Интервью Луки де Монтедземоло
Предстоящий сезон, команда Феррари, пилоты, прошлое и будущее Формулы 1, итальянский футбол и многое другое - в эксклюзивном интервью президента Феррари Луки де Монтедземоло газете Corriere dello Sport.
Монтедземоло, как оно двадцать лет спустя?
С духом, желанием и энтузиазмом, как всегда. С 2009 года настала эпоха Ред Булл. Но ранее были Уильямс, Макларен, Рено и другие. А Феррари была всегда. И это наша самая большая гордость. Мы были всегда.
А теперь? Чего ожидаете от Алонсо и Массы?
Алонсо очень сильный, грозный. Я говорю, что видел его очень сосредоточенным. Я ожидаю многого от него, как и от Массы. В прошлом году, во второй половине сезона он пилотировал наполовину своих возможностей. Но я уверен, что в этом году он покажет настоящего Массу.
Каков будет чемпионат мира?
Непредсказуемым, потому что правила изменились. Но Феррари готова. Мы проехали достаточно большое расстояние на тестах и машина была супер.
Если бы вам предложили выбрать самый успешный сезон за 20 лет, что вы у руля команды, какой бы вы выбрали?
Я бы назвал сезон 2000 года, который я вспоминаю с наибольшим удовольствием. Спустя 21 год мы снова дважды победилив чемпионате, причем в самой последней гонке, это была огромная радость.
А самый неудачный за 20 лет?
Самой неудачной была последняя гонка в прошлом году. Это было невероятно. Нам надо было финишировать четвертыми, независимо от позиций остальных. В любой другой гонке четвертое место было бы плохим, но не в той. Это было разочарование, как например в 2008. Масса пересек финишную черту, став чемпионом мира, но через 15 секунд был свергнут Хэмильтоном. Сумасшествие.
Самый страшный противник?
Я повторяю, самым серьезным соперником сейчас является Ред Булл. Мы очень гордимся, что соперничали в последние годы со всеми. И всем приходилось иметь дело с Феррари.
Чего можно ожидать от сезона?
Я не знаю, я просто знаю, что в этом спорте многое изменяется. Есть вещи, которые я не понимаю и не могу принять. Это единственный вид спорта, где запрещены тренировки. А еще меня беспокоит низкая конкурентоспособноть некоторых команд. Есть команды, которые едут на три секунды медленнее, и это опасно. Я не понимаю, какой смысл продолжать это, если они не могут конкурировать. Было бы лучше иметь третью машину, которая будет стоить немного дороже, но будет конкурентоспособной и привлечет больше спонсоров. А потом...
А потом?
Все зависит от аэродинамики. Вы можете иметь лучшего пилота, лучшие тормоза, лучшее управление, лучшую подвеску, но без аэродинамики вы не будете конкурентоспособны. Это требует от нас работы в аэродинамической трубе в три смены.
Пожелание на будущее Формуле 1?
Я надеюсь на возвращение автомобильной истории. Такой как Тойота, Хонда, БМВ. Формула 1 должна привлекать внимание автопроизводителей. Надо также увеличивать обгоны. Пик должен прийтись на 2014.
Между тем, вы не будете проводить гонки в Риме в ближайшие годы, проект провалился?
Я бы так не сказал. Вы знаете, Рим удивительный город, позиционирующий себя так же, как и Формула 1. Просто невозможно проводить две гонки в Италии.
Пилот, к которому вы наиболее привязаны за эти 20 лет в Феррари?
Двадцать лет президентства...Я не думаю, что кто-то председательствовал дольше в мире... Однако, дайте мне вернуться к моему самому первому приключению с Феррари, когда президентом был не я. Из всех гонщиков...я назвал бы Лауда. Это великий человек. Он был создан для этого. Конечно, Алонсо тоже. Он участвует в жизни Маранелло, имеет хорошие отношения с нашим народом, семьей. Он не упускает ничего, чтобы быть, как Шумахер, который был великим, но надо выбрать одного, который превосходит всех остальных.
Короче говоря, если бы пришлось выбирать: Шумахер или Лауда?
Это походит на выяснения между Пеле и Марадоной. Оба: и Лауда, и Шумахер были лучшими. Они обладали большой решительностью. То же определение, что подходит и Алонсо. Помните, после Сильверстоуна в последнем чемпионате мы были на 47 очков позади лидера? Однако, Алонсо сказал, что будет сражаться до конца. Так и было.
Имя последних двадцати лет?
Нет, я не назову себя никогда. Мои мысли обращены ко всем тем, кто работал с необыкновенной интенсивностью, чтобы привести Феррари туда, где мы сейчас есть. Когда я пришел, мы были в сложном положении. Мы не могли победить в 92,93 годах. Одна победа в 94, одна - в 95. С тех пор мы развивались. Сейчас мы в 58 странах мира. Команда заметно выросла, благодаря выбору в пользу своих людей. Инженер Фелиса, в настоящее время генеральный директор, начинал в качестве технического директора. Доменикали был здесь в 91 года. Мы берем лучших, как Пэт Фрай.
И все родились здесь, в Маранелло.
Да, и это исключительно. Это сила членства, но мы не в изоляции. Наша гордость - 3000 человек, 3000 семей, которые заняты в том, чтобы работать на лучшем рабочем месте в Европе.
Нет сомнений в том, что Феррари преданна Италии. И 150-й год...
Мы назвали машину в честь этого. 150...были некоторые вопросы с Форд, но все улажено.
Вы еще интересуетесь каким-либо спортом, кроме Формулы 1?
Я. как и все, увлечен футболом. На днях смотрел по телевизору Серию Б. Мне дома сказали, что хватит уже. Но это неправда, что футбола слишком много. Этот чемпионат очень интересный. Милан и Интер две великие команды, будет большое дерби. Но...
Но?
Я бы хотел возвращения скудетто в Неаполь. Маццарри очень хорош, я об этом говорил еще несколько лет назад, когда он тренировал молодежь в Болонье. У них хорошие игроки, но главное - они прекрасно работают как команда.
А Делла Валле?
Фиорентина вернулась с ним в Лигу Чемпионов. И я уверен, что сделает это и в будущем. Он неплохо справляется. Я надеюсь, и другие работодатели будут следовать его примеру. Это будет на благо Италии.