Важнейшая гонка мира. Для молодежи
Здесь побеждали Шумахеры, Сенна и Култхард.
Пока «Формула-1» перевозит оборудование и персонал из Бразилии в Абу-Даби, взгляд самых продвинутых болельщиков прикован к маленькому административному району Китая под названием Макао. В эти выходные бывшая португальская колония организует невероятно насыщенную и многогранную гоночную программу, объединяющую топовые мотоциклетные и кузовные соревнования «Супербайк» и ФИА ГТ, а также проводит главное молодежное событие мира – кубковую гонку «Формулы-3».
Может, «формулы» представлены и не самыми мощными и продвинутыми болидами, но зато в них принимают участие лучшие молодые пилоты региональных чемпионатов «Ф-3» и блестящие гонщики из других серий. Их отбирают и приглашают организаторы для того, чтобы достичь того самого статуса важнейшего события года и соответствующего накала на трассе.
Уникальный формат соревнований
Он сложился исторически. В 1954 году событие стартовало как охота за сокровищами по улицам города, но быстро эволюционировало в любительские гонки. В 1966 году заезд получил профессиональный статус «Гран-Туризмо», а еще сезон спустя промоутеры добавили к уик-энду мотогонку.
После значительного роста популярности «Формулы-1» гонки на открытых колесах стали следующей целью организаторов Гран-при Макао, но, как оказалось, инфраструктура и ландшафт трассы требовали слишком больших изменений для болидов старших серий. В итоге в 1977 году расписание уик-энда пополнила местная «Тихоокеанская Формула», а с 1983 года ее сменила «Ф-3» – только маленькие и юркие автомобили подошли местному ухабистому и очень узкому треку, слишком опасному для мощной и крупной техники – продвинутые болиды просто не вписывались бы в повороты, так что настаивать на их появлении не было никакого смысла.
Болид «Формулы-3» же и поныне обладает достаточной мощностью, чтобы по полной протестировать способности пилота на извилистом и техничном городском треке: гонщику нужно одинаково хорошо настраивать автомобиль и для скоростных прямых, и для сложного подъема на холм с быстрыми виражами, и для последнего техничного сектора с медленными слепыми поворотами. Чтобы совладать с машиной и подогнать ее под трассу, парни наизнанку выворачиваются в практиках, проявляя всесторонние способности и умение работать в команде.
Еще важным аспектом для Макао является контроль износа шин. Из-за климата и характера трека условия похожи на Гран-при Сингапура или Малайзии (одни из самых сложных по части работы с резиной), да еще и длительность воскресного заезда длится дольше, чем в остальных гонках «Формулы-3». Потому пилоту важно помнить об этом и не уничтожить свои покрышки на первых же кругах, оставаться спокойным, сосредоточенным и терпеливым. Так и выявляются главные таланты поколений: самые стабильные во всех сессиях Макао ребята готовы к переходу в топовые серии.
Совокупность всех факторов делает местный автодром одним из самых сложных городских треков в мире — даже Монако близко не стоит. Благодаря этому Гран-при быстро завоевал славу садистски трудного, но культового заезда.
Кто здесь раньше побеждал
Многие будущие звезды «Формулы-1» выигрывали в Макао, приезжали на подиумы или просто впечатляли невероятным пилотажем: Рикардо Патрезе, Роберто Морено, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Дэвид Култхард, Ральф Шумахер, Такума Сато и Лукас ди Грасси, Герхард Бергер, Эдди Ирвайн, Дэймон Хилл, Жан Алези, Мика Хаккинен и еще несколько десятков других легендарных имен. Многие почти сразу после успеха в азиатской гонке переходили в топовые чемпионаты и доказывали свою скорость. Именно благодаря стремительному развитию их карьер азиатский Гран-при начали воспринимать как экзамен для молодежи — и с тех пор в Макао хоть раз приезжали практически все пилоты, впоследствии участвовавшие в заездах «Формулы-1».
За кем следить сейчас
В Китай прибыло немало интересных парней: начиная от неизвестных широкому зрителю японцев из местной «Ф-3» и «Супер-Формулы» (включая, например, персонажа под таинственной кличкой «Дракон») до наследника Австрийской империи Фердинанда Габсбурга или Мика Шумахера, сына самого известного автогонщика мира. Приехала и череда просто талантливых пилотов: лидеры европейской «Ф-3» Максимилиан Гюнтер и Йоэль Эрикссон, победитель «Формулы-Рено» Саша Фенестраз, сын Нельсона Пике по имени Педро, проспект «Форс-Индии» Джехан Дарувала, бывший участник молодежной программы «Ред Булл» Сержиу Сетте Камара и нынешние слушатели Академии «Феррари» Чжоу Гуаньюй и Каллум Айлотт.
Но интереснее всех в этом году выглядит один из главных талантов поколения Ландо Норрис, за последние три года выигравший родную «Ф-4», европейскую и северную «Формулу-Рено», новозеландскую серию «Тойоты» и европейский чемпионат «Ф-3». Парню из системы «Макларена» всего 18 лет, а он уже производит впечатление будущего пилота «Формулы-1» и приковывает взгляды болельщиков и экспертов, вызывая восхищение зрелым и уверенным пилотажем.
В прошлом сезоне многие ребята из нынешнего «призыва» уже участвовали в Гран-при Макао — и больше всех удивил Камара, который квалифицировался третьим и смог сохранить свою позицию. Неплохо проявил себя и Айлотт, завоевавший второе место после субботней гонки и закончивший главный заезд пятым. Кстати, Норрис заставил говорить о себе уже тогда, после прорыва с 27-й стартовой позиции на одиннадцатую. Причем год назад Ландо был чуть ли не самым молодым участником, а сейчас прибавил по части физической подготовки, набрался опыта и отлично начал уик-энд. Он привез противникам целую секунду в первой отчетной сессии, но во второй из-за частых красных флагов толком не поборолся за поул и в итоге поиграл Йоэлю Эрикссону 0,024 секунды.
Главные события – в воскресенье
Квалификационная гонка прошла в субботу утром и сложилась драматично: неудачно стартовавшего Норриса соперники выдавили на свободную «грязную» сторону трека, из-за чего англичанин провалился на девятое место. Шумахер, пытавшийся обойти Габсбурга, заблокировал шины, промахнулся мимо поворота, отъехал в зону безопасности и откатился в самый конец пелотона.
Еще больше удивила схватка за лидерство: прекрасно стартовавший Эрикссон удерживал первое место ровно до седьмого круга, но затем, вероятно, не справился с износом шин и уступил блестяще пилотировавшему Айлотту, который сразу же оторвался от пелотона и на финише опередил ближайшего соперника на восемь секунд. Третьим стал Камара, четвертым — Гюнтер.
Однако главные события ожидаются в воскресенье: Эрикссон и Айлотт, бившиеся за победу в квалификационной гонке, добавят страсти в свою дуэль, Пике, пробравшийся из второй десятки в первую, продолжит погоню за лидерами, а Шумахер и Норрис постараются исправиться после провалов и наверняка устроят шоу с обгонами.
Где смотреть?
Развязка противостояния молодых звезд состоится в 10:30 по московскому времени. Главный заезд длится всего 15 кругов и не займет больше часа — здесь вам не «Формула-1» с долгими сражениями. К тому же промоутеры Гран-при Макао транслируют весь гоночный уик-энд в интернете абсолютно бесплатно, так что вам не придется тратить деньги или пиратствовать. Звучит слишком хорошо, чтобы отказаться.
Фото: globallookpress.com/Cheong Kam Ka/ZUMA Press; facebook.com/pg/MacauGrandPrix (2,3); globallookpress.com/Hoch Zwei/Thomas Suer, imago/Xinhua
хорошо ты максега приложил, респект
Пилот Topgun Racing Honda попал в фатальную аварию на шестом круге мотоциклетного Гран При Макао: в результата удара о барьер в повороте Fisherman с него слетел шлем. Сразу после аварии гонка была остановлена, после чего организаторы приняли решение не возобновлять ее. Медики немедленно транспортировали гонщика в больницу, но вскоре стало известно, что Даниэль скончался по пути в госпиталь.
31-летний Хегарти во второй раз в карьере принимал участие в соревнованиях в Макао.
https://www.youtube.com/watch?v=DY7vA_OuF2o
Квалификационная гонка Кубка мира FIA GT в Макао была остановлена из-за завала на первом круге. Столкновение произошло в повороте Police, одном из самых узких мест на трассе протяженностью 6,2 км, после того, как занимавший четвертое место Даниэль Хункаделья врезался в стену на выходе из поворота.
Преследовавший его Рафаэле Марчелло сумел протиснуться мимо попавшего в аварию Mercedes, но защищающий титул обладателя Кубка мира в GT Лоренс Вантхор, не видевший происшествия, не смог избежать удара о машину Хункадельи.
Вантхор врезался в правую заднюю часть Mercedes, после чего по цепочке в них влетели практически все остальные пилоты. При этом заднюю часть Audi R8 LMS Лукаса ди Грасси после удара сзади подняло в воздух, и она оказалась на следовавшем позади BMW.
жалко... все таки такие трассы надо обходить стороной ребятам на двух колесах. можно было предвидеть трагедию на этих улочках.