5 мин.

Прощай, Тонио!

 Место в Force India получил Пол Ди Реста, а Льюцци остался у разбитого формульного корыта. Давайте же посмотрим на то, как он провел этот сезон, да и вообще, на всю формульную карьеру итальянца.

Почему уже можно рассматривать всю карьеру в Формуле-1? Да потому что ей настал конец. Судите сами: Тонио уже 29 лет. Куда ему идти, учитывая его не особо выразительные результаты? Устроить через несколько лет "камбэк" - вряд ли. Он не Шумахер, не вызовет его возвращение ажиотаж на трансферном рынке пилотов. Так что, остается либо идти в младшие серии, либо перебираться за океан, где таких "беглецов" предостаточно. Второй вариант предпочтительнее, учитывая количество мини-Сато (да и самого Такумо) в IndyCar, есть шанс чего-нибудь добиться.

Давайте уже приступим, что ли.

Начало пути вверх

С детства маленький Тонио любил скорость и в 9-летнем возрасте ему разрешили сесть за руль карта. Скорости его росли и росли, и доросли до чемпионата Италии, где он в 12 лет стал чемпионом страны, что есть хорошее начало карьеры пилота. А в 2001 году сделал себе отличный подарок на двадцатый день рождения, выиграв чемпионат мира по картингу. После этого он был приглашен в Формулу-Рено, оттуда переместился в Формулу-3000 транзитом через Формулу-3. В 2004 году Витантонио выиграл последний чемпионат - как для Формулы-3000 (она была на следующий год преобразована в GP2), так и для своей карьеры.

Формула-1, эпизод 1

Петер Заубер зорко следил за младшими сериями в поисках талантов, чтобы потом повыгодее сплавить их в другие команды (Кими Райкконен - якрий тому пример). Поэтому и неудивительно, что после своего чемпионства он получил приглашение посидеть за рулем болида Sauber. Он поездил на тестах за швейцарскую команду, но выбрал вариант с Red Bull, где его особо не ждали - за место в кокпите следовало посражаться с Кристианом Клином - еще одним детищем программы Гельмута Марко. И эту битву итальянец проиграл более опытному австрийцу.

Впрочем, младшая команда Torro Rosso подхватила Льюцци в 2006 году. Партнером по команде был Скотт Спид, который вошел в историю во многом благодаря ссоре с руководством команды. В любом случае, Витантонио уже вписал свое имя в историю команды, завоевав первое очко в ее истории. Повыступав два сезона за "телят" он лишился контракта.

SpeedCar и A1

Честно говоря, если бы не итальянец, я бы и не узнал про существование этого замечательного, просто великолепного чемпионата. Почему я так разбрасываюсь хвалебными эпитетами? Да потому что этой гоночной серии уже не существует. А о покойниках говорят либо хорошо, либо ничего. Что касается собственно результатов Витантонио, то он занял третье место в сезоне 2008/2009 (это не два чемпионата, просто гонки проходили в зимний период). И кстати - тенденция, однако. Чемпионат, в котором Льюцци добивался чего-нибудь стоящего, ликвидировался или реорганизовывался. Примерно тоже самое приозошло и с мировой серией A1. Как он там выступал, для меня остается загадкой.

Формула-1, эпизод 2

Так и бродил бы итальянец по мелким гоночным сериям, приближая их к ликвидации, но тут свершился счастливый форс-мажор. Физикелла после гонки в Спа исполнил-таки мечту всей жизни и отправился в Ferrari в качестве боевого пилота, где в отсутствие Фелипе Массы Лука Бадоер устроил комедию, в которой не смешно было только боссам команды.

А так как Льюцци являлся тест-пилотом Force India, именно ему доверили место пилота. В том сезоне, правда, очков он не набрал (в Италии, где у него были отличные шансы на высокое место подвела техника, а другие трассы банально не подходили под болид команды Виджея Мальи).

Сезон 2010 итальянец начал весьма бодро (если сравнивать с результатами сезона прошлого),первые две гонки он закончил в очках, причем в тот момент он выглядел солиднее своего партнера Адриана Сутиля. Но вот дальше начался страшный сон, прерванный два раза - в Канаде, где Льюцци выглядел очень сильно, и если бы не контакт с Массой, то финишировал он бы в первой шестерке, и в Корее, когда он тихой сапой прокрался на шестое место. Но другие выступления были ужасны.

В некоторые моменты ему не везло. Очень сильно не везло. В Китае он стал жертвой неуправляемого столкнулся с Кобаяси, который потом влетел в Буэми, на первом круге. В Сингапуре он явно не по своей вине был вынужден припарковать свой болид прямо на трассе. В Японии произошло вообще невообразимое - может, Фелипе Масса засмотрелся на то, как Петров врезался в стену, может, он вспомнил о Венгрии, может, ему послышалось "All pilots are faster, than you" и он решил доказать, что это неправда, но так или иначе, он решительно заехал сначала на траву, а потом он также решительно вынес с трассы непутевого итальянца.

Авария в Бразилии была нелепой и обидной. Ведь оказаться единственным, не приехавшим на финиш, пропустив вперед себя корытоподобные HRT и Virgin - это обидно, не так ли? Квинтэссенцией же "везения" Льюцци стало столкновение с Шумахеров в Абу-Даби. Увернуться успели все - но только не итальянец. Можете еще раз, кстати, посмотреть видео аварии - ему даже некуда было повернуть - получился бы завал из пяти-шести машин.

Эпилог

Я давно уже пришел к выводу, что высокие места в младших сериях - не гарантия результата. Например, ни один из чемпионов Формулы-3000, а затем и gp2 (кроме Хэмилтона, разумеется), не стал чемпионом в Формуле-1.

Кроме того, важным качеством является умение собраться в нужный момент. Например, на Петрова перед Абу-Даби начали давить - если не покажешь результат, контракта тебе не видать - вот он собрался и так "надавил" в ответ, что теперь появление русского на испанском гоночном форуме сразу же вызывает бурю эмоций у болельщиков Алонсо.

Ну и удача, куда же без нее. Взять хотя бы хрестоматийный пример с Райкконеном в 2007 году.

У Льюцци этих качеств не было. Да и его скорость не впечатляла. Льюцци вряд ли надолго останется в памяти людей как гонщик Формулы-1. Останется статья в Википедии, останутся фотографии аварии с Шумахером. Без явных недостатков, но и без жирных плюсов. А еще в памяти большинства болельщиков, читающих сайт lurkmore.ru, останется обидная ссылка, идущая от фамилии Льюцци на статью под коротким названием "лох".