Чем развлекают болельщиков на «Формуле-1»
Гран-при превращают в фестивали.
С прихода новой команды американских владельцев к власти в гоночной серии не прекращаются разговоры о завышенной стоимости билетов для гостей заездов. По мнению критиков и свеженанятых менеджеров, уровень развлечений просто не соответствовал цене, и потому собранный практически с нуля маркетинговый отдел вплотную занялся улучшением внеспортивного наполнения Гран-при.
«С посетителями гонок нужно работать на совсем другом уровне, лучше вовлекая их в процессы в фан-зонах, – в очередной раз озвучил очевидное коммерческий директор «Формулы-1» Шон Братчес на форуме Advertising Week. – У «Арсенала» или «Манчестер Юнайтед» общее время взаимодействия — три часа, после чего болельщики расходятся по домам. В «Ф-1» зрители находятся на Гран-при по 6-7 часов в течение нескольких дней. Потому мы расширяем и меняем фан-зону, а также создаем новые активности на треке».
Первый пакет массированных улучшений гости гоночных уик-эндов ощутили еще год назад, но с тех пор команда Братчеса продолжила работу и еще сильнее расширила портфолио самых различных активностей. Теперь даже пролистать до конца все мелкие развлечения, планируемые на три дня не самого топового Гран-при — очень сложная задача, а уж обход ногами каждого пунтка и вовсе граничит с невыполнимостью. Потому имеет смысл заранее выбрать самые интересные элементы шоу — конечно же, за исключением традиционных гонок поддержки с визитами в боксы и на пит-лейн.
«Быстрые круги «Пирелли»
В соответствии с желанием новых владельцев приблизить публику к пилотам итальянская шинная компания совместно с промоутерами и командами организовала прогулочные заезды по боевым конфигурациям треков: гонщик (или любой другой талантливый работник конюшни) вывозит звездных гостей или обычных посетителей на парочку быстрых кругов в крутых суперкарах от «Астон Мартин» или «Макларен» непосредственно перед гоночными сессиями.
Среди извозчиков уже засветились пилоты «оранжевых» Стоффель Вандорн и Фернандо Алонсо, тестер уокингцев Ландо Норрис, резервист «Мерседеса» Джордж Расселл и лидер немцев Льюис Хэмилтон, а также закончивший карьеру двукратный чемпион мира Мика Хаккинен. Естественно, Liberty Media осознает, что стоимость одной такой поездки не по карману рядовому болельщику — и американцы обещают снижение цены по ходу подключения других команд, звездных гонщиков и производителей суперкаров.
Гонки на двухместных болидах
В качестве совершенно уникальной возможности почувствовать себя в шкуре пилота сезон назад запустили возможность прокатиться в двухместной машине «Ф-1». Такой шанс стоит в разы дороже «Быстрого круга «Пирелли», но в пассажирское сиденье можно попасть и бесплатно — достаточно быть представителем спонсора или звездным гостем (тогда вас пустят в промоцелях). А еще несколько пакетов на каждом Гран-при разыгрывают в лотерею среди обычных посетителей. Если очень повезет, то даже с самым дешевым билетом на один день Гран-при вы попадете внутрь переделанного «Тиррелл 026» 1998 года под управлением бывшего боевого пилота чемпионата вроде Жака Вильнева и прокатитесь с ветерком.
Экскурсии по треку
Также по автодрому можно проехать без огромных затрат в рамках специальной ознакомительной программы. Там опытные «формульные» журналисты и бывшие пилоты проводят фактическую симуляцию обхода трека, выполняемого членами всех команд перед любыми Гран-при: посетителям раскрывают все особенности трека от перепада высот до расположения опасных кочек и уровня абразивности асфальта.
Экскурсии обычно планируют на четверг до начала гоночных сессий, и временами автобусы с болельщиками встречают делегации конюшен, выполняющих плановое изучение трассы. В таких случаях пилоты нередко присоединяются к группам, делятся своими мыслями по поводу опасных мест автодрома и фотографируются со всеми желающими.
Развлечения для детей
Наверное, ни в одном другом виде спорта нет настолько качественного вовлечения самой молодой аудитории. Практически на каждом Гран-при действуют детские уголки, где будущих болельщиков занимают вождением, гоночным пилотажем и машинами. Например, в Австралии развернули «Детскую школу «Порше», где ребят на специально построенном треке обучали управлению маленькими копиями 911 на педальной тяге (в том числе с теоретической частью). Затем организаторы провели двадцатиминутную соревновательную сессию и выдали победителям первую гоночную лицензию (понятное дело, не совсем настоящую).
Также для совсем маленьких в возрасте от трех до шести лет организован специальный молодежный «Гран-при Пиксара» с болидами в виде Молнии МакКуина.
It’s the iconic @DisneyPixar Junior GP Challenge! #AusGP pic.twitter.com/8ovIYupPH5 — Australian Grand Prix #AusGP (@ausgrandprix) 25 марта 2018 г.
Соревнования лучших шинных бригад
На каждом заезде можно найти стенд «Пирелли» с репликой части болида, актуальными шинами и гайковертом — почти полной копией того, которым пользуются реальные механики в командах «Формулы-1». Здесь организаторы предлагают практиковаться и соревноваться в мастерстве смены покрышек, объединяться в эффективные бригады и бороться за различные призы. Итальянская шинная компания часто приглашает победителей конкурса в собственную часть паддока и проводит различные экскурсии и прогулки по пит-лейн, так что стимул для стремления к самому быстрому пит-стопу и победе есть всегда.
А на Гран-при Австралии команда «Рено» совместно с шинниками и спонсорами из «Майкрософт» опробовала новую технологию виртуального пит-стопа. Посетители занимались ровно тем же, что и на стенде, только без реальных покрышек и гайковертов — вместо них им выдали джойстики и VR-очки. Новинку успели оценить более 400 человек, оставив преимущественно положительные отзывы.
Музыкальные шоу
Гонки «Формулы-1» последние 20-25 лет неразрывно связаны с гламуром и тусовками вне трека. Очень часто местные промоутеры приглашали артистов первой величины на вечерние шоу — одна только группа Jamiroquai засветился на почти полудюжине подобных концертов. Они же выступят и на ближайшем Гран-при Азербайджана вместе с Кристиной Агилерой и Дуа Липой — в пятницу, субботу и воскресенье соответственно.
Однако ни один заезд не сможет сравниться с Сингапуром по части звездности. Туда за последние десять лет привозили Travis, Backstreet Boys, Мэрайю Кэри, Мисси Эллиот, Адама Ламберта, Шакиру, Linkin Park, Рика Эстли, Кэти Перри, Maroon 5, Noel Gallagher’s High Flying Birds, Bananarama, Рианну, The Killers, Джастина Бибера, Owl City, Pet Shop Boys, Зигги Марли, Джона Ледженда, Робби Уильямса, Дженифер Лопез, Бон Джови, Bastille, Кайли Миног, Imagine Dragons, Duran Duran, One Republic, Адриану Гранде, Келвина Харриса и бесчисленное множество чуть менее известных музыкантов. Практически каждый год местный Гран-при превращался в настоящий фестиваль, и любой посетитель мог найти себе шоу по вкусу.
Владельцы «Формулы-1» решили культивировать сингапурский опыт, запустив настоящую ярмарку скорости в Шанхае во время китайского гоночного уик-энда. Там было все — и прежде всего музыкальная сцена, почти без перерыва развлекавшая посетителей.
Throwing back to an INCREDIBLE @heineken Fan Festival last week in Shanghai! The next ones will take place in Marseille and Miami later in the year – will you be there? 😉 . #F1 #Formula1 #ChineseGP #Shanghai #FanFest #TBT #ThrowbackThursday Публикация от FORMULA 1® (@f1) 19 Апр 2018 в 9:17 PDT
Huge thanks to everyone who came to the @Heineken F1 Shanghai Festival at the weekend! 👏👌🙌 . #ChineseGP 🇨🇳 #Formula1 #F1 #Shanghai #FanFest Публикация от FORMULA 1® (@f1) 17 Апр 2018 в 3:02 PDT
А в паддоке обычным делом стали практически ежедневные вечеринки с топовыми диджеями — например, с Армином ван Бюреном.
A serious upgrade to our garage sound system this weekend thanks to @arminvanbuuren ! 🙌🔈 #🎥: @heineken #RedBullRacing #ChineseGP #F1 #Heineken #MoreThanARace #MaxVerstappen #DanielRicciardo Публикация от Aston Martin Red Bull Racing (@redbullracing) 17 Апр 2018 в 9:38 PDT
Talking tracks trackside with @arminvanbuuren at the #ChineseGP 🎧 🙌 #RedBullRacing #F1 #Heineken #RedBull #DanielRicciardo #MaxVerstappen #Shanghai Публикация от Aston Martin Red Bull Racing (@redbullracing) 14 Апр 2018 в 9:56 PDT
Сразу после победы Льюисом Хэмилтона в чемпионате на Гран-при Мекики в прошлом сезоне промоутеры и вовсе устроили настоящую рейв-пати уже после подиумной церемонии вместе с диджеем Хардвеллом.
GRACIAS MEXICO!!! 🇲🇽🏁🎉 #MoreThanARace Публикация от Hardwell (@hardwell) 30 Окт 2017 в 2:10 PDT
Feeling the ♥️ from the home fans @schecoperez 🙌 🇲🇽 . #F1 #Formula1 #MexicoGP #Mexico #SergioPerez Публикация от FORMULA 1® (@f1) 1 Ноя 2017 в 10:54 PDT
Судя по обещаниям американцев закатить еще более масштабные фестивали в Берлине, Майами и Марселе в течение года, останавливаться они точно не собираются.
Художественные выставки
Но больше всего колорит местности передается через «формульное» искусство, занимающее посетителей во время перерывов между заездов. Почти всегда промоутеры собирают интересные коллекции — так в Баку зрителям обещали показать реплику гоночного болида в национальных цветах.
Из чуть более высокого и художественного посетители арт-выставки увидят гоночную машину, составленную из неподвижных маятников.
И планируется даже целая аллея с лучшими моментами в истории «Формулы-1».
Также в Баку откроют и целую выставку с гоночным стрит-артом.
Однако все работающим в подобном жанре художники, чьи работы выставляют на Гран-при, равняются все-таки на сингапурские шаржи.
Who made @pascal_wehrlein a @starwars stormtrooper 😂 👏 . #F1 #Formula1 #SingaporeGP #F1NightRace #Singapore Публикация от FORMULA 1® (@f1) 14 Сен 2017 в 4:31 PDT
С другой стороны, Венгрия стреляет шедеврами нечасто, но прошлогодние подиумные художества, основанные на меме про отдыхающего Фернандо Алонсо, уж точно привлекли много внимания посетителей и накрепко всем запомнились.
@fernandoalo_oficial relaxing with @fernandoalo_oficial 😂#placesalonsowouldratherbe #Formula1 #F1 #HungarianGP 🇭🇺 Публикация от FORMULA 1® (@f1) 30 Июл 2017 в 4:14 PDT
Представления пилотов с Гран-при Испании тоже оказалось в центре внимания — и вряд ли с той выставки кто-то ушел без здоровенной улыбки.
These are all on display at @circuitdebcncat today... which is your favourite?!? 🎨🏁🇪🇸 . #SpanishGP #Formula1 #F1 #F1Barcelona #Raikkonen #Ricciardo #Hamilton #Sainz #Alonso @lewishamilton @fernandoalo_oficial @danielricciardo @carlosainz @scuderiaferrari Публикация от FORMULA 1® (@f1) 14 Май 2017 в 4:28 PDT
Мексика же стоит особняком — гонка традиционно совпадает с местным Днем мертвых, и потому соревновательный уик-энд превращается и в буйство местной культуры и красочного американского колорита.
Ghoulish goings-on as F1 meets Day Of The Dead in Mexico 👻👹👺 . #F1 #Formula1 #MexicoGP #Mexico #DayOfTheDead #DiaDeLosMuertos #F1Fans #Fans @mexicogp Публикация от FORMULA 1® (@f1) 27 Окт 2017 в 4:26 PDT
#F1 meets Day of the Dead 💀 🇲🇽 . #Formula1 #MexicoGP #Mexico #DayOfTheDead Публикация от FORMULA 1® (@f1) 29 Окт 2017 в 11:45 PDT
А иногда посетителей развлекают и другие креативные болельщики. Например, крутость японских фанатов по части изготовления изысканных «формульных» художеств вообще заслужила .
Чего стоят только покатушки по городу в стиле «Марио Карт».
Крутейшие «Феррари»-самураи.
Who’s awake!? Build-up for the #JapaneseGP is under way.Join us here: https://t.co/dOFGrv1FIn #bbcf1 pic.twitter.com/CSgKhmAkw4 — BBC Sport (@BBCSport) 8 октября 2017 г.
И шедевральные ДРС-шляпы.
We look forward to seeing these guys in Suzuka every year. Your DRS hats are amazing! 👏👌 #JapaneseGP 🇯🇵 pic.twitter.com/558neVEnWL — McLaren (@McLarenF1) 8 октября 2017 г.
Посещение любого Гран-при определенно того стоит.
Фото:globallookpress.com/HOCH ZWEI/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron; bakucitycircuit.com; f1experiences.com; grandprix.com.au; twitter.com/SkySportsF1;