Двое русских претендуют на место в «Формуле-1». Но фаворит – поляк
Кубица близок к возвращению в гонки.
Всю осень «Уильямс» разгонял паровозик хайпа в шоу «аукцион за последний свободный кокпит в «Формуле-1»: пытался совместить свой шорт-лист кандидатов с требованиями генерального спонсора «Мартини», выставлял желающим неподъемные финансовые запросы, обещал рассмотреть кандидатуру Даниила Квята.
За всеми интервью, планами, переговорами и слухами почти незаметно завершился гоночный сезон. По сравнению с началом осени ситуация с кандидатами немного упростилась, явив миру претендента №1, но определенность так и не наступила – последнее место в «Формуле-1» по-прежнему свободно.
Главный фаворит — Роберт Кубица
Польский пилот не выступал в «Формуле-1» уже почти семь лет после крупной аварии на Ралли ди Андора, чуть не лишившей его жизни и серьезно травмировавшей правую руку. Двух сезонов реабилитации не хватило, чтобы справиться со всеми повреждениями: локтевой нерв пострадал слишком сильно и подвижность кисти необратимо снизилась. Кубица адаптировался к переменам в своем теле, научился активнее работать плечом и вернулся к пилотажу раллийных машин и прочей техники с достаточным простором в кокпите. Болиды «Ф-1» в список не вошли: в них не хватало пространства для нужных движений.
Однако уроженец Кракова не сдался и продолжил тренировки и оптимизацию пилотажа. В начале 2017 года он расторг контракт на выступления в гонках на выносливость и приступил к работе на симуляторе «Рено», моментально возродив слухи о возвращении во французскую команду. В паддоке заговорили об успехах: мол, он все-таки научился вращать руль в тесном кокпите и даже переключать все нужные режимы на руле — причем в технику не вносили никаких конструктивных изменений, ограничившись доработкой программного обеспечения. Тесты в Венгрии все подтвердили.
Теперь же британская пресса почти не сомневается в подписании Кубицы на 2018 год, а журналист Motorsport Magazine Марк Хьюз даже оценил вероятность возвращения Роберта в 98%. Коллеги и функционеры команд один за другим положительно оценили работу поляка, чемпион «Формулы-1» 2016 года Нико Росберг стал его менеджером — и возвращение Кубицы приобрело оттенки неизбежности.
Но контракт с «Уильямсом» пока не подписан: вместо этого Роберт отправился на шинные тесты в Абу-Даби, запланированные на 28-29 ноября. Тут же напомнили о себе и невероятные польские фанаты, составившие к тестам баннер в поддержку Кубицы из 6 тысяч фотографий самых активных болельщиков. Такой дружной и громкой поддержке позавидовали бы многие пилоты «Формулы-1».
Бравурные заявления «Уильямса» и «Рено» не побороли слухи о проблемах краковчанина: якобы на частных заездах он все же испытывал проблемы с оперативным переключением сложных режимов двигателя и уступил резервному пилоту французов Сергею Сироткину. Потому ребята из Гроува решили все прояснить и предоставили Кубице болид в лучшее для быстрых кругов время. Возможно, еще они хотят выяснить его квалификационный темп относительно своего гонщика Ланса Стролла или продемонстрировать истинные способности поляка, дабы привлечь дополнительных спонсоров под голливудскую историю о душещипательном камбэке.
Есть и другие предположительные причины задержки с подписанием контракта. Каждый гонщик оформляет медицинскую страховку, позволяющую оплатить лечение в случае любых травм — и Кубица не исключение. Он получил большую выплату от страховых компаний в 2012 году после завершения карьеры в «Ф-1» и будет обязан вернуть чуть больше миллиона евро в случае возобновления выступлений в Гран-при. Пока непонятно, за чей счет закроется долг: формально спонсоров Роберт пока не привлек (польский производитель нефтепродуктов «Лотос» готов поддержать возвращение, но только с гарантированным контрактом), а «Уильямс» вряд ли раскошелится или сходу положит Кубице многомиллионную зарплату. Потому в Гроуве на самом деле могут просто ждать более конкретных и крупных предложений, продолжая пиарить поляка всеми возможными способами.
Наконец, Роберт еще не получил суперлицензию, которая дает право на выступления в «Ф-1» – сперва нужно пройти все тесты перед комиссией ФИА в «боевых» условиях, и испытания в Абу-Даби идеально для этого подходят.
Остальные действующие лица
Несколько месяцев подряд конкурентами Кубицы считались Фелипе Масса, Паскаль Верляйн и Пол ди Реста, однако все они, похоже, покинули шорт-лист.
Бразильский пилот не нашел поддержки среди кризисных национальных компаний и трогательно попрощался с «Формулой-1» второй раз. Его можно больше не учитывать: Фелипе отметил, что уже точно знает имя второго пилота команды.
Переговоры с «Мерседесом» по Верляйну зашли в тупик еще месяц назад, и с тех пор ничего не изменилось. Компания из Штутгарта не хочет вкладывать деньги в Паскаля или поставлять двигатели «Уильямсу» бесплатно, а на аренду пилота не согласны англичане. Руководитель «серебряных стрел» Тото Вольфф не скрывает – шансов у Верляйна почти нет:
«В Гроуве дали четко понять, что Роберт – это их приоритет. На мой взгляд, Кубица заслужил шанс выступать за «Уильямс», и Паскаль никак не может повлиять на ситуацию».
О ди Ресте просто давно ничего не слышно. У него нет денег, менеджера-чемпиона, крупного автопроизводителя за спиной и возможности победить в битве хайпа — и потому нет шансов на возвращение в «Формулу-1».
Новый русский фактор
В то же время среди претендентов на белый кокпит неожиданно появился Сергей Сироткин. Несмотря на оставшийся месяц по контракту «Рено» позволила 22-летнему москвичу поучаствовать в шинных тестах с «Уильямсом»: в ближайшую среду гонщик получит первые три четверти трекового дня и проедет полноценную программу на разных составах резины.
«Но прямого сравнения с Кубицей не будет, – заявил глава технического штаба «Уильямса» Падди Лоу. – Это часть развития наших отношений с Сергеем. Мы рассматриваем его в качестве потенциального кандидата на место в коллективе».
Сироткин, впрочем, ситуацию понимает иначе:
«Вечером температура трассы падает, и она становится быстрее. Я знаю, что не буду выезжать в этих условиях, так что не стоит обращать особое внимание на конечные цифры. Но, мне кажется, сравнения есть всегда, везде и во всем, так что я все равно должен выложиться по полной».
Шансы Сергея нельзя назвать большими: он слишком поздно включился в работу над попаданием в «Уильямс», и у него, в отличии от Кубицы, нет опыта выступлений в гонках «Формулы-1». Лишь абсолютно потрясающие результаты тестов могут изменит расклады, но даже при таком исходе русский вряд ли получит место основного гонщика.
Впрочем, можно рассчитывать на контракт резервного пилота с надеждой на повышение в будущем – ведь неизвестно, как сложится сотрудничество Кубицы с «Уильямсом». Сироткин это понимает:
«В этом есть смысл, если у меня будет контракт боевого гонщика на 2019 год».
А что же Квят?
Появление в пуле претендентов Сироткина значительно снизило шансы Даниила на место в «Уильямсе». Дело в деньгах: команда из Гроува при прочих равных всегда выберет более финансово привлекательный вариант – Сергея поддерживает программа «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга, а у бывшего пилота «Ред Булл» никаких спонсоров так и не появилось.
Найти партнеров в сжатые сроки Квяту будет трудно, ведь он полностью отсутствует в медиапространстве. Он не любит интервью, активности, камеры и неудобные вопросы, не желает лишний раз сталкиваться с ментальным прессингом — и потенциальным спонсорам такой пилот не очень интересен. «Уильямсу» тоже нужна максимальная вовлеченность в медийную жизнь: они хотят хайпа, ищут и создают его, привлекая фанатов и спонсоров — потому крепко ухватились за Кубицу. История возвращения сломленного андердога в лице Квята тоже подошла бы под голливудские каноны, но Даниил не стремится ее раскручивать и потому не выдерживает конкуренции. Из-за этого команда и не поднимает его в своем шорт-листе, оставляя роль последнего варианта. Тем временем шансы на возобновление карьеры именно в «Формуле-1» стремительно уменьшаются с каждым «молчаливым» днем.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coate; instagram.com/kubicaofficial; instagram.com/sergeysirotkin_official; РИА Новости/Владимир Астапкович
Что касается поддержки фанатов - зайдите опять же в инстаграм к Уильямсам, найдите посты с самым большим количеством комментариев, и почитайте их. 80% из них: #Kvyat2018, поляки есть, но их мало.
Далее.
Квят пропал? Да. Но почему решили, что он прячется? Не приходила мысль, что он ищет спонсоров? Его же девушка, Келли Пике, у себя в инстаграме недавно публиковала фотку с ним и подписью: "Спасла сегодня продячую собаку". Очевидно, это значит, что Квят, как минимум, дома не сидит, на диване не прячется. К тому же, по моему, вполне очевидно, что в Ф1 не любят громко и прилюдно обсуждать грядущие перемены. По мне так наоборот, шумиха вокруг Кубицы говорит о небольших шансах на его подписание.
В общем:
Мне все равно, кто из наших будет в 2018 году, что Квят, что Сергей. Мне просто хочется болеть за пилота под моим родным флагом. Но автору минус, за полное отсутствие работы с фактами перед постом. Просто собраны мысли авторов с других ресурсов в кучу. Никакой своей работы не видно. Ну и нелюбовь к Квяту как всегда на первом месте.
Квята жаль, но имхо, он молодец, что хранит молчание, ни с кем не ругается через прессу и тд.
обкурился чтоле?