Любопытная история о Формуле 1 №24: Дэвид Йорк
Источник: блог Джо Сейварда.
Говорят, что управление гоночной командой требует военной дисциплины для того, чтобы всю было "в полном порядке", и следовательно иметь военного в качестве руководителя имеет смысл. Даже если они и не обладают всеми теми техниками увёртывания и лавирования как торговцы машинами, которыми наполнена современная история спорта.
Дэвид Йорк был таким человеком. Он родился в ирландской провинции, недалеко от Карлоу в 1913, в те времена, когда страна ещё была под гнётом Британии. Его отец и дед были военными. Его отец майор Генри Йорк служил во время англо-бурской войны, а также был награждён Военным крестом во время Первой мировой. Юный Дэвид был отправлен учиться в начальную школу Белмонт в Хассокс в графстве Суссекс, а затем в Пенборский морской колледж, где мальчиков готовили в офицеры торгового флота. Он решил, что эта карьера не для него и в возрасте 21 года вступил в Королевские ВВС в качестве пилота. К 1939 он уже дослужился до капитана авиации. В этот период он стал интересоваться автогонками, но вмешалась война и вскоре Йорк уже сражался во Французской кампании в составе 16-й эскадры Глостер Гладиаторов, базировавшейся на аэродроме Бертангль возле Амьена. Эскадра находилась во Франции всего несколько недель, но Йорк успел поучаствовать во многих боях и дважды был награждён орденом "За выдающиеся заслуги" за свою смелость. Первый он получил за серию разведовательных полётов на низкой высоте над позициями немцев, несмотря на сильный огонь ПВО, а также за похожее приключение со сбросом боеприпасов окружённому в порту Кале отряду. Второй орден (весьма редкую награду) - за подобный поступок в районе Дюнкерка. Он был описан одними из членов наградного совета как "командир и организатор исключительного достоинства".
Глостер Гладиатор
Затем он управлял Харрикейнами в Битве за Британию, после чего в начале 1941 был отправлен в Индию в качестве командира эскадры. В конце войны он оказался на Дальнем востоке и возведён в чин полковника авиации. После войны он остался служить в ВВС, но в 1949 посетил в компании бывшего офицера ВВС Питера Уайтхеда Гран-при Чехии в Брно. Уайтхед выиграл гонку за рулём собственной Ferrari, а затем попросил Йорка стать руководителем его собственной команды в 1950.
Питер Уайтхед за рулём Ferrari 125, 1952
Йорк уволился со службы и принялся за новую должность, помогая в подготовке техники, пока Уайтхед участвовал в гонках за рулём собственных машин, а также за рулём заводской Jaguar. Уайтхед и Питер Уокер выиграли Ле-Ман в 1951 в составе Jaguar. Позже, в том же году, Уайтхеду было предложено поучаствовать в Гран-при Британии за рулём одной из Thinwall Special F1 Тони Вандервелла. Йорк последовал за ним.
Нино Фарина за рулём Thinwall Special, 1950
Когда Вандервелл решил сконструировать собственную машину для Гран-при в 1954, он нанял Йорка в качестве руководителя команды, базировавшейся на западе Лондона в Актоне. За команду выступали Тони Брукс, Стирлинг Мосс и Стюарт Льюис-Эванс, так что всё выглядело многообещающе. В 1958 команды выиграла шесть из девяти этапов Чемпионата мира и взяла Кубок конструкторов, несмотря на то, что корона Чемпиона мира ушла к Майку Хоторну из Ferrari. Успех был омрачён смертью Льюиса-Эванса в конце года, после возгорания его машины в Марокко.
Стирлинг Мосс за рулём Vanwall, Гран-при Германии, 1958
В конце того же года Вандервелл отказался от дальнейшего участия в гонках, несмотря на то, что некоторые прототипы Vanwall производились до 1962.
Йорк переходит в Ford Advanced Vehicles в Слау, где управляет командой Essex Wire GT40, прежде чем стать руководителем команды JW Automotive поддерживаемой Gulf. Команда победила Porsche в чемпионате International Championship for Makes в 1968, дважды выиграла Ле-Ман в 1968 и 1969, а затем в 1970 переключилась на новый Porsche 917 и вновь выиграла титул. Был ещё и третий титул в 1971, когда Porsche Salzburg выступала в такой же машине, но в цветах Martini, и которая, под управлением Хельмута Марко и Гейса Ван Леннепа, выиграла Ле-Ман.
Porsche Хельмута Марко и Гейса Ван Леннепа, Ле-Ман, 1971
Когда JW Automotive покинула чемпионат, Йорку было предложено стать консультантом Martini. Он рекомендовал комании стать спонсором команды Brabham, только что приобретеной Берни Экклстоуном, которого Йорк знал ещё с тех времён, когда Экклстоун был менеджером Стюарта Льюиса-Эванса в конце 1950-х. Его совет был проигнорирован и спонсорство ушло в 1972 к команде Tecno F1, что не имело никакого значительного успеха. Всё совсем запуталось, когда в 1973 Йорк управлял британской Tecno при поддержке Martini, и, вследствие очередного безуспешного года, спонсорство наконец перешло к Brabham. Оно длилось три сезона с 1975 по 1977. В 1978 компания взяла перерыв, а в 1979 вернулась в качестве спонсора Team Lotus, но команда уже потеряла преимущество, которое у неё было в 1978, поэтому в 1980 Martini сконцентрировалось на спортивных машинах. Йорку к тому времени уже было 67 и он решил уйти в отставку, но будучи другом Экклстоуна продолжал периодически посещать гонки. Он умер в возрасте 71 года, в 1984, во время посещения Гран-при Австрии.
Крис Эймон и Дэвид Йорк (справа)