У «Формулы-1» появилась новая музыкальная тема. Она ужасна
Гоночную серию превращают в «Форсаж».
Спустя год после приобретения «Формулы-1» за 8 миллиардов долларов американская компания Liberty Media через своих ставленников Чейза Кэри и Шона Братчеса бросилась менять в серии практически все подряд. Какие-то перемены вроде изменения маркетинговой политики или запуска новой стриминговой платформы пришлись болельщикам по нраву, но вот к отказу от сотрудничества с грид-герлз и тотальному редизайну у многих зрителей возникли вопросы.
Тем не менее, американцы не остановились на достигнутом и заменили еще и главную музыкальную тему «Формулы-1». Вышло как с лого — очень слабо.
Раньше саундтрек использовали только для телевизионной заставки, но теперь у него появилось особое назначение: судя по слухам из паддока, новая мелодия заиграет во время прогревочного круга и послужит музыкальной темой для нарезки лучших моментов, которыми будет регулярно прерываться прямой эфир.
Ее написал композитор «Форсажей»
Владельцы «Формулы-1» не стали серьезно заморачиваться над выбором автора и отдали заказ не самому дорогому музыканту, уже имевшему опыт в подготовке саундтреков к финансово успешным голливудским блокбастерам. Им стал калифорниец Брайан Тайлер — композитор звукового сопровождения к пяти частям «Форсажа», обоим частям «Иллюзии Обмана», всем частям «Неудержимых», «Мстителям: Эре Альтрона», третьему «Железному Человеку» , второму «Тору», сиквелу «Чужого против Хищника», «Константину» и другим фильмам. К 39 годам он скопил богатое резюме: его даже номинировали на «Эмми», «Сатурн» и Cinemusic. Однако вряд ли кто-то вспомнит много мелодий за его авторством.
«По счастливому совпадению, я живу и дышу «Формулой-1», – признался Тайлер в специальном интервью, посвященном презентации темы. – Этот спорт идеально мне подходит. Мой отец разрабатывал гоночные треки, и на одном из них – «Спидвее Онтарио» – даже однажды прошел Гран-при.
Некоторым прошлогодним квалификационным кругам Льюиса Хэмилтона определенно подошла бы музыка из «Железного человека» или «Форсажа».
Я много общался с Дэвидом Култхардом и Микой Хаккиненом после получения заказа. Постоянно думал о том, как должна звучать эта тема, спрашивал у них «как вы чувствуете себя перед гонкой?» и «каково это — совершать прогревочный круг, а затем ждать зеленых огней?». Итоговый результат представляет собой попытку воспроизвести ответы Дэвида и Мики и реконструировать их эмоции.
Еще я пересмотрел записи, запечатлевшие первую победу Льюиса Хэмилтона в чемпионате. В предыдущем сезоне он проиграл титул всего в 1 очко, так что его эмоции, реакция после выигрыша… Тогда-то я и осознал. Нельзя было сделать тему просто роковой песней. Эти эмоции требовали большего, целого хора из голосов и ощущения, что происходящее — наикрутейшее событие в жизни».
Брайана можно назвать настоящим экспертом по части инструментов: он сам играет на пианино, гитаре, классических ударных, бас-гитаре, виолончели и синтезаторе — всего около 30 разных видов устройств, из которых можно извлекать мелодии.
«В подростковые годы я увлекался всеми жанрами музыки, – вспоминает композитор. – Мне хотелось написать саундтрек к каждой прочитанной книге. А еще примерно в те же годы я создал реквием».
Тему для «Формулы-1» он решил записывать в Великобритании вместе с оркестром в студии Air, расположенной прямо в бывшем соборе. Раньше там записывал акустику сэр Джордж Мартин, известный по работе с «Битлз» (продюсер всех пластинок), Полом Маккартни, Селин Дион и Элтоном Джоном.
Раньше было лучше?
Музыка Брайана Тайлера легла в основу уже четвертой заставки для гоночной серии, которая стала походить на интро из компьютерного симулятора.
Предшественники выглядели намного минималистичнее и не размазывали внимание по видеоряду: мелодия и логотип лучше запоминались, и потому многие старые болельщики ностальгируют по интро, которое крутили в 1994-2002 годах.
На смену ему в 2003-м пришло другое, более футуристичное вступление — но музыку в нем порезали как-то небрежно, отчего создалось впечатление внезапного обрыва. Тем не менее, заставку крутили перед заездами до 2008 года.
В 2009-м маркетинг «Формулы-1» создал новое вступление с еще более невыразительной музыкальной темой. Ее спасал только крошечный хронометраж: итоговая продолжительность составляла всего 10 секунд.
И в таком виде она и существовала до 2017-го. Как ни относись к ностальгии и несвоевременности перемен, трудно не признать, что новая мелодия была необходима. Просто все получилось далеко не так шикарно, насколько «Ф-1» заслуживает.
У темы Тайлера был шанс?
Понятно, что и в фильмы, и в игры музыку не пихают целыми треками прямо из ost-альбомов. Монтажеры совместно с режиссерами выбирают определенный кусок композиции и вставляют в нужный момент, чтобы придать сцене нужное настроение и усилить впечатление от фрагмента. Однако авторы саундтреков все равно, как правило, строят свои работы так, чтобы они звучали полноценными инструментальными произведениями. Для правильного эффекта они в 90 процентах случаев используют определенную структуру, способствующую лучшему запоминанию основной мелодии композиции.
Отличным примерном служит трек Take You Down Дэниэла Пембертона (по мнению автора текста, он подошел бы «Формуле-1» просто идеально). В нем композитор сперва презентует главную мелодию, а затем уже переходит к нагнетанию ожидания с использованием техничных партий ударных. В результате объединение всех инструментов вместе с гитарными риффами в середине создают полную сцену, надолго западающую в память.
Брайан Тайлер в своей теме для «Формулы-1» сразу нарушает подобную структуру, начиная композицию с нагнетания. Причем тон задается не гитарой или духовыми инструментами, а ударными — причем трехкратным метрономным повторением одного и того же удара. В то же время виолончель и скрипки на заднем фоне играют партию, сильно напоминающую гитарные квинтоинтервалы, что сразу же искусственно обедняет композицию. Далее по ходу трека ведущую роль снова выполняют ударные, которые дублируются духовыми — но из-за меньшей вариативности у классических барабанов построение запоминающейся мелодии вокруг них удается крайне редко. Духовые (в стиле Ханса Циммера) и скрипки опять же почти не играют что-то, кроме интервалов, а основная тема настолько безликая и попсовая, что в результате западать в память просто нечему. Кажется, у Тайлера получился просто оркестрово-скрипичное подобие песен типичных поп-панк групп вроде The Offspring.
При обсуждениях на реддите довольно часто тема «Ф-1» сравнивалась с главным треком из «Пиратов Карибского моря». Однако как раз структурно две композиции ни разу не похожи: главная тема «пиратов» не нагнетает эпичность примитивными способами и не зависит от ударных. Если из творения Циммера и Бадельта целиком убрать любые барабаны, мелодия не развалится и останется узнаваемой и запоминаемой. Про новый саундтрек «Формулы-1» так и близко не скажешь.
Что самое интересное, Брайан Тайлер знает, как правило стоить хорошие мелодии. Нет, правда — вот, например, его шикарная тема из «Токийского Дрифта», записанная при участии гитариста Guns’n’Roses Слэша.
И в целом интервью музыканта полностью объясняет, почему он пошел по другому пути. Современной американской аудитории (на которую в данный момент и нацеливаются владельцы «Ф-1») ближе та самая эпичность, привычная по многомиллионным блокбастерам. К тому же, крутая блюз-роковая композиция уже есть в шорт-листе NASCAR, а фанаты вряд ли бы простили Кэри и Братчесу настолько откровенного заимствования и американизации.
Но, с другой стороны, тема «Формулы-1» получилась довольно похожей на музыку из заставки к «Индикару» (только в тысячи раз эпичнее).
Здесь и кроется самая обидная часть. Нынешние американские владельцы серии даже не пытаются сохранять традиции или изобретать что-то новое. Вместо этого они заимствуют некоторые вещи у конкурентов и просто вставляют их в гонки Гран-при, причем зачастую совершенно для галочки, исключительно ради задабривания новых зрителей. Такой подход прослеживается и во введении «грид-кидс», и в редизайне, сделавшем графику из телетрансляций похожей на компьютерные симуляторы, и в попытках изменить традиционные церемонии, как на Гран-при США. В заказе и написании нового саундтрека, к сожалению, прослеживается тот же подход, и потому вряд ли стоило ожидать какого-то бессмертного хита.
Кажется, Берни Экклстоун был чертовски прав, говоря о строительстве «Макдональдса» на месте элитного четырехзвездочного ресторана».
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Alberto E. Rodriguez; instagram.com/briantylermusic
ну камон, обсуждать и осуждать музыкальную тему? что за бред.
Как специалист могу долго разглагольствовать в ее пользу !
Очень четкое совпадение динамики и темпа музыки с происходящим на трассе. Абсолютное попадание в современный видеопродакшн. Возьмите вот этот новый трек и съемку любого этапа гран-при. Вы сильно удивитесь как легко будет нарезать подборку наиболее значимых моментов гонки под эту музыку!
Вот бы в HD его найти