Стартует сложнейшая гонка мира. Русские – фавориты
«КАМАЗ» и Карякин готовы к победе на «Дакаре».
Ралли «Дакар» – одна из главных новогодних спортивных традиций: в начале января самые смелые, подготовленные, быстрые и безбашенные люди отправляются на эпичный автомарафон. 2018 год не стал исключением — уже завтра лучшие раллисты мира отправятся в дикую природу Южной Америки за титулами, призовыми и величием.
За кем следить
На рейд в самом деле заявилось большинство ведущих в своих классах гонщиков — взять хотя бы пилотов внедорожников. Там представлены все легенды последних лет: Стефан Петерансель (13 побед на «Дакаре»), Нассер Аль-Аттия (две победы), Нани Рома (тоже две победы), Карлос Сайнс (одна победа и два титула чемпиона мира по ралли), Жинель де Виллерс (одна победа), Себастьян Леб (девятикратный чемпион мира по ралли и вице-чемпион 2017 года), Микко Хирвонен (четырехкратный вице-чемпион по ралли) и Сириль Депре (пятикратный победитель «Дакара»). В классе мотоциклов борьба в основном развернется между триумфаторами прошлых заездов Сэмом Сандерлендом и Тоби Прайсом.
Особое внимание стоит обратить на последний марш «Пежо», анонсировавшей уход из знаменитого рейда. Французы обладают одним из самых звездных составов в истории «Дакара» и собираются устроить фееричную «отвальную» – так что основная борьба за победу развернется между их пилотами: Сайнсом, Лебом, Петеранселем и Депре. Для Карлоса и Стефана марафон 2018 года тоже может стать последним (ведь им по 55 и 52 года), а Себастьян собирается выигрывать прямо сейчас, ведь он уверен: другого шанса уже не будет.
«Определенно — все или ничего! – заявил француз родному изданию L’Equipe. – Хоть нынешний маршрут мне и не подходит, победить все же по силам».
И Леб прав — прийти первым может кто угодно, «Дакар» как раз и обожают за подобную непредсказуемость. Однако наблюдать за битвой четырех главных легенд ралли под знаменами одной команды будет интереснее всего. В прошлом году Себастьяна и Стефана разделили на финише какие-то пять минут — и теперь девятикратный чемпион по ралли настроен на реванш.
Однако большинство зрителей впервые включат марафон ради другого участника заезда в классе внедорожников по имени Андре Виллаш-Боаш — того самого известного тренера, работавшего с «Порту», «Челси», «Тоттенхэмом» и «Зенитом». Португалец выйдет на старт в составе частной команды «Овердрайв» на «Тойоте Hilux» и вряд ли ввяжется в борьбу за места в топ-10 — честно говоря, даже финиш станет большой удачей для него.
«Это семейное. Мой дядя дважды принимал участие в «Дакаре», – объяснил тренер свое решение рискнуть жизнью на самой требовательной гонке мира. – Я еще вернусь в футбол, но сперва хочу немного попробовать себя в том, что нравится».
В этом году участникам будет еще труднее
Ралли «Дакар» переехал из Африки в Южную Америку в 2009 году, и с тех пор количество традиционных для марафона спецучастков со всевозможными дюнами, песками и барханами постепенно сокращалось — их заменили на широченные пыльные степи. Однако пилоты неоднократно требовали возвращения олдскульных спецучастков, тем более что в 2012-2013 годах маршрут уже открыл миру перуанские дюны.
«Лучшие ралли в Южной Америке проходили по территории Перу», – подтвердил Стефан Петерансель. – «Очень интересная пересеченная местность — почти как в Африке. Навигация становится настоящим вызовом».
Пожелания гонщиков учли и включили в календарь несколько дополнительных пустынных этапов.
После Перу участники попадут в высокогорную Боливию, где приезжие всегда испытывают огромные трудности с акклиматизацией (многие топовые футбольные сборные как раз поэтому нередко проигрывают в Ла-Пасе). Завершится рейд традиционной жарой североаргентинской Патагонии в городе Кордоба.
В целом нынешний маршрут в обратном порядке повторяет издание 2012 года (тогда ехали из Аргентины в Перу), которое собрало отличные отзывы участников и считалось одним из самых трудных за последний десяток лет.
Также дополнительные проблемы создали новые регламенты в каждом из классов, направленные на искоренение доминирования отдельных производителей. Изменение литража двигателя и ограничения мощности крепче всего ударили по внедорожникам («Пежо» объявил о закрытии программы именно из-за них) и грузовикам — пока неясно, как новые правила скажутся на конкурентоспособности парка техники участников.
Русские снова победят?
«Дакар» 2017 года отметился триумфом Сергея Карякина в классе квадроциклов и уже традиционным успехом «КАМАЗ» под управлением Эдуарда Николаева. Оба чемпиона приехали и на новое издание марафона для защиты своих титулов, но по ходу подготовки им пришлось нелегко.
Карякин не мог найти спонсоров для участия в марафоне почти до середины декабря. Ему даже пришлось самостоятельно оплачивать заявку на участие стоимостью 1,5 млн рублей, но потянуть все 10 млн рублей за участие в марафоне он бы не смог. Казахстан предлагал профинансировать выступления гонщика под своим флагом, но Сергей отказался и до последнего продолжал поиски денег среди русских компаний, объявив о партнерстве с УГМК лишь 18 декабря. Несмотря на счастливое завершение истории, неизвестен объем энергии и нервов, спаленных гонщиком за прошедший год. Хватит ли остатка сил на сам «Дакар» – вот главный вопрос, ведь в способностях пилота никто не сомневается. Противостоять ему будут те же соперники (чемпионы предыдущих марафонов Игнасио Касале и Рафал Соник вместе с чередой опасных аргентинцев во главе с Пабло Копетти), которых Сергей уже победил год назад в доминирующем стиле.
Ситуация «КАМАЗа» даже сложнее. Организаторам «Дакара», понятное дело, не нравится доминирование русских грузовиков, выигравших семь из последних девяти заездов, потому они пытаются прервать доминирование с помощью смены регламента.
Перед прошлогодним рейдом заводу пришлось тратиться на новый двигатель с объемом в 16 литров, но затем очередная редакция правил установила ограничение в 13 литров, вступившие в силу с 1 января 2018 года. Многие соперники «КАМАЗ-мастер» (например, белорусский «МАЗ»), предвидя такой поворот, изначально приобретали силовую установку с объемом в 12,5 литров еще к «Дакару»-2017, а потому очередная перестройка обошла их стороной.
Татарский же завод занялся переработкой техники и столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Весь год официальные лица из Набережных Челнов заявляли о возможном отказе от участия в новом издании марафона, однако «КАМАЗы» в итоге все-таки прибыли в Южную Америку в составе экипажей Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова, Айрата Мардеева и Антона Шибалова. Пока неизвестно, смогут ли русские грузовики сохранить доминирующее положение, но на ралли «Шелковый путь» – «генеральной репетицией» перед «Дакаром» – они опередили всех-всех будущих соперников.
Еще Россию на дорогах Аргентины, Боливии и Перу в классе внедорожников представит Сергей Шихотаров (36-я позиция на прошлогоднем марафоне). Вряд ли он сразится за победу, но все равно стоит пожелать удачи 61-летнему гонщику.
Когда и где смотреть
«Матч-ТВ» начнет трансляции «Дакара» с некоторым опозданием — первый эфир запланирован 8 января в 16:20. В остальном канал планирует по две передачи о марафоне в день — днем в районе 15:30-16:00 и вечером около 20:45-21:15. Закончится рейд 20 января.
«Евроспорт» запустит получасовые включения с «Дакара» уже ночью с 6 на 7 января в час и 3 часа ночи вместе с утренними передачами в 10:30 с нарезкой свежих новостей и моментов. Программы покроют всю гонку с первого до последнего этапа.
В интернете обзоры заездов и околорейдовой кухни будет стримить «Ред Булл ТВ». Трансляции будут выходить ежедневно ровно в 3 утра вплоть до самого финиша.
Все время — московское.
Кроме того, команда «КАМАЗ-мастер» по традиции будет выкладывать собственные обзоры каждый день, а необычности их роликам добавит появление телеведущей Марии Командной, которая вместе с остальными гонщиками попробует преодолеть все тяготы ралли за рулем «Мерседеса» (но вне зачета).
Фото: REUTERS/Andres Stapff, Jaanus Ree/Red Bull Content Pool; facebook.com/Overdrive.Racing; vk.com/russiansnag; facebook.com/KamazMasterTeam/Anton Elikov/Silk Way Rally
Само собой, он отличается от стандартной модификации, так и MAN, и ТATRA, и все остальные тоже отличаются. Ибо обычный грузовик на Дакаре помножится на ноль уже на третьем этапе, не для этого он создан.
– Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! – заорал Остап. – Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?