Чемпион «Индикара» будет спасать «Макларен»
Он помогал Алонсо перед «Инди-500».
После не самого удачного для «Макларена» Гран-при Австрии руководство команды все-таки свернуло на путь реформ: прямо перед домашней гонкой в Великобритании Зак Браун принял отставку гоночного директора Эрика Булье, вызвав бурную радость фанатов. Обязанности француза распределились между несколькими людьми: главным по работе на трассе стал бывший инженер Фернандо Алонсо Андреа Стелла, логистика ушла под руководство Саймона Робертса вместе с производством, а на должность спортивного директора назначили Жиля де Феррана.
Бразилец в прямом смысле пережил головокружительный карьерный взлет: он появился в команде в качестве консультанта только в конце мая, а полтора месяца спустя получил достаточно важный и ответственный пост. Но мгновенных отличий от эпохи Булье не вышло: в квалификации на «Сильверстоуне» Алонсо стал лишь 13-м (его напарник Стоффель Вандорн и вовсе занял 17-ю стартовую позицию), а в гонке Фернандо завоевал восьмую позицию во многом благодаря очередному акту везения в виде автомобиля безопасности.
Кто вообще такой де Ферран
Отец девушки Вандорна и один из 50 величайших пилотов, так и не стартовавших в «Формуле-1», по версии журнала Autosport.
Большую часть карьеры Жиль провел в США: после третьего и четвертого мест в «Формуле-3000» он переехал в CART и к концу дебютного сезона одержал первую победу. Всего за семь лет де Ферран выиграл семь гонок и два титула, перешел в «Индикар» и там еще раз занял второе место в общем зачете. Также он побеждал и на «Инди-500», а затем приостановил активную карьеру в возрасте 36 лет — чтобы через два года стать спортивным директором «БАР-Хонды» в «Формуле-1».
Результаты его дебюта на руководящей должности в Гран-при можно назвать весьма противоречивыми: с одной стороны, результаты команды значительно упали после второго места в Кубке конструкторов в 2004 году. Но с другой стороны де Феррана отправили в обойму в момент полного перехода под крыло «Хонды», и ему вместе с Дженсоном Баттоном удалось-таки одержать первую и последнюю победу концерна в ту эру «Ф-1» на Гран-при Венгрии-2006.
Однако в 2007 году результаты японцев провалились до уровня дочерней команды и по совместительству беспросветного аутсайдера «Супер Агури», и Жиль на середине сезона подал в отставку, добыв всего один финиш в очковой зоне. Причем причиной такого решения стало отсутствие развития в своей должности.
«Было непросто, – заявил он 11 лет назад. – Мне просто кажется, что я пришел в команду для выполнения определенной задачи, но все случилось совсем не так, как я рассчитывал».
По до сих пор неподтвержденным слухам основу решения де Феррана заложили натянутые отношения с боссом команды Ником Фраем. Впрочем, бразилец на несколько лет остался в спортивной программе «Хонды» на позиции технического консультанта, так что предположения о конфликте с высшим руководством могут оказаться преувеличением.
Ник Фрай, Дженсон Баттон и Жиль де Ферран, 2005 год
В любом случае, с Заком Брауном и «Маклареном» история вряд ли повторится — судя по всему, американец целенаправленно выбрал Жиля, а значит, понимал, кого и зачем назначает.
Де Ферран не чужой для «Макларена»
Бразилец год назад сотрудничал с «оранжевыми» в качестве консультанта Фернандо Алонсо по подготовке к «500 милям Индианаполиса»: знакомил испанца с трассой и кучей различных важных нюансов, обязательных к выполнению для каждого желающего победить на «старой кирпичнице».
И де Феррану понравилось работать с двукратным чемпионом «Формулы-1».
«Он давал очень хорошую обратную связь, – подчеркнул бразилец. – Даже несмотря на статус новичка как на данной трассе, так и в целом. Он сразу сосредотачивается на самом важном и выражает информацию в краткой форме – я всегда считал это лучшим способом общения с инженером во время свободных заездов. Команда отвечает ему взаимностью».
Судя по гоночным результатам Алонсо (а он сошел из-за двигателя «Хонды» за 21 круг до конца, пролидировав 27 «овалов»), Жиль достойно справился.
Чем занимается спортивный директор в команде «Формулы-1»
Если вкратце, такой человек обладает всеми полномочиями и обязанностями гоночного директора за исключением вопросов логистики и консультации производства.
«Я был во главе всех гоночных процессов: пилотов, гоночных инженеров и механиков. Управлял штатом из 120 человек, – описал свой опыт работы в «Хонде» де Ферран. – Моей главной задачей являлась забота о гармонии и в коллективе и выживании абсолютного максимума из каждого».
То есть бразилец сконцентрируется не на принятии стратегических решений для гоночных уик-эндов и не на медиации между «выездными» инженерами и техническим штабом — он просто будет следить за комфортом работы каждого члена персонала. Здесь и кроется важное отличие от гоночного директор, имеющего полномочия вмешаться и пересмотреть любые решения своих подчиненных под собственную ответственность. Спортивный же директор по идее должен больше полагаться именно на профессионализм сотрудников, отвечая скорее за слаженное взаимодействие, чем за условные шинные стратегии.
Здесь и кроется попытка развернуть неэффективную систему управления внутри «Макларена»: назначение де Феррана призвано выявить и раскрыть на полную уже имеющийся внутренний командный потенциал, безболезненно сменив самые неэффективные звенья цепи. Серьезные перестановки среди рядовых сотрудников начнутся только в случае провала новой менеджерской модели.
Де Ферран согласился на опасную должность
Запущенное состояние нынешнего «Макларена» вызывает огромные опасения. Команда находится в глубочайшем кризисе (хуже в паддоке чувствует себя только «Уильямс»), так что мелкими перестановками проблемы функционирования не решить — и исполнительный директор команды Зак Браун прекрасно осознает, что возвращение в число фаворитов может затянуться на неопределенный срок.
«Думаю, пройдут годы, прежде чем мы сможем снова бороться за титул, – констатировал американец после увольнения Эрика Булье. – Я не знаю, сколько именно – два или десять. Вероятно, какое-то промежуточное число. Потребуется пройти какой-то путь».
Опытные в сфере управления конюшнями «Формулы-1» люди не раз подчеркивали сложность задачи — например, бывший главный конструктор «Макларена» Джон Барнард признался, что не справился бы с реформированием подобной махины.
«Не знаю, сколько это может занять времени и переживет ли команда подобный фундаментальный разворот. Реформирование «Макларена» равносильно развороту танкера».
Де Ферран же приходил к «оранжевым» в конце мая на должность консультанта под конкретные планы: в паддоке почти все сходились во мнении, что он вскорости станет руководителем программы «Макларена» в «Индикаре». Однако глубочайший управленческий и спортивный кризис внутри команды изменил планы Зака Брауна: по сообщению Auto Motor und Sport, владельцы холдинга наложил вето на полноценное возвращение в заокеанскую серию в 2019 году.
Что же в таком случае заставило Жиля согласиться на адскую должность с трудновыполнимыми задачами? Кажется, все решили личные отношения и дружеские просьбы: по словам Алонсо, де Ферран очень тесно знаком с Брауном уже два десятка лет. Зак же очевидно решил взять в команду лояльного человека в противовес «бывшему» Булье — который, судя по инсайдам авторитетного эксперта Джо Сэйвуда, «был недоволен отсутствием возможности управления коллективом по своему усмотрению и постоянными отчетами перед директорами и акционерами».
Зак Браун
К тому же, бразилец в последние шесть лет не принимал участия в серьезной руководящей работе: он работал арбитром в «Индикаре», вел гоночные телерепортажи для NBC и служил послом «Формулы Е». Для него вариант с «Маклареном» является реальным шансом расшевелить карьеру и снова напомнить о себе лучшим командам. Провал же вообще никак не скажется на репутации как раз из-за тотальности нынешнего уокингского бардака.
Де Ферран справится?
У бразильца достаточно опыта в управлении гоночными командами: Жиль совместно с «Хондой» вел к победе собственный коллектив в классе LMP1 американской серии «Ле-Ман» в 2008-2009 годах, но до титула не хватило 17 очков (хотя его экипаж выиграл на две гонки больше чемпионов). Далее де Ферран пытался с той же командой вернуться в «Индикар», однако не сумел найти финансирования за пределами японской компании и свернул проект.
«Макларену» придется ко двору искушенность бразильца в борьбе за высокие позиции, но еще более кстати будет его личный подход, привитый отцом с самого детства.
«У нас был минимальный набор запчастей, – вспоминал де Ферран первые годы профессионального занятия картингом во время работы в «Формуле Е». – Одно шасси, два двигателя и столько же наборов колес. У некоторых детей же было много двигателей, несколько шасси и получавшие зарплату механики. Но мой отец научил меня любить механическую часть гонок, и я очень увлекся ею. Мы записывали буквально все — я до сих пор храню те блокноты. После каждого гоночного уик-энда я все проверял по списку. Каждый день после школы я разбирал карт и проверял его в соответствии со списком, готовя его к следующей гонке. И знаете что — за всю карьеру в картинге я ни разу не сошел из-за механической проблемы. Я стал третьим в дебютный сезон и выиграл чемпионат на следующий год».
Так что Жиль с детства готов к огромной массе отчетности и понимает, как добиться надежности — а для команды из Уокинга данные навыки сейчас смело можно назвать ключевыми.
«Достигнутый мною успех в бизнесе и за рулем болидов, как мне кажется, пришел из-за способности осознавать свои слабости, – объяснил де Ферран в недавнем интервью для Autosport. – Я не боялся взглянуть в зеркало и сказать «Я мог бы лучше, что для этого нужно изменить?»
Я рано понял, что успех не достигается в одиночку. Очень немногие чего-то добились в жизни исключительно собственными усилиями, чаще всего они были частью команды. В таких условиях ключевыми являются знания о формировании команды, взаимодействия, мотивации и взаимопонимания людей, а также осознания направления движения — потому что, как я думаю, лучшие мысли приходят в конце дня, когда планируешь грядущий. Так я живу сам и ту же философию стремлюсь внедрять в команды.
В «Макларене» я вижу много таланта, вижу умных ребят буквально повсюду. Думаю, улучшение коммуникации между ними и прояснение некоторых вещей пойдет команде на пользу и поможет шагнуть навстречу большей компетентности».
Озвученный бразильцем рецепт в самом деле звучит как панацея для нынешнего уокингского корпоративного апокалипсиса, так что за успех де Феррана определенно стоить поболеть. Его стратегия вполне может когда-нибудь сработать.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Robert Laberge/Allsport, Mark Thompson, Ryan Pierse, Patrik Lundin; globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/David Taylor/Allsport
Если бы руководство посвящало себя команде полностью, то проблемы не прошли бы мимо них. А если бы Рон не отдалился и не ставил бизнес-интересы бренда настолько выше гоночной команды, то никто не посмел бы утаить от него какие-либо трудности с постройкой машины.
И еще. Читал где-то, что Рон говорил, что от поражений он испытывает боль. Наверное это прошло. Иначе как такие муки переносить?
И да, надо было менять техперсонал, который провалился, вроде Продрому.
Вот главное резюме статьи, цитата:
Зак же очевидно решил взять в команду лояльного человека в противовес «бывшему» Булье — который, судя по инсайдам авторитетного эксперта Джо Сэйвуда, «был недоволен отсутствием возможности управления коллективом по своему усмотрению и постоянными отчетами перед директорами и акционерами».