Команда объявила свою машину лучшей в «Формуле-1». Но не борется даже за подиумы
В «Макларене» запутались.
Три последних года главной темой для издевательств и сарказма в среде фанатов были взаимоотношения «Макларена» и «Хонды». Англичане вступили в союз с японцами в надежде на возвращение в борьбу за победы и обретение былой славы, но итогами сотрудничества стали три попадания в топ-5, море мемов, океан недовольства и один крайне раздраженный Фернандо Алонсо.
Двигатель токийской компании представили единственной причиной провала, в то время как шасси собственной конструкции «Макларен» не переставал превозносить до небес.
«Мы можем с уверенностью сказать, что у нас лучшая машина пелотона, – громко заявил двукратный чемпион мира после прошлогодней квалификации на Гран-при Мексики. – Прогресс достигнут только благодаря аэродинамике, подвеске и обновлениям, которые мы привозили».
В новый сезон-2018 конюшня из Уокинга вошла уже без главного сдерживающего по их мнению фактора: двигатель «Хонды» уступил место силовой установке «Рено», дважды победившей в 2017-м с «Ред Булл». Шасси же в свою очередь не подверглось масштабной переработке, а стало эволюционным продолжением расхваленной версии.
«Мы не будем радикально все менять, – спрогнозировал вектор развития гоночный директор «Макларена» Эрик Булье еще в ноябре прошлого года. – Займемся только доработкой нынешней машины — она и так очень хороша в быстрых поворотах. К тому же продукция «Рено» требует меньших радиаторов по сравнению с моторами «Хонды», что сделает нашу задачу еще проще с точки зрения аэродинамики».
В итоге «лучшее шасси в пелотоне» в новом сезоне с более мощным двигателем и улучшенным аэродинамическим пакетом сумело добраться до подиума ровно ноль раз.
Прогресс только в надежности
Алонсо во всех последних интервью неоднократно подчеркивал умопомрачительную разницу с предыдущим годом по части стабильности техники. Доля истины в его словах есть: количество сходов за первые четыре Гран-при упало с пяти до нуля, и в результате «Макларен» уже завоевал больше очков, чем за все 20 гонок 2017-го (36 против 30).
Однако эти два показателя взаимосвязаны: с ростом надежности техники пилоты уокингцев чаще пользовались проблемами соперников и потому превосходили ожидания по завоеванным очкам. Например, без ошибки Макса Ферстаппена в Австралии Алонсо вряд ли поднялся выше шестого места (-2 балла со счета в Кубке конструкторов), без сходов Кими Райкконена и Даниэля Риккардо испанец стал бы лишь девятым в Бахрейне (еще -4 очка), а без хаоса на Гран-при Азербайджана Фернандо и вовсе вряд ли попал бы в зачетную зону (еще -6 баллов). Стоффель Вандорн также дважды пролетел бы мимо топ-10 и потерял бы еще 6 пунктов, что вылилось бы всего в 20 баллов и далеко не лучшую позицию в Кубке конструкторов – примерно между «Рено» и «Форс-Индией» . Однако такой результат более верно отразил бы истинную силу оранжевых болидов. Им просто не хватает скорости для попадания в топ-10 в квалификациях, а отрыв от лидеров в относительном выражении по сравнению с предыдущим годом никак не изменился.
Гоночного темпа для борьбы даже за топ-5 тоже нет, как и побед с 2013 года. И можно не ждать их еще как минимум до следующего сезона.
«Макларен» декларировал большие амбиции
«Теперь мы можем бороться, – громко объявил лидер команды Алонсо на финише Гран-при Австралии. – Наша следующая цель – «Ред Булл».
«Мы видим, что с силовыми установками «Рено» мы можем бороться за победы», – сказал он после гонки в Шанхае, проиграв лидеру 30 секунд за 20 кругов.
Тем временем «Ред Булл» уже одержал победу на одном из этапов, да и заводская «Рено» прогрессирует очень быстро — в том же Китае Нико Хюлькенберг привез Фернандо 10 секунд, а в Баку оба пилота «желто-черных» вовсе обгоняли на трассе Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. Гонщики «Макларена» в то же время находились за пределами топ-10 и даже теоретически не вмешались бы в разборки за топ-5, несмотря на такой же двигатель и наличие «лучшего шасси в пелотоне».
Что-то явно пошло не по уокингскому плану.
Машина явно не соответствует ожиданиям
Проблемы с болидом MCL33 начались еще на тестах: из-за погоды, мелких поломок и различных ошибок бригады механиков «Макларену» не удалось полностью проверить все системы. В результате команда отложила внедрение первого пакета обновлений, изначально запланированного на Гран-при Австралии — и в дальнейшем нередко подчеркивала использование промежуточной версии вместо того самого «лучшего шасси».
«Очевидно, что мы не были готовы к Барселоне, и я рад, что команде удалось устранить проблемы с надежностью техники к первой гонке сезона, – признал Булье. – Так что в Бахрейне у нас будет пакет обновлений, который должен был появиться в Австралии».
Однако во время сахирского гоночного уик-энда новинки не появились. Как выяснилось, они находились на стадии разработки с открытой датой внедрения.
«Та машина, которая у нас сейчас на трассе, и та машина, которую мы разрабатываем на базе, отличаются коренным образом, – подчеркнул грандиозность изменений Алонсо. – Новая машина избавит нас от всех слабых мест, поэтому нам нужно вывести ее на трассу как можно скорее».
Следующей датой презентации «настоящего MCL33» стал Гран-при Испании. Но вместе с проявившимися в интервью фразами о «слабых местах» болида снизился и пыл «говорящих голов» — больше они не бросались громкими эпитетами и обещаниями.
«Да, в Барселону мы привезем серьезные обновления для MCL33, но не следует ожидать, что мы разом вдруг всех опередим, – согласился Булье в одном из последних интервью. – Думаю, 95 процентов команд тоже привезут в Испанию новинки, так что расстановка сил больших изменений не претерпит. Но мы будем работать по плану и надеяться, что соперники будут прогрессировать меньшими темпами».
Судя по его словам, технический штаб «Макларена» оказался в очевидном замешательстве и не смог удовлетворить ожидания и желания официальных лиц. Но что же все-таки не так с оранжевой машиной?
«Рено», «Ред Булл» и наша команда используют одинаковые моторы – вскрыл все карты Булье. – Пока что мы им уступаем, а значит, у нас проблемы с шасси. В квалификации нашему болиду не хватает скорости, и нам нужно понять, почему.
У нас все нормально с балансом, также болид хорошо реагирует на изменение настроек. Судя по всему, с точки зрения конструкции, у нас нет никаких проблем, но нужно сделать свой болид намного быстрее, нам нужно прибавить на прямых и в поворотах. Аэродинамика – это одна из наших проблем. У нас низкая максимальная скорость».
«Похоже, в этом году у нас тоже достаточно медленная на прямых машина», – согласился и Алонсо перед Гран-при Азербайджана.
Фактически ребята из «Макларена» совершили своеобразный каминг-аут, все-таки признав несовершенство именно шасси. Как несложно понять, проблема и в предыдущие годы была далеко не в «Хонде»: японские установки были далеко не лучшими, но оранжевая продукция не компенсировала недостатки моторов, но еще больше подчеркнула их.
Что же не так?
Долгое время парни из Уокинга подозревались в излишнем стремлении во что бы то ни стало вернуться в борьбу за победы, якобы перебирая с рисковыми экспериментами при разработке шасси. По данной версии конструкция машины год за годом выходила слишком оптимистичной и потому не работала должным образом.
Но реальность оказалась иной.
«Наша машина соответствует ориентирам, установленным в качестве задачи на сезон, – заявил Булье на Гран-при Китая. – Значит, эти ориентиры были неправильными.
Машина по-прежнему хорошо сбалансирована, пилоты довольны ее балансом. Независимо от того, какие настройки пытаешься изменить в машине, она реагирует на них соответственно. Выходит, она недостаточно дерзкая именно с точки зрения концепции».
Очевидно, речь идет о философии шасси с очень высокой прижимной силой. Такие машины в самом деле хороши в быстрых и медленных поворотах и отлично управляются умелыми гонщиками, помогая им поддерживать ровный уровень пилотажа на протяжение всей дистанции Гран-при. Однако высокий уровень прижимной силы нередко приводит к повышению лобового сопротивления и снижению максимальной скорости на прямых – и наличие слабого мотора делает проигрыш на скоростных отрезках совсем уж катастрофичным. Ранее эксперты подозревали «Макларен» в попытке компенсировать слабую производительность «Хонды» более эффективным прохождением поворотов, но, как теперь выяснилось, подобная философия была не вынужденной мерой, а изначальным планом. Он не сработал во многом из-за слабости техники из Токио, но именно полная ориентация шасси на прижимную силу и высокое лобовое сопротивление создало критическую разницу, которую уже нельзя было отыграть за счет быстрого прохождения поворотов и «фактора Алонсо». При попытках же настройки машины на меньший прижим управляемость в поворотах очевидно терялась вместе с хорошими отзывами пилотов – и потому на большинстве трасс оранжевые все равно использовали высокий уровень прижима.
Телеметрия и GPS-измерения раз за разом показывали превосходство уокингцев в любых поворотах, что технический штаб записывал в свои достижения. Однако нынешняя ситуация доказывает: в шасси «Макларена» начисто отсутствовал аэродинамический баланс, которым славятся болиды «Ред Булл». В творениях Эдриана Ньюи в последние годы не забывают о лобовом сопротивлении и стараются разрабатывать какие-то новинки для его снижения параллельно работе над повышением уровня прижимной силы. В техническом штабе «оранжевых» же решили использовать уникальный для нынешней «Ф-1» вектор развития — и поплатились.
Подобная история происходит с «Маклареном» еще с конца 2012 года, когда технический штаб счел исчерпанным потенциал шасси, выигравшего 7 из 20 гонок сезона. Уокингцы принялись за разработку нового болида, резко вылетели из топ-3 в 2013-м и с тех пор попали на подиум лишь раз (в первой гонке начала турбоэры в 2014 году).
Виновного в неудачах и неверном выборе философии шасси уже нашли и расстреляли уволили. Им оказался технический директор команды Тим Госс, получивший свою должность после перехода Падди Лоу в «Мерседес» как раз в 2013-м.
Также реформы произошли и в структуре команды. До начала апреля в «Макларене» существовало фактическое троевластие, в котором Эрик Булье отвечал за работу на треке, Зак Браун занимался маркетингом и взаимодействием с общественностью, а Тим Госс разрабатывал болид и отчитывался по сути только перед управляющим директором всей Mclaren Group Джонатаном Нилом. Теперь же генеральным директором гоночного направления стал именно Браун — и Булье со сменщиком Госса впредь будут отчитываться только перед ним.
Когда же Алонсо вернется в борьбу за подиумы?
Судя по словам гоночного директора о развитии болида, вряд ли стоит ожидать серьезного прорыва в 2018-м. Особенно когда «Макларен» вошел в эру структурной перестройку и нуждается в полном пересмотре философии развития шасси. Топовые команды не возводят за год, и «оранжевых» ждет длительный процесс реорганизации на пусти к возвращению в число гигантов «Формулы-1». Пусть Фернандо и убеждает всех, что демонстрирует лучший пилотаж в карьере, но с философией высокого прижима оно и не удивительно: такая машина в руках гонщика высокого уровня всегда легко управляется в поворотах, попадает на все апексы и меняет траектории. Но отсутствие проблем в поворотах иногда создает ложное чувство легкости и собственной сверхчеловечности – на деле же именно за удовлетворение в связках и шпильках пилот расплачивался на прямых, жалуясь по радио на низкую мощность мотора.
Тем временем испанцу в июле исполнится 37. Если приплюсовать еще пару лет на построение конкурентоспособной команды, выйдет критический дли пилота Гран-при возраст в 39-40 – похоже, двукратному чемпиону миру подиумы уже не светят. Возможно, он даже не станет доезжать эти несколько сезонов – недаром же в испанской прессе появились прогнозы касательно ухода Алонсо из «Формулы-1» после конца контракта с «Маклареном». На данный момент у него больше шансов завоевать очередной титул чемпиона в WEC в составе «Тойоты» – и победа в первом же уик-энд в Спа как раз это доказала. Вряд ли после нескольких подобных гонок у него останется интерес к мучениям в Гран-при.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene (1,5), Clive Mason, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance; twitter.com/McLarenF1; Gettyimages.ru/Charles Coates
это перебор, типа только маки пользуются вылетами соперников
Может и к лучшему, что полноценное шасси в версии этого года задержали в разработке. Сейчас все расклады понятны, есть шанс не повторить ошибок того же Вильямса. Скоро все увидим.
Да и топливо новое завезут с Барселоны.
Такая примитивная логика - как будто раз у Макларена в прошлом году было хорошее шасси, то и в этом году оно тоже должно быть автоматически таким же, особенно учитывая что пришлось полностью переделывать всю заднюю часть из-за мотора Рено. И кстати, никто никогда в Маке не говорил, что у них лучшее шасси. Это сказал Алонсо один раз, после квалы в Мексике, что конкретно в тот день, конкретно на той трассе, у Макларена было лучшее шасси.
А вообще, немецкий AmUS написал, что Мак в Барселону везет болид с полностью новыми передними и задними крыльями, дефлекторами и капотом двигателя. Так что посмотрим.
В любом случаи, учитывая бюджет Макларена, 4 место - это максимум. Нет у них ресурсов на данный момент, чтоб конкурировать с ТОП-3.
Когда в Макларене утверждали, что у них лучшая машина в пелотоне, мне было очевидно, что это не так.