Любопытная история о Формуле 1 №11: граф Луи Зборовски
Граф Луи Зборовски
Источник: блог Джо Сейварда.
Последние сообщения о том, что Aston Martin планирует в ближайшее время появиться в Формуле 1, предполагают то, что скором мы будем свидетелями третьей в истории Ф1 главы фирмы, которая была образована в 1913 Робертом Бэмфордом и Лайонелом Мартином, менеджерами по продажам фирмы Singer Motors. Их первая машина, появившаяся 2 года спустя, была основана на Isotta Fraschini и оснащена мотором Coventry Climax. Они назвали детище именем Aston Martin, где Aston происходило от названия известного хилклаймба в Чилтернс, близ деревушки Астон Клинтон. Компания с трудом выживавала, но после войны им повезло попасть под патронаж графа Луи Зборовски.
Если вы поедете из Дувра в сторону Лондона по старой дороге A2, то, немного не доезжая Кентербери, если быть внимательным можно по правую сторону мельком заметить огромный особняк близ деревни Бридж. Это Higham Park. Он был приобретён в 1910 графиней Маргарет Зборовски, известной среди друзей как Мэгги. Она была вдовой графа Эллиота Зборовски, который мог проследить своих американских предков вплоть до 1662. Имя его было польским (вероятно) и, поскольку Польша известна своей обширной аристократией, никто похоже не сомневался, было ли у графа право использовать такой титул. Но денег у него определённо было в достатке.
Higham Park
Члены его семьи преуспели в качестве предпринимателей и землевладельцев и когда сколочено было достаточное состояние, последующие поколения могли себе позволить предаваться джентльменскому времяпрепровождению, такому как поло и охота на лис. Как раз в погоне за лисой Эллиот Зборовски и оказался в Мелтон-Мобрей в Англии, городе, что славится своими пирогами со свининой и лисьей охотой. Он с огромным рвением участвовал во многих известных охотах и, будучи обольстительным малым, вскоре встретился с Маргарет, баронессой де Стюрс. Несмотря на голландский титул, она была из семьи Астор, владевшей большой частью Манхеттена, что означало полное отсутствие каких-либо проблем с деньгами. У неё было значительное состояние, а вскоре появился и довольно неприятный развод. Она и Эллиот поженились и в 1895 родился их сын Луи, также известный как Лу.
Граф Эллиот Зборовски (за рулём)
Восемь лет спустя, управляя Mercedes в хилклаймбе Ля-Тюрби, Эллиот врезался в скалу и погиб.
Год спустя после приобретения Higham Park, в довольно молодом возрасте, Мэгги умерла из-за проблем с сердцем, оставив Лу единственным наследником огромного состояния. Ему было 16, но потребовалось ещё 5 лет, пока он смог получить деньги в своё распоряжение... Некоторое время он провёл в Итоне, однако большую часть образования получил дома, где без родительского присмотра он стал чем-то вроде необузданного подростка. Одной из его выходок была поезка по строительным лесам, окружавшим в те времена Higham Park. Он не принимал участия в Первой мировой войне из-за проблем с почками и в 1916 наконец смог добраться до денег. Немногим позже он женился на артистке Ви Лестер, и она стала следующей графиней. Он нанял на работу инженера по имени капитан Клайв Галлоп, и они принялись совместно строить гоночные автомобили в конюшнях Higham Park. Он также построил на своей территории узкоколейку длинной в милю - просто для развлечения, а также умудрился нарваться на развод, заведя любовницу по имени Пикси Матрикс.
Клайв Галлоп, Гран-при Франции, 1922
Первой их машиной стал модифицированный Mercedes, оснащённый громадным 23-литровым двигателем Maybach, использовавшиеся во время войны в цеппелинах. Этот монстр был назван Chitty Bang Bang и доминировал на автодроме Бруклендс. За ним последовал второй обновлённый Mercedes, с 18-литровым двигателем Benz под капотом. Этот был уже не таким успешным как первый Chitty, но оказался достаточно надёжным, чтобы даже принять участие в поездке по пустыне Сахара в начале 1922. В том же году Лу вложился в Aston Martin и вместе с Галлопом принял участие в Гран-при Франции в Страсбурге уже на машинах Aston Martin. Галлоп, который уже после первой Chitty подталкивал Лу в сторону строительства машин на стороне, проколол колесо и с шумом разбил одну из машин времён Бруклендс. Позже была построена третья Chitty, но Зборовски уже начал использование клиентских машин, и в 1923 принял участие в 500 миль Индианаполиса за рулём модифицированного Bugatti. В Америке он приобрёл Miller, привёз его в Европу и в конце года вступил в ожесточённую схватку с Альберто Диво за победу в Гран-при Испании на автодроме Sitges-Terramar. Диво победил.
Лу Збровски за рулём Chitty Bang Bang
Тем временем в Higham, Збровски и Галлоп построили машину для установления рекорда скорости, названную Higham Special. Но осенью 1924 Лу принял приглашение заводской команды Mercedes принять участие в гонке в Монце. Что-то пошло не так в Лесмо, Зборовски вылетел и врезался в деревья. Погибшему графу было 29 лет. Aston Martin вскоре разорился. Higham был продан. Огромная Higham Special была приобретена Пэрри Томасом и переименована в Babs, за рулём которой он и погиб в Пендин-Сэндс в 1927, пытаясь установить рекорд скорости.
Higham Special
Но это ещё не конец истории. В 1960-х писатель, обучавшийся в Итоне после Первой мировой и следивший за подвигами бывшего итонца Зборовски, решил написать детскую книгу по мотивам его приключений. Он добавил второе Chitty к имени машины и его "Читти Читти Банг Банг" получила огромное признание, а вскоре по её мотивам был снят знаменитый детский фильм. Писателем был Ян Флеминг, и если это имя кажется вам знакомым, так это потому, что он прославился благодаря совершенно иному книжному жанру. В 50-х он написал серию романов о секретном агенте по имени Джеймс Бонд, предпочитавшему водить Aston Martin. Франшиза Бонд – одна из самых успешных в истории книгоиздания и кино, а также настолько сильный бренд, что Aston Martin до сих пор использует его главного героя для продвижения своих автомобилей.
Дэниэл Крейг в роли Джеймса Бонда и классический Aston Martin DB5 из фильма Голдфингер