоря, я не ожидал такой прыти от сына – не думал, что он выиграет так быстро».
Дэвид: «Я определённо хочу быть в Формуле-1. Мне бы хотелось выступать в Ф-1 вместе со своим кузеном Миком».
Дэвид признался, что уже ощущает на себе бремя знаменитой фамилии. «Ожидания просто выше, особенно с учётом того, что мой кузен Мик уже очень быстр. По этой причине я гонялся первые несколько лет под фамилией моей матери Бринкман, хотел снизить давление со стороны СМИ. Очевидно, что у меня два кумира: мой отец и, конечно, мой дядя Михаэль просто потому, что он самый успешный гонщик всех времён. Но мой отец тоже был очень хорош».
В этом году Дэвид выступает в немецкой «Формуле-4» и занимает 9 место с 46 очками. Откровенно говоря, выступает он не очень успешно. Ни одного подиума. Зато на третьем месте в чемпионате идет внук Эмерсона Фиттипальди - Энцо Фиттипальди.
Сам Ральф является разносторонней личностью. Он никогда не был зациклен на одних гонках в отличие от старшего брата. В свободное время обожает играть в теннис и кататься на велосипеде.
Несмотря на то, что мужчина является большим любителем активного отдыха, иногда он предпочитает остаться дома и просто поиграть в нарды с кем-то из близких.
В 2015 году Шумахер развелся со своей женой. По данным журналистов, Кора получила шесть миллионов евро в качестве компенсации. Адвокат Шумахера не стал комментировать эту информацию, лишь подтвердив факт развода. Отметим, что Ральф и модель Кэролайн Бринкман поженились 5 октября 2001 года, а 23 октября у них родился сын Дэвид.
Отрывки из книги о Михаэле Шумахере
Постоянные сравнения с ним меня просто раздражают. Я устал слышать это. Я никогда не ощущал, что я в тени Михаэля. Я просто его младший брат. Михаэль идет своей дорогой, а я своей.
Ральф Шумахер – это совершенно иной человек, нежели его брат. Он на шесть лет младше, его детство было не таким суровым с финансовой точки зрения, как у Михаэля. Характеры братьев, по всей видимости, сформировались в различных условиях; выражаясь простым языком, у Михаэля был кураж человека, который сделал себя сам, а у Ральфа – более спокойный и уверенный подход второго ребенка в семье, которому все приносили на блюдечке с золотой каемочкой. Это отразилось и на их вождении – Михаэль всегда прилагал максимум усилий, пытаясь притянуть к себе обстоятельства, тогда как Ральф зависел от машины и, если она оказывалась неидеальна, уходил в тень. Михаэль был очень амбициозен, Ральф более склонен ждать, пока все само придет; Михаэль редко отдыхал, Ральф значительно больше.
С приходом Ральфа в Формулу-1 в 1997 году у Михаэля появился очень важный союзник. Ему никогда не удавалось легко поладить с остальными гонщиками, а нескольких он успел сильно обидеть, поэтому на стартовом поле приятелей у него было мало. Ральфа также почти не волновало общество коллег, поэтому братья нашли друг в друге желанную компанию. Их часто видели вместе, они навещали друг друга в моторхоумах, вместе отдыхали. Вечерами в дни гонок часто ужинали вместе. В самом начале они заключили пакт, что не будут обсуждать внутренние дела своих команд. Это приобрело особую значимость, когда Ральф поднялся по стартовому полю в начале 2000-х. В последние годы, после того как Ральф женился, братьев стали реже видеть вместе – между ними пробежал холодок. По словам знакомых, это во многом произошло из-за различий во взглядах их жен.
Друзья семьи Шумахеров говорят, что Михаэль больше общался с отцом, Рольфом, многие качества которого он унаследовал, тогда как Ральф всегда был ближе к матери, Элизабет, которая скончалась в 2003 году.
Михаэль говорит:
«Ральф появился на свет, когда мне было шесть с половиной лет, но я не помню, чтобы он как-то мешал мне. Позднее, однако, разница в возрасте стала для нас проблемой. Когда ему было около пяти лет, он хотел заниматься тем же, что и я, но отказывался нести какую-либо ответственность. Мне приходилось подметать трассу, а Ральфу удавалось испариться именно тогда, когда нужно было что-то сделать. Мы много ругались из-за этого. Когда мы оставались дома одни, я за ним присматривал, но он не всегда меня слушал. Наши родители относились к нам по-разному. Но они были справедливы – просто наша жизнь изменилась к тому моменту, как Ральф появился на свет. Было больше денег, больше возможностей. Я не завидовал ему, не ревновал. Просто иногда думал, что ему все дается легче. У него было больше игрушек, и они легче ему доставались».
Братья Шумахеры очень разные. Михаэль – профессионален и терпелив с прессой и публикой. Он за километр чует ловушку или провокационный вопрос и умудряется направить беседу в нужное ему русло. Ральф может быть очень уклончив, он часто избегает ответов на вопросы или сразу затевает спор. Но он умен, как и его брат, и у него отличное чувство юмора, которое стало весьма специфичным за годы работы с британскими командами. Он лучше и свободнее, чем Михаэль, говорит по-английски.
Михаэль очень беспокоился за брата, когда тот начал выступать в «Формуле-1». Он многое видел за годы карьеры в этом спорте и боялся, что брат может попасть в аварию. В 1997 году в Бразилии, второй гонке Ральфа, Михаэль был не на шутку взволнован. «Трасса кочковатая и сложная, и мне было не по себе, когда я наблюдал за Ральфом в гонке, — сказал он. — Его машина вела себя очень нестабильно, он мог попасть в крупную аварию».
Со временем Михаэль стал относиться к этому проще. Но в Индианаполисе в 2004 году его самый страшный кошмар обернулся реальностью, когда Ральф попал в ужасную аварию в гонке, врезавшись в бетонную стену на скорости 290 км/ч. Обломки машины разлетелись по трассе. Ральф принял на себя удар, перегрузки достигли 70 G. Он был без сознания. Гоночный директор отправил на трассу машину безопасности, и Михаэль, лидировавший в гонке, был вынужден круг за кругом проезжать мимо брата, прежде чем того извлекли из кокпита и отправили в медицинский центр. Случившееся, должно быть, навеяло воспоминания об аварии с Сенной. Михаэль признал это после гонки. «Хуже всего было видеть его там, — сказал он. — Мне говорили по радио, что все не так плохо. Но я уже слышал это в прошлом, и тогда все оказалось действительно плохо».
На протяжении нескольких недель после Индианаполиса Михаэль очень остро реагировал на критику – якобы он вел себя бездушно, продолжая гонку, когда его брат был в таком состоянии. Злые языки донесли ему, что я сказал что-то подобное в своем комментарии по телевидению, что очень и очень далеко от истины. Тогда я оказался в любопытном положении – мне пришлось убеждать Михаэля, что не следует верить всему, что тебе говорят!
Братья, конечно, сталкивались на трассе. Столкновение в Нюрбургринге в первый же для Ральфа сезон стоило Михаэлю ценных очков в схватке за титул с Жаком Вильневом. Михаэль готов был применить к Ральфу ту же самую тактику запугивания, как и по отношению к остальным соперникам. Всегда казалось странным, что он может «наехать» на собственного брата, но если судить по справедливости, что еще ему оставалось делать? Если брат мешал ему победить, у Михаэля не было выбора.
Два брата были едины в своем горе во время Гран-при Сан-Марино 2003 года. Накануне гонки скончалась их мать Элизабет. Ей было всего пятьдесят три года, но она давно болела и последние дни провела в коме. До уик-энда Михаэль и Ральф находились у ее постели, они полетели в Имолу прямо оттуда, но Михаэль не желал, чтобы немецкая пресса узнала об этом. Он не хотел предавать огласке этот тяжелый для всей семьи момент. К сожалению, ему не удалось сохранить это в тайне – состояние Элизабет ухудшилось, и новость о ее смерти в ночь на воскресенье просочилась в СМИ.
После квалификации днем в субботу Михаэль с Ральфом улетели обратно в Кельн. Они вернулись на следующее утро, и Михаэль, пытаясь скрыть эмоции, вышел на трассу и выиграл гонку. На подиуме он не мог сдержать слез и, когда играл немецкий гимн, смотрел в небо. Это было очень личное горе, эмоции такого рода Михаэль всегда старался не показывать. Братья находились рядом с матерью всю неделю, и ее смерть не была шокирующе внезапной, как казалось в тот день публике. Они попрощались с ней перед тем, как улетели в Имолу. Тем не менее те, кто хорошо знал Михаэля и тесно с ним работал, утверждают, что немец был в состоянии нервного срыва весь уик-энд. Сабина Кем говорит:
«Он был очень немногословен, даже сух в тот уик-энд. Он делал то, что от него требовалось, и ничего больше. Перед субботой, когда он не вел машину и не участвовал в обсуждениях, он все время звонил в больницу. Когда он вернулся утром в воскресенье, все видели, как ему тяжело. Но ни разу не поднимался вопрос, что он не сядет за руль. Элизабет вырастила своих детей на картодроме, она была частью всего этого, и было бы странно, если бы Михаэль не вышел на старт гонки. Братья чувствовали, что они обязаны это сделать, жизнь должна продолжаться. А для Михаэля кокпит был единственным местом, где он мог побыть наедине с самим собой. Это его среда. Он действительно хотел сесть в машину. Проблемой для него было выйти из моторхоума. Он просто не хотел выходить и плакать перед всеми этими людьми. Поэтому он оставался в своей комнате с Коринной».
Элизабет разошлась с Рольфом в 1997 году. Рольф нашел себе другую женщину, Барбару, с которой периодически приезжал на гонки – один-два раза в год. Элизабет жила одна в старом доме на картодроме в Керпене. В этом доме она вырастила своих детей, но налицо были перемены в финансовом положении семьи – ворота, система защиты, камеры и сторожевые собаки. Элизабет редко видели на публике, и она почти не говорила с журналистами, но в июне 2001 года она снизошла до интервью популярному немецкому журналу Bunte, через два дня после Гран-при Канады, когда Ральф и Михаэль вошли в историю как два брата, занявшие первое и второе места на подиуме. Она сказала, что не видится со своими внуками так часто, как ей бы хотелось, потому что боится летать, но «Михаэль регулярно присылает фотографии». Она так и не поговорила с сыновьями после того уик-энда.
«Я смотрю все гонки. Тогда я была одна. Подруга позвонила мне пожаловаться, потому что она поставила на Михаэля, а выиграл Ральф. Я сразу поняла, что он быстрее Михаэля. Но тот никого не пропускает. Я никогда не беспокоюсь из-за того, что они гоняются. Оба знают, что делают. Я уверена, что они не станут лишний раз подвергать друг друга опасности. Иногда я плачу от радости после очередной победы – но только когда я одна. Я всегда надеюсь, что они будут целы и здоровы. Оба моих сына не хотят сдаваться и уходить из спорта, особенно Михаэль – он такой амбициозный».
Во время того интервью немецкая пресса была взволнована предстоящим бракосочетанием Ральфа и Коры в Зальцбурге, неподалеку от места, где живет Ральф. Комментарий его матери – это, вероятно, самая любопытная часть интервью.
«Никто не говорил со мной о браке. Я знаю об этом только из газет и телевидения. Я смотрю все программы, слушаю, что говорят Михаэль и Ральф. Ральф, без сомнения, скажет мне об этом в подходящее время».
На вопрос, грустно ли ей, что она видится со своими мальчиками так редко, она сказала: «У них много дел. Гонки, подготовка, встречи. Мы говорим по телефону». Элизабет умерла от инсульта в 55 лет.
Вообще текст интересный, но явно видна склейка нескольких разных в один.