McLaren M8B: монстр для Can-Am или второе «Шоу Денни и Брюса»
Успех McLaren M6A показал команде Брюса МакЛарена, что они умеют строить быстрые прототипы. Их следующим шагом в Can-Am стал McLaren M8, который обновляли год от года, после чего отвозили на базу команды чемпионские кубки североамериканского первенства.
Canadian-American Challenge Cup (Can-Am) - чемпионат, основанный Клубом спортпрототипов Америки и Канадским автоспортивным клубом в 1966 году, проводивший свои гонки на трассах США и Канады вплоть до 1987 года, когда серию упразднили. Этапы по своей продолжительности можно было отнести к спринтам: в основном, они варьировались в диапазоне 310-350 км. В сезоне-1969 для участия в Can-Am ещё допускались прототипы FIA Group 7, пока эту группу в Международной Федерации не переквалифицировали. Количество этапов в чемпионате резко возросло (с 6 в 1968 до 11 в 1969 году): многие этапы сменили прописку после закрытия Чемпионата США по дорожным гонкам под эгидой Клуба спортпрототипов Америки (Sports Car Club Of America). География чемпионата росла вместе с его длительностью, сезон начался 1 июня и закончился 9 ноября. Также в 1969 году изменилась система начисления очков, призовые баллы были увеличены (20-15-12-10-8-6-4-3-2-1), а в зачёт шли только девять лучших из одиннадцати финишей.
В сезоне-1968 по ходу всего чемпионата снова доминировали McLaren, но уже с новой моделью M8A, построенной на базе M6A и получившей новый аэродинамический обвес и больший по объёму (7 литров) двигатель Chevrolet V8, выдававший примерно 620 л.с.. Все гонки были выиграны прототипами McLaren разных лет, получавших различные модификации во время эксплуатации. На этапах в Роуд Америке, Эдмонтоне и Лас-Вегасе победы одержал Денни Халм; в Бриджхемптоне - Марк Донохью (Roger Penske Racing), в Лагуна-Секе - Джон Кеннон на McLaren M1B, в Риверсайде - Брюс МакЛарен. Чемпионский титул достался Денни Халму с 35-ю очками в копилке.
Для сезона-1969 года было построено три прототипа M8B, он имел в своей конструкции схожести с M6A и M8A, элементы которых в команде Брюса МакЛарена развивали год от года, а не создавали машину с чистого листа. Начинка внутри того же самого алюминиевого монокока в лице семилитрового двигателя Chevrolet V8 получила небольшое увеличение мощности на 10 л.с. и новую 4-скоростную трансмиссию Hewland. Самыми заметными изменениями обладал аэродинамический обвес, над кузовом на высоких пилонах расположилось массивное антикрыло, как на Chaparral 2E. Оно крепилось непосредственно к стойкам подвески, проходя прямо через кузов, благодаря этой конструкции на McLaren M8B сзади стояли более мягкие пружины. На прямых поток давил на антикрыло, уменьшая прижимную силу, в поворотах давление снижалось, но из-за большего угла атаки антикрыла и заднего спойлера прижимная сила возрастала. Схожие конструкции получили второе дыхание с недавнего времени в "Формуле-1" и прототипах категории LMP1. Возможно, по этой причине сезон-1969 прошёл под знаком доминирования команды Брюса МакЛарена и M8B.
Чемпионат Can-Am 1967 года журналисты окрестили "Шоу Денни и Брюса" по причине их побед в пяти из шести гонок сезона. Не имея возможности заглянуть в будущее, болельщики, пилоты и журналисты ещё не знали, что такое настоящее "Шоу Денни и Брюса", которое в полной мере раскрылось в 1969 году. Одиннадцать гонок - одиннадцать побед на счету команды McLaren. С первого этапа в канадском Моспорте до последнего в американском Техасе на трассах доминировали McLaren M8B и пилоты управлявшие ими: МакЛарен и Халм - изредка давая соперникам поставить быстрый круг в гонке и всегда завоёвывая поул-позиции. Брюс МакЛарен одержал шесть побед (Моспорт, Уоткинс-Глен, Роуд Америка, Мичиган, Лагуна-Сека, Техас), Денни Халм - пять (Мон-Тремблан, Эдмонтон, Мид-Огайо, Бриджхемптон, Риверсайд). Чемпионом Can-Am 1969 года стал Брюс МакЛарен, имея в активе 165 очков, в 5 очках позади был Денни Халм. С огромным разрывом от них отстал американец Чак Парсонс из Carl Haas Racing на Lola T163, добыв 85 очков.
Безусловно, одним из факторов успеха был сам прототип McLaren M8B. Лучший двигатель в пелотоне был установлен практически на все прототипы, в том числе и на M8B, имел конкуренцию в лице агрегатов Porsche, Ferrari, Ford, Oldsmobile и Matra. Их главными соперниками в чемпионате Can-Am были команды с оппозитными Flat-8 или турбированными Flat-6 двигателями Porsche, установленные на Porsche 908/02 и Porsche 917PA, которые в те годы практически никому не давали спуску в гонках на выносливость. Ещё с M6A в команде Брюса МакЛарена показали, что могут сделать двигатель более мощным и эффективным, хоть и с небольшой потерей надёжности, эта тенденция продолжилась и с M8B, приведя двигатель Chevrolet к чемпионству. Конструкция заднего антикрыла дала прибавку в скорости без потери прижимной силы, что ценится на трассах Северной Америки. Пилоты Брюс МакЛарен и Денни Халм были очень быстры и имели за спиной большой опыт хороших выступлений в "Формуле-1" и других различных сериях. Сильных соперников на заре Can-Am было не так много: Джон Сёртис, Йо Зифферт, Педро Родригес, Джек Брэбем, Питер Ревсон, Ден Герни, Марио Андретти и Крис Эймон - они тоже были быстры, но у них не было M8B.
Преемником McLaren M8B стал печально известный M8D, на испытаниях которого за две недели до начала сезона Can-Am 1970 года погиб основатель команды - Брюс МакЛарен. Сезон Can-Am 1969 года для команды McLaren стал лучшим в этом североамериканском первенстве. Продержавшись ещё два года на вершине с титулами для Халма и Ревсона, McLaren начал проигрывать соперничество турбированному Porsche 917/10, пока в команде не приняли решение закрыть программу в Can-Am и сосредоточиться на "Формуле-1".
Спасибо за вторую часть статьи !)