Лидеры «Формулы-1» спорят, у кого лучшая машина. Никто не голосует за свою
Все хвалят чужую.
Гран-при Монако как шестая гонка календаря открывает вторую четверть календаря чемпионата мира, которую три сильнейшие команды пелотона в лице «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» встречают практически на равных. Казалось бы, в такой ситуации от представителей каждого коллектива стоит ожидать часовых лекций о крутости своих машин для выполнения тех самых рекламных функций, побудивших крупные концерны вступить в «Ф-1». Однако на деле перед первыми практическими заездами мы увидели диаметрально противоположную картину. Например, мистер «Грацие рагацци» Себастьян Феттель не назвал свой SF71H фаворитом:
«Мы хотим, но не обязаны победить. Для меня это большая разница. Полагаю, борьба будет очень плотной, ведь «Ред Булл» должен стать еще сильнее, особенно в субботу».
«Быки» упорно спорили с заочно выданным титулу лидеров, но сменили риторику после хороших результатов в тренировочных заездах.
«Полагаю, они таким образом отчасти пытаются снизить давление с себя и переложить его на нас, – объяснил пилот австрийцев Даниэль Риккардо. – Думаю, борьба между нами и «Феррари» окажется очень плотной, ну и посмотрим, где окажется «Мерседес».
А первый пилот нынешнего немецкого лидера Кубка конструкторов Льюис Хэмилтон и вовсе предсказал свой проигрыш сразу обоим конкурентам.
«Ожидаю, что уик-энд будет трудным, и мы, возможно, уступим в скорости другим командам».
Как-то не похоже на лидеров «Формулы-1», не так ли? Странно, что головные офисы автоконцернов, инвесторы и акционеры терпят такую неприкрытую антирекламу в прямом эфире и не принимают меры.
Игра в словесные поддавки длится с начала сезона
С самого первого Гран-при Австралии «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл» упорно уверяли друг друга и общественность вплоть до решающих заездов в превосходстве соперника и переключали пластинку лишь в случае подавляющего преимущества над остальным пелотоном.
«Хочется верить, что борьба окажется плотной, но, вероятно, в эти выходные «Мерседес» прибавит в скорости и окажется главным претендентом на победу, – делился ожиданиями от домашней гонки Риккардо. – Надеюсь только, что они оторвутся не слишком сильно».
«Насколько я понимаю, «Ред Булл» и «Феррари» довольно близки друг к другу по скорости. А мы потенциально на одном с ними уровне, или даже чуть уступаем или превосходим «Ред Булл». Однако в эти выходные австрийцы могут привезти новинки, так что борьба станет плотнее», – скромно предсказал в свою очередь Хэмилтон. Все закончилось его поулом с преимуществом в 0,65 секунды, да и проиграл гонку Льюис исключительно из-за невезения с моментом появления автомобиля безопасности — из-за него Феттель сэкономил добрые 20 секунд на пит-стопе и победил.
Тем не менее, на следующем этапе в Бахрейне хвалебные оды в адрес соперников лишь усилились.
«Никто не сомневается, что пока «Феррари» недостаточно быстра, а «Мерседес» в данный момент очень быстр, – вещал Феттель. – Они быстрее примерно на 3-4 десятых секунды».
«Феррари» быстрее на этой трассе», – не согласился с немцем англичанин — и в целом был прав, поскольку Себастьян выиграл квалификацию с преимуществом в 0,3 секунды перед «серебряными стрелами», а затем довел до победы и гонку.
В Китае же вышла и вовсе анекдотичная ситуация: после завоевания поула с отрывом в 0,6 секунды от «трехлучевых» конкурентов Феттель почему-то решил пооправдываться за свой темп:
«Понятно, что трассы, на которых проходят три первые гонки, отличаются друг от друга, но такое преимущество над конкурентами действительно стало для нас сюрпризом. Я не буду удивлен, если завтра преимущество исчезнет и борьба будет плотной».
Но Хэмилтон снова не согласился с возможностью равной борьбы — даже несмотря на четыре победы «Мерседеса» на Шанхае в последние четыре года турбоэры.
«Думаю, в этот уик-энд их будет очень трудно победить. В последних гонках мы видели, что на прямых их скорость была выше нашей. Здесь прямые длиннее, так что я подозреваю, что «Феррари» будут быстры и победить их будет еще сложнее».
Однако в результате второй пилот немцев Валттери Боттас превосходил конкурентов — ровно до момента выезда автомобиля безопасности, во время которого Даниэль Риккардо получил более мягкие свежие шины и не оставил никаких шансов на победу другого пилота.
На следующем Гран-при Азербайджана лидеры «Формулы-1» снова не разочаровали.
«Кажется, что в данный момент нас опережают и «Ред Булл», и «Феррари», – резюмировал Льюис Хэмилтон.
«Думаю, мне было немного труднее, чем другим», – не согласился с соперником Себастьян Феттель — и взял очередной поул. Правда, на сей раз он опередил англичанина всего на 0,17 секунды, а в гонке начался настолько восхитительный хаос, что задача определить быстрейшего оказалась просто нерешаемой.
В Испании заочный спор на худшую лидерскую машину продолжился.
«В данный момент я выступаю не в своей весовой категории, и этого не хватит для завоевания титула, – пожаловался Льюис Хэмилтон. – Я вообще не чувствую себя комфортно. С последней гонки я ни секунды не думал о том, что лидирую в чемпионате».
Но Феттель не отстал и достойно ответил.
«После Австралии «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл» выступали примерно на равных», – оценил немец расстановку сил. Что интересно, его совершенно не смутило отсутствие пилотов «быков» в топ-3 во всех прошедших квалификациях сезона.
Кстати, гонщики австрийского концерна до Монако в основном не давали подобных пораженческих интервью и лишь ситуативное выражали надежду на опережение соперников. Однако с попаданием во главу пелотона в Монте-Карло «антифаворитная» болезнь догнала и Риккардо.
Первым симптомам уже не один год
«Мерседес» начал жалобы на свою «машину-Диву» еще год назад в поисках объяснений постоянным поражениям от «Феррари», но на самом деле они еще в 2015-2016 годах временами убеждали общественность в близости соперников. А еще раньше той же риторики придерживался «Ред Булл» в годы четырех подряд побед в Кубке конструкторов. Тогда подобная тактика была чуть более оправдана и логична: команды любой ценой пытались убедить паддок в приемлемых отрывах от остального пелотона, дабы не нарваться на спешное изменение правил и потерю первенства. Также подобные разговоры немного помогали еще и сохранить публику те годы через создание хотя бы словесной иллюзии борьбы.
В 2017-м ситуация изменилась и «серебряные стрелы» потеряли подавляющее преимущество над остальным пелотоном — потому рассказы о превосходстве других команд и своих трудностях приобрели еще больше смысла. Так до аудитории доносили информацию об изменившемся раскладе сил, вовлекая временно отошедших от просмотра Гран-при обратно в бездну внимательного слежения.
Зачем лидеры «Формулы-1» сейчас играют в поддавки?
Но положение текущего сезона немного другое. Несмотря на тех же чемпионов мира, основная часть постоянной публики помнит о двух- или трехсторонних сражениях — а потому воспринимает подобные многосерийные интервью как излишнюю эмоциональную накачку. Раньше она играла роль дополнительной рекламы, этакого имиджевого гамбита: представители бренда рассказывали о проблемах ради большего внимания извне. Теперь же слова пилотов и боссов команд выглядят как нежелание сталкиваться с давлением и ответственностью в случае поражения. Но лидерам лучше не разыгрывать эту карту каждую неделю — поначалу она будет работать, но потом общество перестанет их воспринимать всерьез. Затем расслабиться может и персонал самих команд — а там и до пути «Макларена» с «Уильямсом» из топов в середняки недалеко.
Даже если каждое слово из «жалобных» интервью сказано исключительно ради эмоционального вовлечения публики, то они все равно выглядят как последовательная роспись в собственном бессилии либо завышении пилотажных навыков относительно техники. Но вряд ли коллективы «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл» (лучшие в «Формуле-1») стали бы терпеть подобное и ни разу не попытались поговорить со своими гонщиками.
В любом случае, прошла всего-то четверть сезона, а лидерские «выборы» главного аутсайдера уже порядком поднадоели и вызывают лишь усмешку. Остается только понадеяться на их благоразумие и нежелание играть одну и ту же пластинку до ноября — ну и повторить меметичную фразу бывшего президента Украины, конечно.
Фото: globallookpress.com/imago/HochZwei, Hoch Zwei, picture alliance/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Charles Coates, Clive Mason; globallookpress.com/Xavier Bonilla
У Мерседеса лучшая машина для трасс типа "разгон-торможение"
У Феррари золотая середина.