Квят теперь в «Феррари». Он вернется в гонки?
Его таланты помогут Феттелю.
После отчисления из системы «Ред Булл» и завершения выступлений за «Торо Россо» от Даниила Квята почти не поступало новостей на протяжение 2,5 месяцев. Лишь в декабре появились слухи о работе на симуляторе «Уильямса» и переговорах с двумя командами «Формулы-Э», но никаких подтверждений они не получили. На публике гонщик появился лишь на тестах европейской серии NASCAR в качестве приглашенной звезды, но, к счастью, ограничился только участием в выставочных заездах.
Вчера Даниил прервал молчание новостью о переходе в «Феррари». Правда, в Скудерии он будет не боевым, не резервным и даже не тест-пилотом — его должность звучит как «гонщик развития». Контракт с итальянцами помешал занять последнюю вакансию в пелотоне «Формулы-1», но оставил небольшую надежду на возвращение в гонки в будущем.
Чем занимается пилот развития
Он практически все время находится на базе команды и очень редко посещает Гран-при. Квяту предстоит работать на симуляторе «Феррари», испытывать новинки и искать настройки для Себастьяна Феттеля и Кими Райкконена перед квалификациями и гонками. Звучит не слишком захватывающе.
Однако на пилота развития выпадает даже большая нагрузка, чем на боевых гонщиков. Дело в ограничениях в современной «Формуле-1»: за год команды могут провести на трассе лишь три официальных тестовых сессии и один съемочный день, и за это время не успевают проверить все элементы машины, как и за четыре часа практик в дни Гран-при.
Доступ к аэродинамической трубе тоже строго лимитирован, поэтому главным вектором развития команд на данный момент является компьютерное CAD-моделирование и вычислительная гидродинамика, позволяющая оценивать эффект проектируемых обновлений. Данные для компьютерных систем очень удобно собирать именно на симуляторе, и потому конюшням полезно держать в штате опытного и толкового пилота, который может гонять по виртуальным трекам хоть целый день, реагировать на малейшие перемены в поведении компьютерной модели болида и корректировать вектор исследований отдела по развитию шасси.
С помощью симулятора можно подбирать и настройки для каждого Гран-при — ведь подобная работа никак не ограничена регламентом. Развитие современных технологий позволяет передавать огромные объемы данных телеметрии после первых двух практик из боксов команды прямо на базу обратно, благодаря чему пилот развития вполне может заниматься поиском настроек почти целые сутки вплоть до квалификации. Так что таланты Квята способны помочь Себастьяну Феттелю в борьбе за титул чемпиона мира.
Казалось бы, для такой должности просто необходим быстрый и опытный гонщик, знакомый со всеми трассами календаря и предоставляющий отличную обратную связь, но практически ни у кого в паддоке такого нет. До недавнего времени команды часто назначали пилотами развития разных персонажей с очевидным коммерческим уклоном, а «Макларен» и вовсе в прошлом году разыграл должность на турнире гоночных геймеров.
Симулятор — не компьютерная игрушка
Виртуальные исследования на базе серьезно помогают в развитии реального болида. Современный симулятор «Формулы-1» – не руль с педалями, приделанный к компьютеру. Он полностью имитирует кокпит машины вместе с подвеской и всеми контролирующими кнопками и рычажками и даже производится из тех же самых элементов. Одни только комплектующие стоят более одного миллиона евро — а ведь проектирование командного мостика с огромным количеством экраном и компьютеров, задающих и обрабатывающих телеметрию, требует намного больших вложений. О колоссальных затратах на создание соответствующего программного обеспечения и упоминать не нужно.
В результате гонщик в симуляторе чувствует свою «машину» почти так же, как и боевой пилот на Гран-при (разница заключается в отсутствии нагрузок), и все данные, полученные в процессе компьютерных испытаний, вполне применимы к настоящей технике. Конечно, это не похоже на пилотирование болида по треку, но для поддержания формы даже такие синтетические состязания лучше, чем ничего.
У Квята есть шанс вернуться в гонки?
Точно не в комбинезоне «Феррари»: хоть контракт Райкконена и заканчивается в декабре 2018 года, у итальянцев есть Шарль Леклер, Антонио Джовинацци и целая орда юных талантов в молодежной Академии. Кроме того, Скудерия заглядывается на пилота «Ред Булл» Даниэля Риккардо.
Так что если команда и расстанется с Кими, то маловероятно, что место боевого гонщика получит именно Квят — такой трансфер полностью обесценит существование целой программы поддержки. Ребята из Маранелло рассчитывают на Леклера, так что русскому пилоту не стоит надеяться на красный кокпит.
Место в командах-сателлитах «Феррари» получить легче: именно таким путем и прошел Эстебан Гутьеррес, заключивший контракт с «Хаасом» в 2016 году после года работы на симуляторе в Маранелло. Но мексиканцу с возвращением помогли не результаты, а богатые спонсоры и желание боссов американской конюшни привлечь мексиканских болельщиков-иммигрантов, закрепившихся в США. Так что Квяту стоит поискать дополнительное финансирование — ведь другие тестеры «Феррари» (как Лука Бадоер) добирались до боевого болида лишь из-за форс-мажорных обстоятельств в виде травм основных гонщиков.
С другой стороны, если на работу Дани с симулятором действительно рассчитывают, то могут допустить его к тестам боевого болида исключительно из прагматичных побуждений: чтобы гонщик лучше понял различия между поведением реальной и виртуальной техники при выполнении одинаковых программ.
Почему «Феррари» выбрала Квята?
Помимо опыта и несомненного таланта, Даниил прожил полжизни в Италии, долго гонялся в местном картинге и местной команде (база «Торо Россо» расположена неподалеку от Болоньи), отлично владеет языком, и его любит апеннинская пресса. К тому же, недавно в Маранелло из младших «быков» перешел еще и Марко Матасса — бывший гоночный инженер Квята в первый сезон «Формулы-1» и на последнем Гран-при США. Итальянцу, скорее всего, предстоит работа с Кими Райкконеном и, соответственно, с данными, сформированными пилотом развития — так что Марко запросто мог порекомендовать боссам «Феррари» бывшего товарища. В конце концов, двум парням не придется притираться друг к другу — их старая связка сходу начнет давать результат.
Впрочем, для Скудерии важнее другое: в прошлом году у команды не раз возникали проблемы во время практик перед Гран-при, когда Феттель и Райкконен из-за поломок или непогоды не выполняли необходимые задачи на трассе, вместе с инженерами оказывались в критическом положении и не успевали подготовить болид к квалификации и гонке. На помощь им приходил молодой резервист Антонио Джовинацци, в срочном порядке вызывавшийся в Маранелло для обработки собранной основными пилотами информации и поиска настроек с помощью симулятора.
Работу итальянца не раз высоко ценил даже президент «Феррари» Серджио Маркионне, ведь некоторые из побед Феттеля стали возможными как раз благодаря кропотливой работе пилота по развитию.
Однако Джовинацци – каким бы он ни был отличным парнем – далеко не так опытен и талантлив как Квят. Российский гонщик считается в паддоке «Формулы-1» очень быстрым, умным и работоспособным парнем, которому помешали психологические проблемы и нестабильные выступления на трассах, однако для тихой (и даже монотонной) работы на симуляторе он подходит «Феррари» идеально.
Чем эта работа поможет Квяту
Любая занятость в индустрии однозначно лучше просиживания лучших лет жизни дома в Монако. Даниил останется на виду команд «Формулы-1», получит опыт работы с одной из лучших конюшен в истории серии и целый сезон сможет отдыхать от психологического давления.
Тем не менее, год простоя без активной практики вряд ли поможет сохранить гоночную форму, да и с должности пилота по развитию в «Ф-1» обычно не возвращаются.
Отличным примером является карьера Жана-Эрика Верня, бывшего напарника Квята по «Торо Россо»: тот после завершения сотрудничества с концерном «Ред Булл» тоже отправился на симулятор «Феррари» и провел за ним целых два года. Возвращение в «Ф-1» не состоялось — но ЖЭВ ушел в «Формулу-Э» и стал там одним из лучших гонщиков.
Скорее всего, похожей дорогой в конце концов проследует и Даниил: все-таки в ближайшее время в электросерию придет еще больше крупных автопроизводителей, и им потребуются опытные пилоты. Кто знает, может быть, Скудерия присоединится к «Электропризам», и тогда Квят в самом деле станет их пилотом — но уже не в «Формуле-1».
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox (1,4); facebook.com/ScuderiaFerrari; Gettyimages.ru/David Ramos
По математическим моделям - я думаю у феррари хватает средств на толковых программистов-математиков, способных создать достаточно сложную систему, учитывающую большинство основных факторов. Ведь основные зависимости между элементами-условиями известны, надо их связать. В общем, всё выполнимо) Естественно, у любой модели имеется предел её информативности и адекватности, всего не учесть, но для получения массива каких-то глобальных данных этого достаточно - мелочи отточат на реальных тестах.
Ему нужна была перезагрузка-он ее получил,
А воспользуется ли он шансом( который ещё в любом случае будет) или нет?это уже вопрос
Одним словом время покажет