Любопытная история о Формуле 1 №14: Патрик Хэд
Патрик Хэд
Источник: блог Джо Сейварда.
Конструкторы машин Формулы 1 не появляются из ниоткуда. Обычно требуется много времени и разнообразного опыта, чтобы стать достаточно квалифицированным для создания болидов Ф1. Зачастую весьма любопытно взглянуть на их истории, чтобы увидеть под каким влиянием они формировались. Сэр Патрик Хэд один из наиболее известных конструкторов Формулы 1 современности, который был пожалован в рыцари за заслуги в автоспорте.
Айртон Сенна и Патрик Хэд
Патрик вырос в семье военных, его отец Майкл был определён инженером в Королевский полк артиллерии в 1933 и к концу войны уже стал майором, женившись на дочери адмирала. Патрик появился в 1949, в то время, когда его отец работал в управлении мотострелковых войск. В том же 1949 Хэд старший был отправлен в Швецию в качестве британского военного атташе в посольство в Стокгольме. Именно будучи там, он начал соревноваться за рулём Jaguar, приняв участие в 100 гонках между 1949 и 1957, и выиграв 26 из них. Он был основателем Клуба владельцев Jaguar, и по сей день клуб имеет трофей, названный в его честь. В 1958 он был назначен руководителем мотострелковых войск, а уже в 1961 был повышен до Генерал-майора и назначен ответственным за НИИ мотострелковых войск в Чобхеме, в графстве Суррей. Он вышел в отставку будучи кавалером ордена Британской империи. Учитывая деятельность отца, Патрик к тому времени уже устроился в гоночном мире и был знаком с многими гонщиками тех времён, включая Майка Хоторна, который предложил простуженному 12-летнему мальчику виски с содовой, по пути обсуждая аэроплан, который строил Хэд. Патрик был отправлен учиться в Веллингтонский колледж, где одновременно обучались Джеймс Хант и Питер Райт (технический директор Team Lotus в 90-х, прим. перев.), правда они похоже в то время знакомы не были. Обучаясь там, Патрик сконструировал на занятиях по металлообработке, машину для хилклаймбов с мотодвигателем Norton, но так её и не закончил. Затем он перешёл в королевский военно-морской колледж в Дартмуде. Там ему не понравилось и он пошёл обучаться машиностроению в Бирмингемский университет. Там он познакомился с другим студентом по имени Энди Доусон, участвовавшем в ралли на Singer Chamois (также известному как Hillman Imp), и в конце концов стал его штурманом. Хэд также проводил выходные помогая в Broadspeed Ральфа Броада, которая в то время обслуживала Mini для Джона Фицпатрика и Джона Хэндли. Закончилось это тем, что он провалил экзамены в первый же год и был отчислен, правда позже он всё-таки окончил своё образование в Университетском колледже Лондона. Его отец смог организовать для него должность, и он провёл лето работая на заводе Гарри Веслейка в Рай, где в то время как раз собирали двигатели V12 F1 для Eagle Дэна Герни. Хэд и сам немного поучаствовал в гонках за рулём Clubman Mallock U2, но конструирование его интересовало больше. Он также провёл шесть недель на Harry Ferguson Research в Ковентри под руководством Дерека Гарднера (позже главного конструктора в Tyrell), работая над полным приводом для Jensen Interceptor и антиблокировочной системой Maxaret.
Jensen Interceptor
Он закончил образование в 1970 и устроился в Lola Cars в Хантиндон, где работал бок о бок с будущим соперником Джоном Барнардом. Они были одновременно друзьями и соперниками – Хэд был свидетелем на свадьбе Барнарда, но затем Барнард перешёл в McLaren. Вскоре Хэд решил наладить собственный бизнес по подготовке двигателей к формуле Super Vee, на территории Geoff Richardson Engines в Сент-Айвз. Одним из клиентов Ричардсона был гонщик Формула 2 Ричард Скотт, выступавший за Brabham. Они договорились, что Хэд подготовит для Скотта машину для Формулы 2 на сезон 1973, а работать будет в реконструированной арке железнодорожного моста в Баттерси. Пока Патрик был этим занят, на территории, которую он занимал у Ричардсона, произошёл пожар и прототип двигателя Head Supervee был утерян. Машина Scott F2 вышла неплохой, но деньги быстро закончились и Патрик переключился на постройку шхуны, одновременно работая на Рона Таурнака над машиной сезона 1974 Formula 1 Trojan. Вновь деньги вскоре иссякли и Хэд вернулся назад в арку моста, на этот раз в Клапхэме, где он конструировал Super Vee двигатели для Ронни Гранда, владевшего автопарком лондонских кэбов. Именно в то время он Фрэнк Вильямс и позвонил Хэду, чтобы предложить ему стать главным конструктором в Frank Williams (Racing Cars) Ltd, базирующейся в вагончике на Bennet Road в Рединге. Команда вскоре была куплена Уолтером Вольфом, так что Хэд ненадолго стал сотрудником Wolf Racing, но затем Вильямс решил начать заново, и в конце 1977 Патрик присоединился к новой команде, названной Williams Grand Prix Engineering...
Фрэнк Вильямс и Патрик Хэд, 1985