«Ред Булл» выиграл гонку, где победу делили «Феррари» и «Мерседес». Как?
Благодаря смелой стратегии.
Завершился уже третий Гран-при 2018 года, а у действующих чемпионов мира из «Мерседеса» на счету ни одной победы. И если в предыдущих гонках их благодаря везению и аккуратной работе с шинами обыгрывали итальянцы из «Феррари», то в Китае немцев опередил «Ред Булл».
Причем большую часть уик-энда пилоты австрийской конюшни никак не претендовали даже на подиум: например, у Дэна Риккардо в последней практике сгорел турбонагнетатель, что поставило под вопрос участие в квалификации. При таких обстоятельствах австралийцу пришлось бы начинать гонку с последнего места, но бригада инженеров и механиков провела спринтерскую замену двигателя и выпустила пилота на последние минуты первого сегмента субботних отборочных заездов. В итоге Даниэль занял шестое место на стартовой решетке позади напарника и обоих гонщиков «Феррари» с «Мерседесом» – но все равно сумел прорваться и победить.
Скудерия лидировала, но упустила первую позицию
Проблемы у итальянцев начались уже в самом начале Гран-при: и Себастьян Феттель, и Кими Райкконен отлично сорвались с места, но немец жестко «захлопнул калитку» перед напарником в борьбе за лидерство в первом повороте. Из-за оборонительного маневра немца финн потерял скорость и пропустил вперед себя Валттери Боттаса из «Мерседеса» и Макса Ферстаппена из «Ред Булл», лишив «Феррари» комфортной схемы лидирующего первого пилота и прикрывающего второго.
Следующей ошибкой стала поздняя реакция на пит-стопы обоих гонщиков немецкой команды. Командному мостику Скудерии потребовалось целых два круга для расчета темпа соперников и зазыва Феттеля в боксы — и Боттас сполна воспользовался преимуществом свежих шин и сократил весь немалый отрыв от Себастьяна. Четырехкратный чемпион мира вернулся на трассу уже позади финского визави и ничего не смог поделать с пилотом «Мерседеса».
Третьим провалом «Феррари» оказалось решение оставить Райкконена на трассе со старыми шинами ради сдерживания наращивавшего отрыв Боттаса. Раньше похожая стратегия почти никогда не срабатывала, и не помогла она и в Китае: Валттери сходу провел красивейшую атаку на Кими в первом повороте и обогнал его внешней траектории, почти не потеряв времени. Себастьян в свою очередь своими силами догнал оппонента, сделав жертву Райкконеном абсолютно бесмысоенной. Единственную помощь от напарника немец получил в виде слипстрима на прямой: скорость лидера «Феррари» помогла ему не только обогнать «красного» финна, но и атаковать «серебрянного» – пусть и безуспешно.
«Ред Булл» внезапно включился в борьбу за победу
Фактически именно австрийцы спровоцировали ошибку Скудерии, первыми открыв окно пит-стопов лидирующей группы еще на шестнадцатом круге. Именно на их действия и ответил своими остановками в боксах «Мерседес» из-за опасений высокого темпа соперников на новом комплекте шин. Но первый ход в стратегических шахматах не помог «Ред Булл» вырваться лидеры: Ферстаппен сохранил третью позицию с отставанием в 7 секунд от Боттаса, а Риккардо лишь обошел Райкконена и сократил отрыв до 13 секунд.
Все изменилось на 30-м круге: Пьер Гасли из «Торо Россо» разбил переднее антикрыло о Брендона Хартли, повредив и болид напарника. Из-за большого количества обломков на трассе появился автомобиль безопасности, уничтоживший все отрывы и давший шанс на дополнительный пит-стоп без потери времени. Лучше всех среагировали именно в «Ред Булл»: австрийцы во второй раз за гонку быстро обслужили две машины подряд, подарив своим гонщикам ключевое преимущество — больше в лидирующей группе никто не осмелился пойти на внеочередную остановку смену резины. В итоге перед рестартом Боттас, Феттель, Хэмилтон и Райкконен оказались на изношенном «медиуме» против более мягкого и свежего «софта» у Риккардо и Ферстаппена и потеряли почти все шансы на победу.
Почему выиграл Риккардо, а не Ферстаппен
Перед возобновлением гонки казалось, что инициатива находится именно в руках голландского вундеркинда: он лучше стартовал, побывал на обоих пит-стопах раньше напарника и занимал четвертую позицию за Хэмилтоном против шестого места Риккардо. Но в 2018-м Макс выглядит совсем не так же здорово, как в предыдущие сезоны: уже третий его Гран-при подряд заканчивается пилотажной ошибкой, здорово портящей итоговый результат.
Макс снова пилотировал крайне агрессивно и неосторожно. Поначалу он сумел опередить Райкконена и Хэмилтона, но после рестарта спровоцировал несколько инцидентов. Сперва при очередной атаке на Льюиса голландец оказался выдавленным с трассы (и потерял позицию в пользу напарника), а затем повторил маневр Гасли на Феттеле и стал причиной очередной аварии. Из-за нее Макс откатился за Хэмилтона и получил 10 секунд штрафа, а Себастьян с убитыми покрышками не смог защититься даже от Хюлькенберга и Алонсо.
Судя по всему, Ферстаппен просто перестал ощущать границы сцепления своей машины с трассой – источник былых красивых обгонов по невероятным траекториям, – он стал полагаться на безупречную работу болида в абсолютно каждой сложной ситуации. Однако RB14 оказался не в состоянии преодолевать любой сумасшедший маневр как по рельсам, подставив своего пилота под заслуженные критические потоки за неаккуратную езду. Голландцу стоило бы пересмотреть излишне самоуверенный подход — Квята, например, за подобную серию неудач безжалостно понизили.
Риккардо в то же время правильно воспользовался сильными сторонами своей техники и свежим комплектом шин, совершил несколько шикарных обгонов и спокойно привез второму месту 10 секунд на финише. Даниэль как раз собирался выиграть пару Гран-при к маю, чтобы добыть несколько козырей для переговоров о новом контракте — и в Шанхае он в самом деле показал себя во всей красе, использовав буквально все возможности для улучшения результата.
Кстати, в общем зачете австралиец проигрывает Хэмилтону всего восемь очков. Возможно, Дэн сумеет вмешаться даже в борьбу за титул.
Боттас провел идеальную гонку
После невероятного прорыва Риккардо закономерно выбрали пилотом дня, однако Валттери тоже провел абсолютно безошибочный заезд. Сперва он воспользовался сражением двух «Феррари» на старте и поднялся на вторую позицию, а затем выдал сверхчеловеческий круг перед заездом в боксы и еще два сразу после, уничтожив весь отрыв от Феттеля. Также он не потерял ни единой секунды за Райкконеном, сразу же обогнав противника по внешней траектории первого круга и моментально отбился от обеих контратак красных. Став лидером, он до самого режима сэйфти-кара уверенно оборонял позицию и контролировал заезд.
Не менее идеально Боттас провел и рестарт, начав процедуру возобновления гонки намного раньше обычного и застав врасплох весь остальной пелотон: результатом стал комфортный задел перед Феттелем в две секунды, не позволивший немцу использовать DRS. Финн не менее уверенно пилотировал и дальше, пока его не догнал более быстрый Риккардо — но даже против австралийца пилот «Мерседеса» очень технично пытался защищаться (в отличии от напарника, дважды безо всякого сопротивления открывшего внутреннюю часть широкого поворота обоим пилотам «Ред Булл»). И пусть Дэна Валттери не остановил, но именно выбранная финном идеальная оборонительная траектория сделала маневр австралийца умопомрачительно шикарным.
Кстати, даже после потери победы Боттас не раскис и не отдал второе место Райкконену, прессинговавшему земляка на более свежих шинах. Вероятно, гонщик «серебряных стрел» провел свой лучший Гран-при в карьере — но, к сожалению, остался в тени перфоманса «Ред Булл».
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron; REUTERS/Aly Song; globallookpress.com/Hz/ZUMAPRESS.com
Что касается Кими, то он показывает скорость тогда, когда есть мотивация. Пример - прошлогодний гран-при Монако. Как-никак ребёнок родился, а его команда вляпала его мордой об стол. В остальном он едет ровно на столько, на сколько это оправдывается контрактом и его психикой. У Массы нервы сдавали очень часто. Кими на то и Айсмен, что сдержан даже сверх меры. Феррари это и устраивает.
По Мерседесу. Стратегию на гонку определили они, а не РБ. Ниже объясню, почему. Мерседес проиграв первый ряд, решил использовать то, что у них на жестких комплектах темп был чуть-чуть но повыше чем у Феррари. Поэтому они скопировали тактику Феттеля в прошлой гонке. Они старались прессинговать Феррари и подрезать их на раннем питстопе, а затем дотерпеть до финиша. У Боттаса это получилось на 100%, Хэмилтон застрял в трафике и ему это решение тоже в принципе навверное помогло. В принципе у них была выигрышная тактика с некоторой долей риска. Где им не повезло - с тем, что Боттас не смог попасть на питстоп под СК, в случае Хэмилтона не уверен мог ли он. В таком случае с Хэмилтоном стратеги ошиблись. Единственная ошибка.
РБ. Скажем так, у них была какая-то тактика, и они ее придерживались. Им несколько раз очень сильно повезло, но они это везение в случае Риккардо не упустили. Темп на жестких составах у них был, они сделали ставку сразу на 2 питстопа и агрессивный старт используя то, что Мерседес и Феррари заранее обозначили тактику одного пита и поставили софт. Во-вторых, им повезло с СК и они смогли сделать второй пит под ним. Если бы СК не было, то может и на подиум бы не заехали, при ликвидации отрыва убили бы резину и все. При максимуме удачи приехали бы на 3 место, если бы не СК. Риккардо везение использовал на 100%. Макс Дикхэд показал, что просто не умеет считать варианты и выбирать момент для обгона, и выбил Феттеля, готового его пропустить на прямой.
Феррари. Джок Клиа - человек дня. Вместе с Вайтнингом. У ФЕттеля тактика была в принципе правильная, 1 пит, распределили отрезки. Даже если его и подрезал бы Боттас, то могло и не хватить резины Боттасу в плотной борьбе. Так что гарантированно второе место и при определенной удаче первое. Гонку сломал Вайтнинг с СК, который отрезал Боттаса и Феттеля от бесплатного питстопа, и Ферстаппен. Вот так вроде бы все делаешь правильно, а результат катастрофический. А вот с Райкконеном все плохо. Во-первых, когда стало ясно, что Мерседес подрезает Феррари и Кими теряет позиции уже против Хэмилтона и РБ, его продолжали держать на трассе. Потеряли наверное секунд 6-7. Во-вторых, он вроде бы уже мог заехать на питстоп по СК. Тактика-катастрофа, но при всех потерях приехал на подиум. А ведь при своевременном первом питстопе и втором питстопе по СК это был бы победитель.
Антигерои дня для меня Вайтнинг, Клиа и Ферстаппен. 10 секунд не наказание, если этих очков не хватит в конце чемпионата для победы.
Ну и по поводу чемпионата. Видимо на первый план выходит настройка шасси и работа с резиной, как в 2012. Отрывы у трех команд уменьшились, ошибки стало тяжело компенсировать. Все три гонки выигрывались не по плану, а по стечению обстоятельств. Скорость Мерседеса никуда не делась, что показало второе место Боттаса, который 99% должен был выигрывать гонку.
Рэд Булл тоже молодцы, реакция и двойной питстоп, второй в гонке!
Искренне жаль Кими, сначала команда бросила его на жертвенник победы Феттеля (победы, которая была упущена стратегами Феррари), а затем, во время машины безопасности его не позвали переобуваться (видимо думали. что медиум свежий и ему ничего грозит).
И как же красиво судьба пнула красный зад в гонке. Феттель, ради которого убили гонку Кими улетел вниз очковой зоны, а Кими приехал на подиум. Можно книгу писать по этой гонке!
Летучему голландцу пора красные звезды на порту рисовать. Уж больно хорошо и точно справляется.
а пример хардкора, это когда во третьей гонке сезона Боттасу дважды приказывают пропустить Хэма, а в пятой он оставался на трассе, просто чтобы сдержать Феттеля (даже двигатель в итоге спалил). Ничего не напоминает? А меж тем Фет честно обгонял с Кими на трассе во второй гонке и третьей. Уж, кого, а Мерс с Хэмом не надо в пример приводить. Таких лицемеров еще поискать. Их съезды на командную тактику у Феррари в прошлом году были реально омерзительным лицемерием.
Я бы на месте Ричи сидел в "Ред Булле" и не дёргался. Насколько "Быки" были отвратительны в Бахрейне, настолько же они шикарны были в Китае!