6 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №17: Alpine

Источник: блог Джо Сейварда.

Шёл апрель 1995 года, когда последний Alpine A610 сошёл с производственной линии в Диепе и завод Alpine был преобразован для сборки Renault Sport Spider. 22 года спустя тот же самый завод будет соберётся производить новое поколение дорожных машин Alpine, которые будут представлены на Женевском автосалоне в марте.

 

Alpine A610

Alpine A610

Марка Alpine как правило ассоциируется с ралли, часто забывают о том, что компания играла жизненно важную роль в возрождении французского автоспорта в 1970-х, но цепочка событий конечно же начинается значительно раньше. Эта история берёт начало во время Второй мировой войны, когда компания Renault была захвачена немецкими оккупационными силами. Принц Вильгельм фон Урахом, работающий с 1927 инженером на Daimler-Benz, взял управление в свои руки, и производил там танки, грузовики и двигатели для немецкой армии. Технический директор Renault Фернанд Пикар и ветеран-конструктор Чарльз Эдмон Серре, который будучи подростком помогал строить ещё первый автомобиль Renault в 1898, решили, что при любом исходе после войны будет спрос на маленькую экономичную машину и начали работу на секретным Проектом 106Е. Немцы ничего не знали о проекте, но секрет был раскрыт главе тюнингового отдела Renault Роджеру Бартхауду и ответственному за тестовые программы Жану-Августу Риолфо. Последний был членом группы Сопротивления под названием Гражданская и военная организация (Organisation Civile et Militaire), немцы его арестовали в 1943 и обвинили в перепечатывании и распространении голлистских листовок. Луи Рено попросил немцев его освободить, и за неимением достаточных доказательств он был отпущен. Проект 106Е тихо продолжался до самого освобождения. Renault был захвачен французским правительством, а руководителем назначен Пьер Лефоше.

 

Renault 4CV

Renault 4CV

Проект 106Е был рассекречен и переименован в Renault 4CV, представленном на Парижском автосалоне осенью 1946. Это был великий успех. Одним из дилеров Рено был в то время Эмиль Ределе из Диепе, он был закоренелым гонщиком и работал в качестве механика у Ференца Сиса на Гран-при Франции в 1906. Его сын Жан был без ума от гонок и в 1950, когда ему было 28, младший Ределе принял участие в ралли Диепе-Руан в модифицированной Renault 4CV. Это быстро переросло в бизнес по переустройству 4CV в раллийные и гоночные машины, так что Жан в 1951 создал компанию Automobiles Alpine. В следующем году он выиграл Милле Милья в своём классе. Последовавший в 1953 первый прототип Alpine, основанный на 4CV, и его последователи имели огромный успех в ралли, что привлекло некоторую поддержку Renault. Первая дорожная машина Alpine появилась в 1955.

 

Alpine A106, первая дорожная машина Alpine

Alpine A106, первая дорожная машина Alpine

В 1964 Ределе был готов переключить своё внимание на машины Формулы 3 оснащённые мотором Renault. Сконструировал машину Марсель Юбер, при содействии Рона Торнака. Получившийся болид привёл Генри Грандшира к победе в первом французском чемпионате Формулы 3. Несмотря на доминирующую Matra, машины Alpine были конкурентоспособны в 1968 и в Формуле 2 и в Формуле 3, и вопреки желания Renault Ределе попросил Ричарда Болё спроектировать для него машину Формула 1. Получившаяся Alpine A350 была опробованная в Зандворте тест-пилотом Мауро Бьянки, дедушкой Жюля Бьянки, но двигатель V8, разработанный Гордини для Renault оказался маломощным по сравнению с Cosworth DFV. Проект был заброшен, а машина уничтожена.

 

Alpine A350

Alpine A350

В следующие несколько лет Alpine сконцентрировалась на спортивных и раллийных машинах, выиграв Ралли Монте-Карло в 1971 с Уве Андерссоном в качестве пилота. Машины Alpine целиком заняли подиум в том же Монте-Карло в 1973, а затем выиграли первый в истории Чемпионат мира по ралли. В том же году Патрик Депайе выиграл французскую Формулу 3. Позже добавились успехи в Формуле 2, где в конце концов Жан-Пьер Жабуи взял титул в 1976, за рулём Alpine обозначенной как Elf 2.

 

Жан-Пьер Жабуй за рулём Elf 2, 1976

Жан-Пьер Жабуй за рулём Elf 2, 1976

К тому времени, тем не менее, происходили большие изменения. В конце 1975 Жан Терраморси - глава спортивного департамента Renault - негласно попросил конструктора Alpine Андре де Кортанце создать машину для Формулы 1, чтобы использовать двигатель Renault Gordon. Машина была именована A500. Когда работа над ней была уже близка к завершению, Renault купило у Ределе Alpine, гоночный департамент в Диепе был закрыт, а персонал был переведён в новый спортивный департамент Renault в Вири-Шатийон. В то же время прототип Alpine A500 прошёл первые тесты на трассе Michelin в Ладу, но машина никогда не участвовала в гонках, а послужила основой для Renault RS01, появившегося в 1977, в начале турбо-эры Ф1. С тех пор Renault участвовала во всех сезонах Ф1, но если приглядеться, то и новый Alpine A110 берёт свои корни в Формуле 1.

 

Жан-Пьер Жабуи за рулём Renault RS01, Дижон, 1979

Жан-Пьер Жабуи за рулём Renault RS01, Дижон, 1979

В 2010 Тони Фернандес, босс Team Lotus, договорился о поставке двигателей для Ф1 с Renault. Юридические проблемы с Group Lotus привели к переименованию команды в Caterham, а Фернандес приобрёл компанию Caterham Cars. Это привело к диалогу с Renault об объединении, с целью создания нового поколения дрожных машин Caterham. Карлос Таварес, в то время операционный директор Renault, продвигал идею возрождения бренда Alpine и видел Caterham, как способ финансирования этого проекта. Caterham поручил компании Drive Design из Уокинга работу над машиной, которая будет использовать ту же платформу, что и Alpine, и конструкторы Drive, совместно с инженерами Renault, работая в техноцентре Renault в Гюйанкуре к югу от Парижа, сконструировали две машины. Проект был анонсирован в ноябре 2012, при этом Caterham должен был приобрести 50% Automobiles Alpine. В течении нескольких месяцев Таварес покинул свой пост и стал главой Peugeot, а менеджмент Renault хотел сделать всё по-своему. В конце концов отношения с Caterham были разорваны в июне 2014, но Renault продолжало инвестировать в проект, и 3.5 года спустя наконец появился A110.

 

Alpine A110

Alpine A110

Alpine была активна в LMP2 в последние годы, однако лишь в качестве бренда - A470 на самом деле является ORECA-Gibson, обслуживаемой Signatech Филиппа Сино. Она завершила сезон третьей, позади Vaillante Rebellion и Jackie Chan DC Racing. Существуют также планы по созданию кубка Alpine Europa позже в этом году, с Alpine A110 переработанной для гонок при помощи той же Signatech. Первые 6 раундов этого кубка назначены на 2-3 июня на трассе Поль Рикар.