5 мин.

Formula Money

Прошлый сезон стал одним из самых захватывающих в истории Формулы 1, и это произошло в самый подходящий момент. В 2009 году Формула 1 столкнулась с уходом трех автопроизводителей, что поставило под сомнение конкурентоспособность серии. После таких потрясений нужно было подниматься, чему и поспособствовал прошлый сезон.

В 2010 году четыре пилота боролись за титул в последней гонке в Абу Даби. Сезон увенчался победой Red Bull Racing и Себастьяна Феттеля, который стал самым молодым пибедителем чемпионата мира, и ростом на 7 миллионов числа зрителей, достигнув отметки в 527 миллионов. В этом году будет первый сезон за четыре десятилетия, когда на стартовой решетке выстроятся пять обладателей чемпионского титула, и на следующей неделе мы узнаем, смогут ли они поддерживать тот же темп.

Нам не нужно ждать, пока первая гонка покажет расстановку сил. Все команды уже представили свои машины и ливреи на предстоящий сезон, и мы увидели их спонсоров. В целом, все немного получше, чем не так давно.

Согласно данным Formula Money, общая сумма спонсорских денег команд увеличилась на 9,6% до $831m в 2011 году. Это уже гораздо лучше, чем в прошлом сезоне, который команды начинали с $705m спонсорских средств, что на 14% меньше, чем это было в 2009 году. Это связано с упадком в последние пять лет, хотя в пелотон добавились три команды Hispania, Team Lotus и Virgin.

Однако, вскоре стало очевидным, что несколько команд будут бороться за титул в 2010 году, что приведет к увеличению интереса со стороны болельщиков, поэтому спонсоры потянулись в Формулу 1. Например, Mercedes GP заключил контракт на $8m с британской компанией-производителем программного обеспечения, и еще $8m, полученные командой Team Lotus от малазийской телекоммуникационной фирмы Maxis. Этот подъем продолжился и во время зимнего перерыва.

Самым крупным спонсором, пришедшим в Ф1 этой зимой, стала автомобильная компания Lotus, которая вложила $40m в Renault, став ее титульным спонсором. Это означает, что впервые в Формуле 1 будут две команды, представляющие бренд Lotus, и это означает возвращение авто-производителя.

Одной из крупнейших спонсорских сделок зимы после Lotus-Renault стала, безусловно, сделка между Red Bull Racing и люксового бренда фирмы Nissan - Infiniti. Ее логотипы появятся на машинах рядом с логотиопм Renault, что будет стоить Infiniti порядка $10m ежегодно. Последним новым автопроизводителем, пришедшим в Ф1, стала российская компания Marussia, которая купила Virgin Racing в конце сезона 2010.

Самым крупным проигравшим стал Williams, оставшийся с 40,8% своего прошлогоднего бюджета. Это было крупнейшее падение команды за прошедшее десятилетие, в общей сложности они потеряли около $46.5m от ухода своих шести брендов, включая немецкий Allianz, спонсор Williams с 2001 года, и британский государственный Королевский Банк Шотландии, который платил около $20m в год.

Они так же рискуют потерять своего технического директора Патрика Хэда, который, как ожидается, может уйти на пенсию. В начале этого месяца он продал свои 14.5% акций на Франкфуртской бирже за  £31m перед тем, как уйти. С тех пор, как Williams разместил свои акции на бирже, их стоимость упала на 19% до €20.20 за акцию, что никак не кажется подъемом.

В этом году Williams потеряд хорошего гонщика Нико Хюлькенберга, заменив его на венесуэльца Пастора Мальдонадо, который принес с собой около $16m от своих спонсоров, включая нефтяную компанию PDVSA. Таким образом, их бюджет достиг отметки $44m, причем это и из призового фонда, и от трех основных спонсоров, что составляет 80%-90% бюджета.

Спонсорство, как правило, составляет 60% бюджета команды, но этого все сложнее достичь. Когда компании сократили свои маркетинговые бюджеты, это сказалось и на отдаче, которую хотят получать спонсоры. Поэтому, хотя бюджеты крупных команд больше, это все равно не делает поиск спонсоров легкой задачей. И это приводит ко все большей пропасти между лидерами и аутсайдерами.

Прошлогодние три топ-команды - Red Bull, Ferrari и McLaren - вместе имеют бюджет соразмерный со всеми остальными командами вместе взятыми. HRT, закончившая на предпоследнем месте в прошлом сезоне, как полагаю, имела менее миллиона долларов спонсорской поддержки. Примечательно, что это в 1000 раз меньше, чем доход крупнейшей команды Ф1 (в плане спонсоров) Феррари. Вместо получения большего количества денег от спонсоров, HRT получала их, в основном, от своих пилотов и испанского владельца команды Хосе Рамона Карабанте.

Для предотвращения разорения команд было введено ограничение на бюджет. Оно касается таких областей, как число сотрудников, размеры компьютерных центров и количество тестовых дней. Однако, существуют существеннык исключения, например, расходы на маркетинг, разработку двигателей, на долю которых приходится около $350m ежегодных расходов. В этом все различие.

Ограничение было введено в 2009 году, но это не остановило Red Bull Racing, увеличившей расходы на 8,8% до £156.9m ради победы в чемпионате. Для обеспечения развития команды разработки были начаты за год до отчетного периода 2009 года. Расходы RBR в 2009 году на исследования и разработки увеличились на 18,8% до £57.2m. И это далеко не единственные фокусы команды, увеличившей свои инженерные возможности на £4.9m, и хотя количество сотрудников осталось прежним - 592, их зарплаты увеличились на 21.9% до £45.9m.

Для покрытия увеличившихся расходов Дитрих Матешиц, один из основателей компании по производству энергетических напитков Red Bull, которая владеет командой, согласился увеличить инвестиции в Формулу 1 на 29.5% до £107m. Это дало команде победу и показало, что хотя борьба в чемпионате происходила на трассе, но и вне ее битва бюджетов играла не последнюю роль.

Christian Sylt and Caroline Reid

 

 

           

P.S. ищу авторов для блога