4 мин.

WEC: что дальше?

  Чемпионат Мира по гонкам на выносливость в своей недолгой истории уже пережил много потрясений и преобразований, но самые большие ещё только впереди. Вопрос в том, какими именно они будут. 

  Главная категория Чемпионата Мира - LMP1, казалось бы, в недавнем прошлом, была на грани краха после объявления об уходе Porsche по окончании прошедшего сезона. В ней осталась одна заводская команда - Toyota, которым в "Суперсезоне" всё-таки нашлись соперники в лице частных команд, но нужны и заводские, для которых достаточно большие затраты на участие являются камнем преткновения. Ведь в 1992 году из-за этого исчез Чемпионат Мира по гонкам спортпрототипов: Mercedes и Peugeot просто не смогли потянуть такие траты. В возобновленном WEC происходит то же самое, так было с Audi и с Porsche.

  В ближайшей перспективе оплотом LMP1 станут частные команды, которых в предшествующем сезоне будет немало. В октябре началась волна переходов частных команд в LMP1: DragonSpeed, Manor, ByKolles, SMP Racing и Rebellion - это все незаводские конкуренты Toyota. Частный зачёт LMP1 не использует гибридные силовые установки, ограничившись только атмосферными или турбированными двигателями, которые являются одной из основных статей расходов сопоставимо с  покупкой и обслуживанием прототипа, ассортимент которых для частных коллективов достаточно велик: Ginetta, BR Engineering, Oreca, ByKolles - как и мотористов в лице Mecachrome, Judd, Cosworth, AER и Gibson. Можно сделать вывод, что при наличии большого количества спонсоров частная команда может существовать в чемпионате. Именно такие любители автоспорта могут потянуть на себе такую легендарную категорию, как LMP1, ибо в них живёт страсть к гонкам, а не коммерческие цели, преследуемые большими концернами. 

  Но не едиными LMP живы прототипы для FIA WEC. После дебюта категории DPi в американском чемпионате IWSC с новой силой разгорелись слухи о создании совместной платформы прототипов LMP1+DPi в новом облике. Главным преимуществом заморских прототипов является узнаваемость бренда производителя, которой обладает каждое из четырёх шасси LMP2, это придаётся чертами серийных моделей того или иного завода. Пьер Фийон, глава ACO, многократно заявлял, что целью будущего регламента будет внешний вид, максимально приближенный к серийной продукции. Сразу на ум приходят 1990-е годы c GTP (GT Prototype) и с теми самыми Mercedes, которые летали в Ле-Мане. Тогда в эту категорию переходили из ныне упраздённой GT1, то есть стандартный прототип совмещал в себе внешность серийной машины и двигатель прототипа. Выступая в соревнованиях, они рекламировали себя сильнее, чем сегодняшние. По этой причине ACO совместно с IMSA  стремятся к чему-то похожему на GTP по причине успеха концепции DPi, две ассоциации уже работают над общими правилами, которые позволят одному и тому же прототипу выступить в Дайтоне и в Ле-Мане по ходу сезона. Внутри изменения общей платформы будут не менее весомыми, но и здесь есть разногласия: главная цель нововведений - наименьшая цена создания без потери гибридной составляющей силовой установки, чтобы не отпугнуть вероятных новичков. Только вот против гибридов выступили некоторые компании из DPi, поэтому компромисс - это некоторые заводские прототипы без аккумуляторных батарей, что идёт наперекор нынешним идеям Западного автоклуба. В целях удешевления АСО и FIA, скорее всего, ограничат количество гибридных систем до одного элемента, а мощность негибридных и гибридных прототипов постараются уравнять, хотя вторые всё равно будут экономить топливо, не теряя в мощности. К этим изменениям приложили руку многие заводчане, а интерес к новой LMP1 проявляют McLaren и даже Ferrari, за которыми могут вернуться и Peugeot, выбравшие мировой ралли-кросс в прошлом году вместо марафонских гонок.  

  В категории LMP1 упор на мощные гибридные силовые установки вывел из игры две команды - Audi и Porcshe, наряду с Toyota они составляли ядро прототипов Ле-Мана. Их уход стал катализатором интеграции ACO и IMSA: всерьёз задумались о целесообразности нынешних правил, сменив регламенты и формат чемпионата. Появилась гонка "1500 миль Себринга", которая пройдёт в один уик-энд с этой же 12-часовой гонкой IWSC, но на следующий день. Главная гонка сезона, "24 часа Ле-Мана", переедет на конец сезона, став вишенкой на торте всего чемпионата. Если все возможные попытки Западного автоклуба увенчаются успехом, и зрительский интерес возрастёт, то WEC и LMP1 сохранятся и будут процветать, возможно, уже в ином виде, получив новый импульс к развитию. Как и когда именно LMP1 обретут новый облик, станет известно только летом на пресс-конференции в Ле-Мане. Так на наших глазах творится история Чемпионата Мира по гонкам на выносливость.