Запасной вариант, или Вечный пожарный
В двухтысячном режиссеры трансляций Ф1 редко цепляли в объективы аутсайдеров. Желтые ведра Минарди с Маццакане и Жене в кокпитах привлекали внимание только в случае сходов, и то на пару мгновений - и вновь нас возвращали в серебристо-красные всполохи Шумахера, Хаккинена, Баррикелло и Култхарда.
Вот и в этот раз, в Австрии. Я хорошо помню этот кадр - Ник Хайдфельд, дебютант сезона, выкарабкивается из разбитого "Проста", а неподалеку из идентичного ведра выпрыгивает яростный Алези. Второе столкновение между двумя партнерами подряд не улучшило их отношений. Напарники не разговаривали, Жан не делился с новичком настройками, болид не ехал, а пылил, моторы Пежо горели как свечки, да к тому же еще и уступали конкурентам 3-4 тысячи оборотов и около сотни кобыл.
А до этого были блестящие выступления в младших кольцах, все сужающих орбиту вокруг Ф1. И хотя мало ли кто сверкал в свое время в той же Ф-3000 (навскидку вспомнить Бурдэ, Рикардо Сперафико, Энге, Мэннинга), у Ника был очевидный козырь. Поговаривают, именно его теневая тестовая работа и идеальная точность настроек машины не только принесли ему прозвище Quick-Nick, но и превратили McLaren Хаккинена, никогда не умевшего толком с этими настройками работать, в идеальную самовозку. Доказательство - при всех прочих инженерах с Ньюи во главе McLaren 2000 года, когда его тестил Оливье Пани, уже не позволил Летучему Финну взять третий титул кряду.
Неудивительно, что мистер Деннис не спешил разбивать слаженную пару Мика-Дэвид новобранцем, пусть и с мерседесовской звездой на груди. Но удивительно, что парень подобрал первую попавшуюся возможность выйти на старт в Ф1. Какой-нибудь Льюис Хэмилтон на его месте предпочел бы подождать, потестить и понабраться опыта именно в этой команде. Ник рассудил иначе, из-под крыла Денниса вышел и начал нелегкий путь в Ф1, со временем устроившись в тесной группе ярких пилотов, обделенных при раздаче машин-победителей.
Не соберись Петер Заубер к 2001 году полностью сменить состав, - кто знает, чем бы занимался сейчас Ник Хайдфельд. Ибо в Просте ему места не было - два француза пока еще стояли друг за друга горой, хотя Жану вся эта тягомотина стала уже надоедать. Но Петер рискнул, и, более того, вручил немцу флаг первого пилота и юного напарника с пятнадцатью гонками за финскими плечами. Ровно десять лет спустя тот же Петер продолжает рисковать точно в том же духе...
Ник справился на ура, уже в третьей гонке (Бразилия) поднявшись на подиум и обыграв Кими по итогам сезона по всем статьям. Справедливости ради, и у нынешнего раллиста была пара ярких, но четвертых мест. Тем временем Мика Хаккинен, у которого за первые семь Гран-При сломалось буквально все, что могло, и в результате он увидел клетчатый флаг только дважды за это время, отчаялся и решил взять паузу (пауза длится до сих пор). Ник уже был готов наконец показать, на что он способен за рулем действительно быстрой машины, но, уходя, Мика, обязанный немцу своими титулами не меньше, чем Дэвиду, воткнул ему в спину финский нож. Партнером Култхарда на правах финна стал Кими. Ник же подзастрял в Заубере дядькой для очередного перспективного новичка, бразильца, но снова не Бернольди (опять происки Денниса после Монако). Наивно и по-детски улыбаясь, принеся в школьном рюкзаке скидки на моторы Ferrari, в команду пришел Фелипе Масса. Ну кто бы мог подумать, что через несколько лет Кими станет чемпионом, Фелипе - вице-чемпионом, а наш герой так и продолжит скитаться по аутсайдерам?
В квалах Ник по итогам сезона обыграл Массу 12:4, по финишам 8:4. После этого Фелипе забрали взрослеть в Муджелло, а к Нику пришел завершать карьеру земляк Ханси Фретнцен. Сезон прошел ровно, без падений, но и без взлетов, Ха-Ха ушел на покой, а Ник в последний момент опять остался без команды - на его место в пару к окончившему стажировку Массе взяли Физикеллу. Когда уже казалось, что мест не осталось, Эдди Джордан внезапно передумал брать в пару к Джорджо Пантано еще одного рента-драйвера и отказаться от части быстрых денег в обмен на быстрые результаты. Так неожиданно карьера Хайдфельда оказалась продлена. Надолго ли? Тогда в свете приближающегося банкротства Джордана это продление казалось агонией.
Пантано ехал так ужасно, что 10:3 в пользу Ника вызывало только один вопрос - откуда эти "3"? Единственный раз, и то после нескольких дисквалификаций в Канаде, пилоты Эдди набрали очки - именно на эту гонку пришелся фантастический дебют Тимо Глока. Махнув рукой на финансы, Джордан дал Тимо доездить и последние три гонки - правда, уже без результатов.
В результате целой чехарды событий перед началом сезона-2005 Ник снова остался за бортом Большого цирка. В Заубер пришел трясти стариной Жак Вильнев, Физико ушел в Рено подносить снаряды Алонсо, а Jordan и вовсе прекратила свое существование. На ее обломках еще пару лет гонялись рента-драйверы, но Ника такая схема не устраивала. До последнего Ник не соглашался вернуться в тестеры, и вот очередное чудо таки свершилось. Фрэнк Ульямс устал тратить кучу денег на Ральфа Шумахера и нервов на Хуана Монтойю, полностью менял состав и уже подписал Уэббера. Наконец Ник Хайдфельд получил-таки более-менее приличную технику и действительно опытного и быстрого партнера.
Марк, как и все предыдущие напарники, был повержен (именно после этого сезона все засомневались в истинных талантах австралийца), затем был повержен и Жак Вильнев в BMW, причем настолько явно, что экс-чемпиону даже не дали закончить сезон и усадили за руль на гонках Роберта Кубицу, а на тестах - Себа Феттеля. Опять, господа - теперь уже две яркие будущие звезды дебютировали, опираясь на надежные худенькие плечи Ника Хайдфельда.
Вечный пожарный, Ник, с фирменной бесформенной бородой, скромной улыбкой и компьютерной точностью чувствования машины, всегда с готовностью приходил на помощь командам, оказавшимся в сложной ситуации перед началом сезона или прямо посредине. И ни разу не подкачал. Из последнего - дважды заменил Педро де ля Росу, казавшегося незыблемым и надежным как скала, сперва посреди сезона во все том же Заубере, не имея времени на раскачку и в пожарном порядке устраиваясь в непривычном кокпите; затем - на тестах Pirell. Скромный трудяга с железным характером, никогда не плативший за свои выступления и плохо уживавшийся с напарниками (исключения - Масса и Глок). Не его сильная сторона - квалификация, не его - трассы вроде Монцы, но там, где цейтнот и аврал, там, где пожар и кутерьма с доводкой машины или результатами в гонках - обязательно появляется Ник Хайдфельд. И вот машина становится быстрее и надежнее, инженеры улыбаются и получают возможность хоть немного поспать, напарник блещет и хватает с неба какие-то звезды, команда передвигает вверх ползунок количества призовых от Берни за сезон. Сам Ник при этом обыкновенно остается в тени: он берет первый же шанс, не корча из себя звезду. Подбирает все возможные очки и, как истинный командный игрок, единственную возможную победу благородно отдал Кубице.
Но для чего-то ведь эта странная, феноменальная судьба держала этого парня на орбите Ф1 все эти годы? Может быть, ЭТА машина позволит Хайдфельду наконец вписать свое имя в список победителей Гран-При? Цена, конечно, больно уж высока оказалась. Это даже не сравнить с первой победой вечного невезунчика Патрезе, когда идущие перед ним матерые легенды самоустранялись, выстилая лепестками своих антикрыльев монакский асфальт. Но тем не менее, вот он шанс, и вот он Ник, который считает, что этим шансом глупо не воспользоваться.
А что будет дальше - время покажет.
Тепла вам!
Только есть некоторые моменты: «Махнув рукой на финансы, Джордан дал Тимо доездить и последние три гонки - правда, уже без результатов».
Разве Тимо взяли не потому, что у Джорджио спонсоры не смогли оплатить оставшиеся Гран-при?
И разве сам немец не платил?
Далее: «плохо уживавшийся с напарниками (исключения - Масса и Глок)»
А с Кими разве были проблемы?
И уж, конечно, сказать «Марк, как и все предыдущие напарники, был повержен» была ошибкой, ведь Френтцен полностью обыграл своего земляка.
А откуда информация, что в «Заубер» не взяли Бернольди из-за ситуации в Монако’01? И точное утверждение, что Мика наложил вето на приход Ника в «МакЛарен»?
И проблемы с последовательностью также очень заметны были, как то указание на замену Педро на тестах «Пирелли».
На деле это испанец заменил немца!
Исправить фактические некорректности, и статья приобретёт законченный вид ;)
Надеюсь, Ник одержит победы в этом сезоне!
Результат прекрасно известен - надлом карьеры Ника, которую в итоге Ник что называется «потом и кровью» едва-едва направил снова по восходящей. А вот будь на месте Хайнца более пробивной человек... Я уверен что те же Робертсоны нашли бы как подать Ника, на каких чертах характера сыграть, сделав из этого имидж, несмотря на то что он такой вот спокойный и тихий человек ,чт оназывается «без звездуна»...
- то была не единственная, а первая победа :) Всего их у Риккардо - шесть.
И, кстати, в 1999-м «Прост» не казался такой плохой командой, чтобы сомневаться в переходе в нее. В том сезоне было седьмое место в КК, и мало кто думал, что в 2000-м будет такой резкий провал.
p.s. Чувствуется большое уважение к пилоту. Сколько таких было в новейшей истории? :)
В новейшей истории таких выделю несколько: Трулли, Физикелла, де ля Роса, и еще я бы выделил того же Бернольди. Это как минимум)
а так за статью спасибо - погрела фанатскую душу )))