Команда объявила свою машину лучшей в «Формуле-1». Но не борется даже за подиумы
В «Макларене» запутались.
Три последних года главной темой для издевательств и сарказма в среде фанатов были взаимоотношения «Макларена» и «Хонды». Англичане вступили в союз с японцами в надежде на возвращение в борьбу за победы и обретение былой славы, но итогами сотрудничества стали три попадания в топ-5, море мемов, океан недовольства и один крайне раздраженный Фернандо Алонсо.
Двигатель токийской компании представили единственной причиной провала, в то время как шасси собственной конструкции «Макларен» не переставал превозносить до небес.
«Мы можем с уверенностью сказать, что у нас лучшая машина пелотона, – громко заявил двукратный чемпион мира после прошлогодней квалификации на Гран-при Мексики. – Прогресс достигнут только благодаря аэродинамике, подвеске и обновлениям, которые мы привозили».
В новый сезон-2018 конюшня из Уокинга вошла уже без главного сдерживающего по их мнению фактора: двигатель «Хонды» уступил место силовой установке «Рено», дважды победившей в 2017-м с «Ред Булл». Шасси же в свою очередь не подверглось масштабной переработке, а стало эволюционным продолжением расхваленной версии.
«Мы не будем радикально все менять, – спрогнозировал вектор развития гоночный директор «Макларена» Эрик Булье еще в ноябре прошлого года. – Займемся только доработкой нынешней машины — она и так очень хороша в быстрых поворотах. К тому же продукция «Рено» требует меньших радиаторов по сравнению с моторами «Хонды», что сделает нашу задачу еще проще с точки зрения аэродинамики».
В итоге «лучшее шасси в пелотоне» в новом сезоне с более мощным двигателем и улучшенным аэродинамическим пакетом сумело добраться до подиума ровно ноль раз.
Прогресс только в надежности
Алонсо во всех последних интервью неоднократно подчеркивал умопомрачительную разницу с предыдущим годом по части стабильности техники. Доля истины в его словах есть: количество сходов за первые четыре Гран-при упало с пяти до нуля, и в результате «Макларен» уже завоевал больше очков, чем за все 20 гонок 2017-го (36 против 30).
Однако эти два показателя взаимосвязаны: с ростом надежности техники пилоты уокингцев чаще пользовались проблемами соперников и потому превосходили ожидания по завоеванным очкам. Например, без ошибки Макса Ферстаппена в Австралии Алонсо вряд ли поднялся выше шестого места (-2 балла со счета в Кубке конструкторов), без сходов Кими Райкконена и Даниэля Риккардо испанец стал бы лишь девятым в Бахрейне (еще -4 очка), а без хаоса на Гран-при Азербайджана Фернандо и вовсе вряд ли попал бы в зачетную зону (еще -6 баллов). Стоффель Вандорн также дважды пролетел бы мимо топ-10 и потерял бы еще 6 пунктов, что вылилось бы всего в 20 баллов и далеко не лучшую позицию в Кубке конструкторов – примерно между «Рено» и «Форс-Индией» . Однако такой результат более верно отразил бы истинную силу оранжевых болидов. Им просто не хватает скорости для попадания в топ-10 в квалификациях, а отрыв от лидеров в относительном выражении по сравнению с предыдущим годом никак не изменился.
Гоночного темпа для борьбы даже за топ-5 тоже нет, как и побед с 2013 года. И можно не ждать их еще как минимум до следующего сезона.
«Макларен» декларировал большие амбиции
«Теперь мы можем бороться, – громко объявил лидер команды Алонсо на финише Гран-при Австралии. – Наша следующая цель – «Ред Булл».
«Мы видим, что с силовыми установками «Рено» мы можем бороться за победы», – сказал он после гонки в Шанхае, проиграв лидеру 30 секунд за 20 кругов.
Тем временем «Ред Булл» уже одержал победу на одном из этапов, да и заводская «Рено» прогрессирует очень быстро — в том же Китае Нико Хюлькенберг привез Фернандо 10 секунд, а в Баку оба пилота «желто-черных» вовсе обгоняли на трассе Даниэля Риккардо и Макса Ферстаппена. Гонщики «Макларена» в то же время находились за пределами топ-10 и даже теоретически не вмешались бы в разборки за топ-5, несмотря на такой же двигатель и наличие «лучшего шасси в пелотоне».
Что-то явно пошло не по уокингскому плану.
Машина явно не соответствует ожиданиям
Проблемы с болидом MCL33 начались еще на тестах: из-за погоды, мелких поломок и различных ошибок бригады механиков «Макларену» не удалось полностью проверить все системы. В результате команда отложила внедрение первого пакета обновлений, изначально запланированного на Гран-при Австралии — и в дальнейшем нередко подчеркивала использование промежуточной версии вместо того самого «лучшего шасси».
«Очевидно, что мы не были готовы к Барселоне, и я рад, что команде удалось устранить проблемы с надежностью техники к первой гонке сезона, – признал Булье. – Так что в Бахрейне у нас будет пакет обновлений, который должен был появиться в Австралии».
Однако во время сахирского гоночного уик-энда новинки не появились. Как выяснилось, они находились на стадии разработки с открытой датой внедрения.
«Та машина, которая у нас сейчас на трассе, и та машина, которую мы разрабатываем на базе, отличаются коренным образом, – подчеркнул грандиозность изменений Алонсо. – Новая машина избавит нас от всех слабых мест, поэтому нам нужно вывести ее на трассу как можно скорее».
Следующей датой презентации «настоящего MCL33» стал Гран-при Испании. Но вместе с проявившимися в интервью фразами о «слабых местах» болида снизился и пыл «говорящих голов» — больше они не бросались громкими эпитетами и обещаниями.
«Да, в Барселону мы привезем серьезные обновления для MCL33, но не следует ожидать, что мы разом вдруг всех опередим, – согласился Булье в одном из последних интервью. – Думаю, 95 процентов команд тоже привезут в Испанию новинки, так что расстановка сил больших изменений не претерпит. Но мы будем работать по плану и надеяться, что соперники будут прогрессировать меньшими темпами».
Судя по его словам, технический штаб «Макларена» оказался в очевидном замешательстве и не смог удовлетворить ожидания и желания официальных лиц. Но что же все-таки не так с оранжевой машиной?
«Рено», «Ред Булл» и наша команда используют одинаковые моторы – вскрыл все карты Булье. – Пока что мы им уступаем, а значит, у нас проблемы с шасси. В квалификации нашему болиду не хватает скорости, и нам нужно понять, почему.
У нас все нормально с балансом, также болид хорошо реагирует на изменение настроек. Судя по всему, с точки зрения конструкции, у нас нет никаких проблем, но нужно сделать свой болид намного быстрее, нам нужно прибавить на прямых и в поворотах. Аэродинамика – это одна из наших проблем. У нас низкая максимальная скорость».
«Похоже, в этом году у нас тоже достаточно медленная на прямых машина», – согласился и Алонсо перед Гран-при Азербайджана.
Фактически ребята из «Макларена» совершили своеобразный каминг-аут, все-таки признав несовершенство именно шасси. Как несложно понять, проблема и в предыдущие годы была далеко не в «Хонде»: японские установки были далеко не лучшими, но оранжевая продукция не компенсировала недостатки моторов, но еще больше подчеркнула их.
Что же не так?
Долгое время парни из Уокинга подозревались в излишнем стремлении во что бы то ни стало вернуться в борьбу за победы, якобы перебирая с рисковыми экспериментами при разработке шасси. По данной версии конструкция машины год за годом выходила слишком оптимистичной и потому не работала должным образом.
Но реальность оказалась иной.
«Наша машина соответствует ориентирам, установленным в качестве задачи на сезон, – заявил Булье на Гран-при Китая. – Значит, эти ориентиры были неправильными.
Машина по-прежнему хорошо сбалансирована, пилоты довольны ее балансом. Независимо от того, какие настройки пытаешься изменить в машине, она реагирует на них соответственно. Выходит, она недостаточно дерзкая именно с точки зрения концепции».
Очевидно, речь идет о философии шасси с очень высокой прижимной силой. Такие машины в самом деле хороши в быстрых и медленных поворотах и отлично управляются умелыми гонщиками, помогая им поддерживать ровный уровень пилотажа на протяжение всей дистанции Гран-при. Однако высокий уровень прижимной силы нередко приводит к повышению лобового сопротивления и снижению максимальной скорости на прямых – и наличие слабого мотора делает проигрыш на скоростных отрезках совсем уж катастрофичным. Ранее эксперты подозревали «Макларен» в попытке компенсировать слабую производительность «Хонды» более эффективным прохождением поворотов, но, как теперь выяснилось, подобная философия была не вынужденной мерой, а изначальным планом. Он не сработал во многом из-за слабости техники из Токио, но именно полная ориентация шасси на прижимную силу и высокое лобовое сопротивление создало критическую разницу, которую уже нельзя было отыграть за счет быстрого прохождения поворотов и «фактора Алонсо». При попытках же настройки машины на меньший прижим управляемость в поворотах очевидно терялась вместе с хорошими отзывами пилотов – и потому на большинстве трасс оранжевые все равно использовали высокий уровень прижима.
Телеметрия и GPS-измерения раз за разом показывали превосходство уокингцев в любых поворотах, что технический штаб записывал в свои достижения. Однако нынешняя ситуация доказывает: в шасси «Макларена» начисто отсутствовал аэродинамический баланс, которым славятся болиды «Ред Булл». В творениях Эдриана Ньюи в последние годы не забывают о лобовом сопротивлении и стараются разрабатывать какие-то новинки для его снижения параллельно работе над повышением уровня прижимной силы. В техническом штабе «оранжевых» же решили использовать уникальный для нынешней «Ф-1» вектор развития — и поплатились.
Подобная история происходит с «Маклареном» еще с конца 2012 года, когда технический штаб счел исчерпанным потенциал шасси, выигравшего 7 из 20 гонок сезона. Уокингцы принялись за разработку нового болида, резко вылетели из топ-3 в 2013-м и с тех пор попали на подиум лишь раз (в первой гонке начала турбоэры в 2014 году).
Виновного в неудачах и неверном выборе философии шасси уже нашли и расстреляли уволили. Им оказался технический директор команды Тим Госс, получивший свою должность после перехода Падди Лоу в «Мерседес» как раз в 2013-м.
Также реформы произошли и в структуре команды. До начала апреля в «Макларене» существовало фактическое троевластие, в котором Эрик Булье отвечал за работу на треке, Зак Браун занимался маркетингом и взаимодействием с общественностью, а Тим Госс разрабатывал болид и отчитывался по сути только перед управляющим директором всей Mclaren Group Джонатаном Нилом. Теперь же генеральным директором гоночного направления стал именно Браун — и Булье со сменщиком Госса впредь будут отчитываться только перед ним.
Когда же Алонсо вернется в борьбу за подиумы?
Судя по словам гоночного директора о развитии болида, вряд ли стоит ожидать серьезного прорыва в 2018-м. Особенно когда «Макларен» вошел в эру структурной перестройку и нуждается в полном пересмотре философии развития шасси. Топовые команды не возводят за год, и «оранжевых» ждет длительный процесс реорганизации на пусти к возвращению в число гигантов «Формулы-1». Пусть Фернандо и убеждает всех, что демонстрирует лучший пилотаж в карьере, но с философией высокого прижима оно и не удивительно: такая машина в руках гонщика высокого уровня всегда легко управляется в поворотах, попадает на все апексы и меняет траектории. Но отсутствие проблем в поворотах иногда создает ложное чувство легкости и собственной сверхчеловечности – на деле же именно за удовлетворение в связках и шпильках пилот расплачивался на прямых, жалуясь по радио на низкую мощность мотора.
Тем временем испанцу в июле исполнится 37. Если приплюсовать еще пару лет на построение конкурентоспособной команды, выйдет критический дли пилота Гран-при возраст в 39-40 – похоже, двукратному чемпиону миру подиумы уже не светят. Возможно, он даже не станет доезжать эти несколько сезонов – недаром же в испанской прессе появились прогнозы касательно ухода Алонсо из «Формулы-1» после конца контракта с «Маклареном». На данный момент у него больше шансов завоевать очередной титул чемпиона в WEC в составе «Тойоты» – и победа в первом же уик-энд в Спа как раз это доказала. Вряд ли после нескольких подобных гонок у него останется интерес к мучениям в Гран-при.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene (1,5), Clive Mason, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance; twitter.com/McLarenF1; Gettyimages.ru/Charles Coates
это перебор, типа только маки пользуются вылетами соперников
Может и к лучшему, что полноценное шасси в версии этого года задержали в разработке. Сейчас все расклады понятны, есть шанс не повторить ошибок того же Вильямса. Скоро все увидим.
Да и топливо новое завезут с Барселоны.
Такая примитивная логика - как будто раз у Макларена в прошлом году было хорошее шасси, то и в этом году оно тоже должно быть автоматически таким же, особенно учитывая что пришлось полностью переделывать всю заднюю часть из-за мотора Рено. И кстати, никто никогда в Маке не говорил, что у них лучшее шасси. Это сказал Алонсо один раз, после квалы в Мексике, что конкретно в тот день, конкретно на той трассе, у Макларена было лучшее шасси.
А вообще, немецкий AmUS написал, что Мак в Барселону везет болид с полностью новыми передними и задними крыльями, дефлекторами и капотом двигателя. Так что посмотрим.
В любом случаи, учитывая бюджет Макларена, 4 место - это максимум. Нет у них ресурсов на данный момент, чтоб конкурировать с ТОП-3.
Когда в Макларене утверждали, что у них лучшая машина в пелотоне, мне было очевидно, что это не так.
Что касается шасси версии "B", то вряд ли оно нас поразит. Что бы не везли, видимо не сработает резким образом. Маки все протестили видимо, отсюда и пессимизм в интервью.
@f1_world - телега