Любопытная история о Формуле 1 №12: Джордж Робертсон
Источник: блог Джо Сейварда.
Имя Джорджа Робертсона не особенно широко известно в мире Формулы 1, хотя вероятно должно было бы.
Джордж Робертсон, 1910
Главная проблема в том, что Робертсон из Америки, в большей степени забытой в современных Больших призах. А именно там он заработал своё имя.
Рождённый в Нью-Йорке в 1884, он был сыном управляющего трамвайного парка Третьей авеню, шотландского инженера-механика Джона Робертсона, который в течении 33 лет с самых низов поднимался ко карьерной лестнице этой компании. Он уволился в 1900, когда Джорджу было 15, а через три года стал президентом Automobile Exchange & Storage Company, первой в Манхэттене автомастерской. Будучи изначально салоном по продаже и ремонту для автомобильной компании Winton, компания стала домом для Smith & Mably, основного импортёра иностранных автомобилей в США.
Winton Bullet, 1901
Соответственно, в 18 лет юный Джордж оказался в правильное время в правильном месте – окружённый экзотическими автомобилями и богатыми покровителями он начал участвовать в хилклаймбах, при поддержке Уолтера Кристи и Christie Motor Company. Его имя не сходило с первых полос в 1906, когда он выжил в ужасной аварии из-за отказа рулевой за рулём Apperson.
Дждордж Робертсон за рулём Apperson
Ему приходилось соревноваться на разнообразной технике предоставляемой производителями в рекламных целях. Он был фаворитом в Кубке Вандербильта в 1908 за рулём Locomobile, произведённого в Коннектикуте. Гонка проводилась на части трассы Long Island Motor Parkway, открытой в том же году. Это была частная дорога, построенная на средства Вильяма Вандербильта, который с успехом участвовал в Больших призах в Европе, прежде чем вернуться на родину и организовать собственный кубок.
Locomobile на Кубке Вандербильта
В том году гонка была байкотирована европейцами, поэтому Робертсон стал первым американцем, которой за рулём американской же машины стал победителем международной автогонки. Два года спустя он был подписан в Mercedes и попробовал вновь выйграть гонку, однако получил серьёзные травмы после того как газетный репортёр, которого он катал, запаниковал, схватился за руль, в результате чего машина перевернулась. Получив значительные повреждения руки, Робертсон зевершил карьеру гонщика, но это не удержало его от вступления в армию США и участия в Мексиканской экспедиции в 1916. Позже он стал руководителем авиационного подразделения войск связи США. В 1919 он перешёл в Американский Красный Крест и был назначен руководителем европейского транспортного отдела, а затем был пожалован французским орденом Почётного легиона, за послевоенную работу по восстановлению страны.
В 1921 он отправился домой, был назначен управляющим команды Duesenberg и обеспечил Джимми Мёрфи знаменитую победу на Гран-при Франции в Ле-Ман - первую победу американской машины в европейских Больших призах. Он также привёл к победе в 500 милях ИндианаполисаМёрфи в 1922 и Джо Боера двумя годами спустя.
Джимми Мёрфи (слева), 1922
После этого он на 4 года стал одним из управляющих в Ford Motor Company, прежде чем стать газетным издателем на Лонг-Айленд. Будучи в этой роли, он был основной движущей силой строительства Roosevelt Raceway, при поддержке племянника Вильяма Вандербильта Джорджа, владельца командой НФЛ Boston Redskins Джорджа Престона Маршалла, а также бывшего гонщика, известного лётчика-истребителя и фабриканта Эдди Рикенбекера.
Целью было строительство гоночной трассы для сражений лучших американцев с лучшими европейцами. Комплекс близ Вестбери находился прямо рядом с Roosevelt Field - аэродромом, с которого девятью годами ранее Чарльз Линдберг отправился в свой знаменитый трансатлантический перелёт. Трасса включала в себя: гоночное полотно, сделанное из спрессованного гравия, деревянные ограждения, двухуровневые трибуны, вмещавшие 50000 зрителей, клуб для VIP-гостей и перманентные гаражи для команд. Трасса имела ни много ни мало 16 поворотов, извивающихся друг вокруг друга, и была сконструирована архитектором Марком Линенталем. Кубок Вандербильта был возрождён с большим призовым фондом, дабы привлечь лучших гонщиков Европы. Несмотря на это, Mercedes и Auto Union не стали участвовать, а победа досталась Тацио Нуволари, выступавшем на Scuderia Ferrari Alfa Romeo, и обошедшему Жан-Пьера Вимилля на заводской Bugatti и Антонио Бривио на Alfa Romeo.
Вскоре компания разорилась и Roosevelt Raceway исчез, правда его несколько изменённый дизайн был использован для новой трассы Интерлагос, строившейся в это самое время в Бразилии. Это не та же трасса, что используется в наши дни, а оригинальная схема, принимающая Гран-при с 1973 по 1980. В 1938 Робертсон переключился на производство электробритв, чем и занимался до самой смерти в возрасте 71 года, в 1955.