Любопытная история о Формуле 1 №19: Эудженио Драгони
Источник: блог Джо Сейварда.
Амвросий Медиоланский был миланским епископом в четвёртом столетии. Со временем он был канонизирован и стал известен в Англии как святой Амвросий. Народ Милана звал его Sant’Ambroeus и считал покровителем, поэтому в 1951 группа единомышленников собрала гоночную команду под названием Scuderia Sant’Ambroeus. Она была посвящена Милану, как и созданная ранее Scuderia Ambrosiana, организованная графом Джованни Лурани, Луиджи Виллорези и Франко Кортезе.
Maserati 4CL, на которой в 1950-1951 году выступали гонщики Scuderia Ambrosiana, правда в чёрно-синей цветовой раскраске, в честь футбольной команды Интер.
Scuderia Sant’Ambroeus была задумкой 42-летнего наследника бизнеса по производству косметики по имени Эудженио Драгони. В молодости он пробовал себя в гонках, но заключил, что в качестве руководителя добьётся больших успехов, поэтому уговорил группу друзей инвестировать в его команду. Группа включала Франко Мартиненго - главного конструктора в Pininfarina, а также Элио Загато - члена семьи Загато, владевшей другим автомобильным конструкторским бюро. Также в группу входили бобслеист-олимпиец Альберто Делла Беффа, и гонщик Алессандро Зафферри. Эта команда была весьма успешна в 1950-х со спортивными и туринговыми машинами Alfa Romeo.
Эудженио Драгони, Спа-Франкоршам, 1964
Одной из целей было продвижение молодых итальянских талантов. В то время Италия только что, в 1957, потеряла 26-летнего Эудженио Кастелотти, а затем Луиджи Муссо в 1958. Автомобильная федерация Италии принялась искать новых пилотов и запустила гоночную серию, которая вывела в восходящие звёзды 26-летнего Джанкарло Багетти и 25-летнего Лоренцо Бандини. Драгони смог убедить Энцо Феррари отдать одну из своих Ferrari 156 в Scuderia Sant’Ambroeus, деятельности которой помогал завод Феррари, однако официально заявлена она была от федерации. В качестве пилота был выбран Багетти. Программа начала с двух выигранных Багетти внезачётных гонок в Сиракузе и в Неаполе. Летом того же года Оливье Жандебьен решил покинуть Ferrari, что открыло путь для дебюта Багетти в Чемпионате мира. Удивительным образом Багетти сразу же победил, что было значительным достижением, даже учитывая то, что все остальные Ferrari столкнулись с проблемами.
Ferrari 156, выигравшая Чемпионат в 1961 году
Ferrari и Фил Хилл выйграли оба чемпионата в том году, однако в октябре грянул скандал, вызванный вмешательством жены Энцо Лауры в бизнес, после чего восемь руководителей команды попросили юриста подготовить письмо к Феррари, с требованием это прекратить. Феррари уволил их всех: деректора по продажам Джироламо Гардини, технического директора Карло Кити, главного конструктора дорожных автомобилей Джотто Биззарини, спортивного директора Ромоло Тавони, главу правления Эрманно Делла Каса, директора по закупкам Федерико Гиберти, главу кадровой службы Энцо Селми и Фаусто Галасси, начальника литейного цеха. После чего Феррари понадобились новый люди, поэтому он нанял Мауро Форгьери, Джанпаоло Даллару, Франко Рокки и Уолтера Салварани. Также он решил, что в качестве спортивного директора лучшей кандидатуры, чем Драгони, ему не найти. Желая продвигать итальянские таланты, он тут же посадил Лудовико Скарфиоттив Ferrari для участия в Чемпионате Европы по хилклаймбу, привёл в команду Формулы 1 Багетти и Бандини в компанию к Филу Хиллу, Вилли Мэрессу и мексиканцу Рикардо Родригесу. Машины не были конкурентоспособными, а Драгони, продвигая итальянцев, умудрился из-за этого рассориться с Хиллом. Американец и Багетти в конце года покинули команду, а Ferrari подписала Сёртиса в напарники к Мэрессу. Однако бельгиец в 1963 покинул команду под давлением Скарфиотти и Бандини, также что в 1964 команда состояла уже лишь из Сёртиса и Бандини. Сёртис, благодаря большой удаче, взял титул чемпиона, однако в 1965 отношения между ним и Драгони стали натянутыми, даже несмотря на успехи Ferrari в соревнованиях спортивных машин. Это перешло в борьбу за власть, что привело к уходу Сёртиса в середине 1966. Сёртис был уверен, что Драгони намеренно ухудшает его положение в пользу Бандини, и в определённой степени Скарфиотти, одновременно сговорившись ещё и с Майком Парксом, имевшем свои амбиции в Ф1.
Джон Сёртис за рулём Ferrari 158, Гран-при Голландии в Зандворте, 1964
Всё зашло настолько далеко, что Феррари решил уволить и Драгони в начале 1967, наняв взамен журналиста Франко Лини. Усилия Драгони по продвижению юных итальянцев по большому счёту закончились ничем. Бандини разбился насмерть в Монако в 1967, а Скарфиотти погиб годом позже, участвуя в хилклаймбе.
Драгони же умер от остановки сердца в 1974, работая стюардом в Монце.