«Ред Булл» выиграл гонку, где победу делили «Феррари» и «Мерседес». Как?
Благодаря смелой стратегии.
Завершился уже третий Гран-при 2018 года, а у действующих чемпионов мира из «Мерседеса» на счету ни одной победы. И если в предыдущих гонках их благодаря везению и аккуратной работе с шинами обыгрывали итальянцы из «Феррари», то в Китае немцев опередил «Ред Булл».
Причем большую часть уик-энда пилоты австрийской конюшни никак не претендовали даже на подиум: например, у Дэна Риккардо в последней практике сгорел турбонагнетатель, что поставило под вопрос участие в квалификации. При таких обстоятельствах австралийцу пришлось бы начинать гонку с последнего места, но бригада инженеров и механиков провела спринтерскую замену двигателя и выпустила пилота на последние минуты первого сегмента субботних отборочных заездов. В итоге Даниэль занял шестое место на стартовой решетке позади напарника и обоих гонщиков «Феррари» с «Мерседесом» – но все равно сумел прорваться и победить.
Скудерия лидировала, но упустила первую позицию
Проблемы у итальянцев начались уже в самом начале Гран-при: и Себастьян Феттель, и Кими Райкконен отлично сорвались с места, но немец жестко «захлопнул калитку» перед напарником в борьбе за лидерство в первом повороте. Из-за оборонительного маневра немца финн потерял скорость и пропустил вперед себя Валттери Боттаса из «Мерседеса» и Макса Ферстаппена из «Ред Булл», лишив «Феррари» комфортной схемы лидирующего первого пилота и прикрывающего второго.
Следующей ошибкой стала поздняя реакция на пит-стопы обоих гонщиков немецкой команды. Командному мостику Скудерии потребовалось целых два круга для расчета темпа соперников и зазыва Феттеля в боксы — и Боттас сполна воспользовался преимуществом свежих шин и сократил весь немалый отрыв от Себастьяна. Четырехкратный чемпион мира вернулся на трассу уже позади финского визави и ничего не смог поделать с пилотом «Мерседеса».
Третьим провалом «Феррари» оказалось решение оставить Райкконена на трассе со старыми шинами ради сдерживания наращивавшего отрыв Боттаса. Раньше похожая стратегия почти никогда не срабатывала, и не помогла она и в Китае: Валттери сходу провел красивейшую атаку на Кими в первом повороте и обогнал его внешней траектории, почти не потеряв времени. Себастьян в свою очередь своими силами догнал оппонента, сделав жертву Райкконеном абсолютно бесмысоенной. Единственную помощь от напарника немец получил в виде слипстрима на прямой: скорость лидера «Феррари» помогла ему не только обогнать «красного» финна, но и атаковать «серебрянного» – пусть и безуспешно.
«Ред Булл» внезапно включился в борьбу за победу
Фактически именно австрийцы спровоцировали ошибку Скудерии, первыми открыв окно пит-стопов лидирующей группы еще на шестнадцатом круге. Именно на их действия и ответил своими остановками в боксах «Мерседес» из-за опасений высокого темпа соперников на новом комплекте шин. Но первый ход в стратегических шахматах не помог «Ред Булл» вырваться лидеры: Ферстаппен сохранил третью позицию с отставанием в 7 секунд от Боттаса, а Риккардо лишь обошел Райкконена и сократил отрыв до 13 секунд.
Все изменилось на 30-м круге: Пьер Гасли из «Торо Россо» разбил переднее антикрыло о Брендона Хартли, повредив и болид напарника. Из-за большого количества обломков на трассе появился автомобиль безопасности, уничтоживший все отрывы и давший шанс на дополнительный пит-стоп без потери времени. Лучше всех среагировали именно в «Ред Булл»: австрийцы во второй раз за гонку быстро обслужили две машины подряд, подарив своим гонщикам ключевое преимущество — больше в лидирующей группе никто не осмелился пойти на внеочередную остановку смену резины. В итоге перед рестартом Боттас, Феттель, Хэмилтон и Райкконен оказались на изношенном «медиуме» против более мягкого и свежего «софта» у Риккардо и Ферстаппена и потеряли почти все шансы на победу.
Почему выиграл Риккардо, а не Ферстаппен
Перед возобновлением гонки казалось, что инициатива находится именно в руках голландского вундеркинда: он лучше стартовал, побывал на обоих пит-стопах раньше напарника и занимал четвертую позицию за Хэмилтоном против шестого места Риккардо. Но в 2018-м Макс выглядит совсем не так же здорово, как в предыдущие сезоны: уже третий его Гран-при подряд заканчивается пилотажной ошибкой, здорово портящей итоговый результат.
Макс снова пилотировал крайне агрессивно и неосторожно. Поначалу он сумел опередить Райкконена и Хэмилтона, но после рестарта спровоцировал несколько инцидентов. Сперва при очередной атаке на Льюиса голландец оказался выдавленным с трассы (и потерял позицию в пользу напарника), а затем повторил маневр Гасли на Феттеле и стал причиной очередной аварии. Из-за нее Макс откатился за Хэмилтона и получил 10 секунд штрафа, а Себастьян с убитыми покрышками не смог защититься даже от Хюлькенберга и Алонсо.
Судя по всему, Ферстаппен просто перестал ощущать границы сцепления своей машины с трассой – источник былых красивых обгонов по невероятным траекториям, – он стал полагаться на безупречную работу болида в абсолютно каждой сложной ситуации. Однако RB14 оказался не в состоянии преодолевать любой сумасшедший маневр как по рельсам, подставив своего пилота под заслуженные критические потоки за неаккуратную езду. Голландцу стоило бы пересмотреть излишне самоуверенный подход — Квята, например, за подобную серию неудач безжалостно понизили.
Риккардо в то же время правильно воспользовался сильными сторонами своей техники и свежим комплектом шин, совершил несколько шикарных обгонов и спокойно привез второму месту 10 секунд на финише. Даниэль как раз собирался выиграть пару Гран-при к маю, чтобы добыть несколько козырей для переговоров о новом контракте — и в Шанхае он в самом деле показал себя во всей красе, использовав буквально все возможности для улучшения результата.
Кстати, в общем зачете австралиец проигрывает Хэмилтону всего восемь очков. Возможно, Дэн сумеет вмешаться даже в борьбу за титул.
Боттас провел идеальную гонку
После невероятного прорыва Риккардо закономерно выбрали пилотом дня, однако Валттери тоже провел абсолютно безошибочный заезд. Сперва он воспользовался сражением двух «Феррари» на старте и поднялся на вторую позицию, а затем выдал сверхчеловеческий круг перед заездом в боксы и еще два сразу после, уничтожив весь отрыв от Феттеля. Также он не потерял ни единой секунды за Райкконеном, сразу же обогнав противника по внешней траектории первого круга и моментально отбился от обеих контратак красных. Став лидером, он до самого режима сэйфти-кара уверенно оборонял позицию и контролировал заезд.
Не менее идеально Боттас провел и рестарт, начав процедуру возобновления гонки намного раньше обычного и застав врасплох весь остальной пелотон: результатом стал комфортный задел перед Феттелем в две секунды, не позволивший немцу использовать DRS. Финн не менее уверенно пилотировал и дальше, пока его не догнал более быстрый Риккардо — но даже против австралийца пилот «Мерседеса» очень технично пытался защищаться (в отличии от напарника, дважды безо всякого сопротивления открывшего внутреннюю часть широкого поворота обоим пилотам «Ред Булл»). И пусть Дэна Валттери не остановил, но именно выбранная финном идеальная оборонительная траектория сделала маневр австралийца умопомрачительно шикарным.
Кстати, даже после потери победы Боттас не раскис и не отдал второе место Райкконену, прессинговавшему земляка на более свежих шинах. Вероятно, гонщик «серебряных стрел» провел свой лучший Гран-при в карьере — но, к сожалению, остался в тени перфоманса «Ред Булл».
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron; REUTERS/Aly Song; globallookpress.com/Hz/ZUMAPRESS.com
Что касается Кими, то он показывает скорость тогда, когда есть мотивация. Пример - прошлогодний гран-при Монако. Как-никак ребёнок родился, а его команда вляпала его мордой об стол. В остальном он едет ровно на столько, на сколько это оправдывается контрактом и его психикой. У Массы нервы сдавали очень часто. Кими на то и Айсмен, что сдержан даже сверх меры. Феррари это и устраивает.
По Мерседесу. Стратегию на гонку определили они, а не РБ. Ниже объясню, почему. Мерседес проиграв первый ряд, решил использовать то, что у них на жестких комплектах темп был чуть-чуть но повыше чем у Феррари. Поэтому они скопировали тактику Феттеля в прошлой гонке. Они старались прессинговать Феррари и подрезать их на раннем питстопе, а затем дотерпеть до финиша. У Боттаса это получилось на 100%, Хэмилтон застрял в трафике и ему это решение тоже в принципе навверное помогло. В принципе у них была выигрышная тактика с некоторой долей риска. Где им не повезло - с тем, что Боттас не смог попасть на питстоп под СК, в случае Хэмилтона не уверен мог ли он. В таком случае с Хэмилтоном стратеги ошиблись. Единственная ошибка.
РБ. Скажем так, у них была какая-то тактика, и они ее придерживались. Им несколько раз очень сильно повезло, но они это везение в случае Риккардо не упустили. Темп на жестких составах у них был, они сделали ставку сразу на 2 питстопа и агрессивный старт используя то, что Мерседес и Феррари заранее обозначили тактику одного пита и поставили софт. Во-вторых, им повезло с СК и они смогли сделать второй пит под ним. Если бы СК не было, то может и на подиум бы не заехали, при ликвидации отрыва убили бы резину и все. При максимуме удачи приехали бы на 3 место, если бы не СК. Риккардо везение использовал на 100%. Макс Дикхэд показал, что просто не умеет считать варианты и выбирать момент для обгона, и выбил Феттеля, готового его пропустить на прямой.
Феррари. Джок Клиа - человек дня. Вместе с Вайтнингом. У ФЕттеля тактика была в принципе правильная, 1 пит, распределили отрезки. Даже если его и подрезал бы Боттас, то могло и не хватить резины Боттасу в плотной борьбе. Так что гарантированно второе место и при определенной удаче первое. Гонку сломал Вайтнинг с СК, который отрезал Боттаса и Феттеля от бесплатного питстопа, и Ферстаппен. Вот так вроде бы все делаешь правильно, а результат катастрофический. А вот с Райкконеном все плохо. Во-первых, когда стало ясно, что Мерседес подрезает Феррари и Кими теряет позиции уже против Хэмилтона и РБ, его продолжали держать на трассе. Потеряли наверное секунд 6-7. Во-вторых, он вроде бы уже мог заехать на питстоп по СК. Тактика-катастрофа, но при всех потерях приехал на подиум. А ведь при своевременном первом питстопе и втором питстопе по СК это был бы победитель.
Антигерои дня для меня Вайтнинг, Клиа и Ферстаппен. 10 секунд не наказание, если этих очков не хватит в конце чемпионата для победы.
Ну и по поводу чемпионата. Видимо на первый план выходит настройка шасси и работа с резиной, как в 2012. Отрывы у трех команд уменьшились, ошибки стало тяжело компенсировать. Все три гонки выигрывались не по плану, а по стечению обстоятельств. Скорость Мерседеса никуда не делась, что показало второе место Боттаса, который 99% должен был выигрывать гонку.
Рэд Булл тоже молодцы, реакция и двойной питстоп, второй в гонке!
Искренне жаль Кими, сначала команда бросила его на жертвенник победы Феттеля (победы, которая была упущена стратегами Феррари), а затем, во время машины безопасности его не позвали переобуваться (видимо думали. что медиум свежий и ему ничего грозит).
И как же красиво судьба пнула красный зад в гонке. Феттель, ради которого убили гонку Кими улетел вниз очковой зоны, а Кими приехал на подиум. Можно книгу писать по этой гонке!
Летучему голландцу пора красные звезды на порту рисовать. Уж больно хорошо и точно справляется.
а пример хардкора, это когда во третьей гонке сезона Боттасу дважды приказывают пропустить Хэма, а в пятой он оставался на трассе, просто чтобы сдержать Феттеля (даже двигатель в итоге спалил). Ничего не напоминает? А меж тем Фет честно обгонял с Кими на трассе во второй гонке и третьей. Уж, кого, а Мерс с Хэмом не надо в пример приводить. Таких лицемеров еще поискать. Их съезды на командную тактику у Феррари в прошлом году были реально омерзительным лицемерием.
Я бы на месте Ричи сидел в "Ред Булле" и не дёргался. Насколько "Быки" были отвратительны в Бахрейне, настолько же они шикарны были в Китае!
спросили у флавио.....
торо росо в роли пике.....
все по красоте сделали...
Дэн в неё уже вмешался, учитывая поражения в Китае всех основных претендентов на титул. Если автор имеет в виду именно это - вопросов нет. Но если речь идёт о попытке титул завоевать, то по состоянию на сейчас совершенно непонятно, за счёт какого волшебного зелья он это сделает. Один из главных вопросов - что делать с квалификациями, где Риккардо регулярно (и ощутимо) уступает напарнику?
"в отличии от напарника, дважды безо всякого сопротивления открывшего внутреннюю часть широкого поворота обоим пилотам «Ред Булл»"
Откровенная неправда. Льюс крайне редко отдаёт позиции без боя, подтверждением чему служит вылет Ферстаппена при попытке обгона британца в первой половине гонки. Сопротивляться-то он сопротивлялся - да что толку при такой разнице в темпе?
В прошлогоднем Монако, он будучи лидером, не создал никакого отрыва от Феттеля, более того, к волне питов начал его откровенно сдерживать, Фет был в зоне ДРС, притом что в Монако это абсолютно бессмысленно, потому что фиг обгонишь. Из-за чего Боттас "съел" почти весь отрыв, что они сделали. Так что все эти разговоры про мотивацию у Кими, когда он впереди, ничем не подтвержденные разговоры в пользу бедных. Фет быстрее, причем в гонке даже больше и чаще чем в квалах. И этому тоже есть объяснение. Никогда не понимал позицию, что гонщик с возрастом теряет скорость в квале. Как раз в квале надо собраться на один круг, а в гонке напряжение постоянное, нагрузки круг за кругом. Поэтому считаю, Кими очень не плох в квалах, но гонки уже не тянет на таком же уровне, что в квалах. У Себа двукратное преимущество по победам в квалах и почти трехкратное в гонках за совместные сезоны. Возраст берет свое.
https://i.imgur.com/FLo2HrL.png
И речь вовсе не о том, что Феттель - слабее. Конечно, сильнее. Просто зачастую Феррари создает ему чечресчур комфортные условия, чтобы он совсем не нервничал. Пусть это 3-4 гонки в году. В этом и есть жесткая командная тактика. Пример мягкой командной тактики - Мерседес в прошлом году в Венгрии.
А по гонке в Монако спор бессмысленный - зазвали бы первым Феттеля, безотносительно темпа и т.п., ситуация в любом случае была бы иной. Если бы решал сам гонщик. Но в Феррари решает команда. И случилось так, как случилось.
Второе, то что Мерс не потерял скорости, это правда, но нужно учитывать то, что другие команды значительно прибавили и на данный момент фуры быстрее Мерса. Посмотрим что будет в Баку.
И тут в Маранелло все упали со стульев