Многообразие видов
В американских автогонках, в гонках сток-каров есть такая организация - "Чэмпион Рэйсинг Ассосиэйшн". Эта ЧРА подчиняется более известной серии - АРКА (Автомобильный гоночный клуб Америки). То есть, АРКА - вершина, независимая организация, которая не подчиняется НАСКАРу, основной ассоциации, проводящей гонки сток-каров. Хотя все комплектующие в АРКА поставляются из НАСКАРа, а в нормативных актах главной гоночной серии сток-каров "которая не НАСКАР", указано, что к участию в чемпионате допускается преимущественно техника из НАСКАРа, но не об этом сейчас речь. У этого клуба есть региональная серия - "АРКА Мидуэст Тур", а есть ЧРА, руководство которой находится в Иллинойсе.
"Чэмпион Рэйсинг Ассосиэйшн" проводит первенства для четырех разных серий. Первая - ARCA/CRA Super Series проводится для автомобилей класса "Супер Лэйт Моделс". Вторая серия - JEGS/CRA All-Stars проводится для автомобилей класса "Лэйт Моделс". Третья серия - "Лэйт Модел Спортсмэн", а четвертая - "Стрит Стокс".
Итак, "Супер Лэйт Моделс" - это так называемые машины последних моделей, то есть, по логике вещей, это самые актуальные версии гражданских автомобилей определенной марки. Разумеется, с серийными машинами у этих монстров мало общего. В американских автогонках "Лэйт Моделс" используются чаще всего в локальных чемпионатах. В частности, две первых серии в ЧРА редко забираются куда-то, кроме Среднего Запада США. На сайте ассоциации указано, что в восточных штатах проводятся гонки, не входящие в зачет чемпионата, а непосредственно на Среднем Западе проходит основная часть зачетных гонок.
Фото: cra-racing
Автомобили серии "ДЖЕГС/ЧРА Олл-Старс".
Автомобили "Супер Лэйт Моделс" и "Лэйт Моделс"- основа гонок на шорт-треках в США и Канаде. Короткие овалы, в отличие от суперспидвеев, можно найти в большинстве городов Америки, где слышали об автоспорте. Даже в каком-нибудь захудалом Стоктоне, где до сих пор считают, что президентом страны является Джимми Картер, есть построенный в шестидесятых годах шорт-трек. Соответственно, на асфальтированных или бетонированных овалах проводятся гонки по регламенту "Супер Лэйт Моделс" и "Лэйт Моделс", которые условно стоят уровнем выше, чем "Лимитед Лэйт Моделс", а также "Аутлоз Лэйт Моделс", предназначенные для гонок по грунтовым овалам. Последние зачастую комплектуются одинаковыми двигателями GM 604, которые производит "Шевроле". Цена на подержаный двигатель колеблется от двух до пятнадцати тысяч долларов, что для среднестатистического автогонщика-любителя не представляет особо крупной суммы. Разумеется, машины "Аутлоз Лэйт Моделс" значительно отличаются по внешнему виду от двух других.
Что касается двигателя, то зачастую используется спецификация мощностью около 400 лошадиных сил, раскручивающаяся до 6000 оборотов в минуту. Диаметр клапанов на впуск/выпуск стандартизирован и равен двум дюймам на впуск и полтора дюйма на выпуск. Коленчатый вал двигателя выполнен из кованой стали, а поршни - из литого аллюминия. Вес одного двигателя нередко выходит за пределы 2500 фунтов, поэтому шасси изготовливается из фибергласса, чтобы максимально облегчить вес автомобиля, а все элементы, которые не являются жизненно важными, снимаются. К материалу шасси предъявляются жесткие требования, которые зафиксированы в "Соглашении по конфигурации шасси" от 2002 года. Единые стандарты по шасси и двигателям позволяют гонщикам принимать участие в заездах не только в своём регионе, но посещать другие состязания.
Итак, в чемпионатах "АРКА/ЧРА Супер Сериес" и "ДЖЕГС/ЧРА Олл-Старс" используются силуэты "Шевроле Импала", "Форд Фьюжн" и "Тойота Камри". Автомобили этих чемпионатов напоминают серийные куда меньше, чем в высшем дивизионе НАСКАРА - "Монстер Энерджи Кап". По регламенту прошлого года двигатели являлись карбюраторными, и вряд ли сегодня регламент претерпел большие изменения.
Фото: cra-racing
Автомобили серии "Стрит Сток".
Сами чемпионаты, а точнее, "Чэмпион Рэйсинг Ассосиэйшн" возникла не так давно - в 1997 году. В январе 1997 года компания "Экшн Энтертэйнмент" выкупила "Андерсон Спидвей" и в сотрудничестве со спидвеем Салема, "Винчестер Спидвей" и "Индианаполис Рэйсуэй Парк" начала работу по созданию собственной гоночной серии, состоявшей на тот момент из восьми гонок. Результат превзошел все ожидания, и в 1998 году первенство расширилось до шестнадцати этапов, проходивших на шести треках, а участников набралось аж 75 человек. И это в первый полноценный сезон для новой серии. В 1998 году "Экшн Энтертэйнмент" была преобразована её основателями - Гленном Лакеттом и Ар-Джеем Скоттом в ЧРА, которая и занималось развитием и курированием первенства. В дальнейшем ЧРА перешло под контроль "Американского гоночного клуба Америки", который номинально стал управлять только премьерной серией ЧРА, которая называется "Супер сериес" и сейчас носит сдвоенное название - "АРКА/ЧРА Супер Сериес". Остальные три дивизиона формально не находятся под ведением АРКА, но так как ЧРА является подконтрольной организацией, то АРКА управляет и этими чемпионатами тоже.
Что интересно, регламент соревнований предусматривает проведение всех сессий в один день. То есть, две тренировки, квалификация и гонка проводятся одним днем. Причем, если длина овала составляет менее полумили, то количество кругов нередко превышает сотню. Формат гонки, предусматривающий сто кругов, используется для полумильных и больших овалов. Суть в том, что дистанция гонки не может быть менее пятидесяти миль. Стартовое поле формируется в зависимости от вместительности автодрома. Минимальное количество гонщиков, допускающихся на самые маленькие автодромы - 24 участника. 40 спортсменов выходят на треки длинной в половину и более мили. Кстати, в гонках в Винчестере и Андерсоне предусмотрены пит-стопы, которые проводятся по регламенту НАСКАРа. Также, эти две гонки и заезд на "Берлин Спидвей" входят в так называемую "корону". То есть победа на этих трех спидвеях дает гонщику возможность получит специальный приз (обычно денежный).
В последние годы география ЧРА расширилась. Если раньше серия не выходила за пределы Иллинойса и Индианы, то теперь этапы чемпионатов проводятся в Миссури, Мичигане, Огайо, Виргинии и Джорджии. Серия довольно популярна у зрителей. По информации ЧРА, на гонки чемпионатов собирается по 20 тысяч человек на самых больших автодромах. Впрочем, у этой популярности есть своё объяснение. Кроме доступности и открытости для зрителей, на отдельных этапах "Супер Сериес" появлялись такие гонщики как Кайл Буш, Чейз Эллиотт, Эрик Джонс, Райан Ньюман, Райан Блэйни, Дэвид Рэган, Лэндон Кэссилл, Джон Хантер Немечек и другие.