Вооруженные грабители атакуют «Формулу-1»
Ежегодный ужас в Бразилии.
Когда у вице-чемпиона «Формулы-1» Фелипе Массы, проживающего в Монако, спрашивают о родине, он всегда грустит: «Я люблю Бразилию, но сейчас туда не вернусь. Преступность — серьезная проблема для всей нации».
Ежегодно в дни проведения гонки на «Интерлагосе» соотечественники Массы непременно грабят приезжих болельщиков, участников чемпионата мира, шинников и даже представителей Международной автомобильной федерации.
Вот и в прошедшие выходные бандиты напали на персонал «Мерседеса», «Заубера», производителя покрышек и даже стюардов трассы, а напуганные сотрудники «Макларена» и «Пирелли» вовсе отменили запланированные на понедельник тесты. Ходят слухи о яром нежелании всех команд возвращаться в Бразилию в следующем году и даже о разработке коллективной ноты протеста: если ситуация не изменится, в 2018 году «Формула-1» бойкотирует проблемный этап.
Как грабят
Схема как в «Безумном Максе»: преступники подстерегают микроавтобусы команд с персоналом и оборудованием, догоняют их и таранят или блокируют дорогу со всех сторон, после чего наставляют на инженеров и механиков оружие. В случае малейшего сопротивления бойцы из фавел даже стреляют в воздух или по колесам, после чего отнимают все ценности – от наличности и часов до паспортов.
Заметно чаще грабят людей, которые в одиночку добираются из аэропорта или отеля на трассу, поэтому о туристических прогулках по городу персонал команд давно забыл. При этом в пределах «Интерлагоса» все спокойно — разгул криминалитета начинается сразу за воротами автодрома, после пересечения линии полицейской безопасности в виде местных КПП.
В 2017 году одним из первых пострадавших стала бригада механиков Льюиса Хэмилтона. «Звучали выстрелы, оружие приставляли к голове, – рассказал четырехкратный чемпион мира. – Это происходит каждый год без исключений. Нужно что-то сделать».
Персонал «Мерседеса» попал под удар в пятницу, и за следующие два дня произошли еще четыре попытки ограбления: работникам «Уильямса» и «Заубера» удалось уйти от преследователей, а служба безопасности «Пирелли» чуть ли не с боем вытащила своих парней из опасных условий.
Старший стратег «Заубера» Руфь Баском написала в социальных сетях о подозрительном стиле нападений: «Мы даже специально задержались на треке допоздна и уезжали в необычное для команды время. Но либо за нами следили, либо кто-то их предупредил о том, что мы покинули безопасную зону». То же происходило и с остальными: несмотря на попытки запутать грабителей, разбой все равно продолжался — словно гангстеры целенаправленно охотились на персонал, связанный с «Формулой-1». И хорошо, что никто не пострадал.
Чтобы решить проблему, у промоутеров и местных властей было как минимум семь лет, ведь о похожей схеме нападений стало известно еще в 2010 году – после того, как преступники покусились на действующего чемпиона мира Дженсона Баттона.
«Мы остановились на светофоре и увидели, как к нам бегут трое с оружием, – вспоминал после англичанин. – Дорогу впереди кто-то заблокировал, но мы (отец пилота Джон, его менеджер Ричард Годдард и персональный тренер Майкл Колье) ехали в бронированном «Мерседесе» Б-класса. Наш водитель протаранил шесть неподвижных машин впереди и доехал до отеля. И нам еще очень повезло, что не нужно было долго пробиваться. Как я слышал, механиков «Заубера» все-таки задержали и обобрали до нитки».
Почему это происходит
Есть несколько причин. Сан-Паулу — самый густонаселенный город Бразилии, вместе с пригородами насчитывающий 20 миллионов жителей – большинство проживает в неблагополучных районах на окраинах. Вспомните третью часть игры «Макс Пэйн» – все пейзажи фавел оттуда соответствуют истине. Большинство деревянных домов-шанхаев построили еще во времена промышленного бума в 70-е, когда Сан-Паулу захлестнули волны мигрантов со всей страны. Город не был готов к такому развитию событий и не смог удовлетворить все запросы приезжих, отчего в трущобах начался социальный хаос, не прекращающийся до сих пор.
Жители так называемого района «Нарколяндия» во время полицейской операции по зачистке улиц от наркоманов в феврале 2017 года
Автодром же расположен неподалеку от легендарных трущоб, в которых десятилетиями процветают криминальные банды. Раньше гангстеры практически не трогали спортсменов, предпочитая грабить лишь приезжих болельщиков, но недавний кризис в стране все изменил. Уровень жизни упал, преступность выросла в несколько раз и теперь бандиты осмелели настолько, что обдирают всех подряд прямо на выезде с автодрома. Настолько опасно здесь еще никогда не было.
Что предпринимают команды и ФИА
Самыми действенными методами решения проблем уже десятилетиями считаются бронированные грузовики, автомобили и микроавтобусы, помогающие пробиться через бандитов и сминать установленные ими барьеры. Это основной транспорт команд в Бразилии, который спас множество жизней.
А вот предложения ФИА выглядит практически издевательскими: федерация разослала всем посетителям и работникам Гран-при директиву с советами снимать с машин официальные пропуска за пределами трека и переодеваться в обычную одежду без брендов команд или телекомпаний. И все.
Куда смотрят власти Сан-Паулу?
Несколько лет назад в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу и Олимпийским Играм правительство Бразилии пыталось организовать масштабную перестройку проблемных районов, используя несколько важнейших инфраструктурных проектов. Но в попытке реконструировать несколько округов Сан-Паулу и других криминальных городов, власти недооценили масштабы затрат грандиозного мероприятия. А еще очень не вовремя обвалились цены на нефть и другое сырье, из-за чего бюджет страны получил ужасающие пробоины.
В итоге вместо реновации городов бразильцам для выполнения взятых на себя спортивные обязательств пришлось грузить себя кредитами и раскручивать инфляцию, что вылилось в катастрофическое сокращение зарплат. Bloomberg оценил нынешний кризис как худший в истории страны и один из самых жутких в новейшей мировой истории.
Понятно, что в таких условиях денег на значительное повышение безопасности на «Интерлагосе» у властей города, владеющего треком, просто нет. Мэр Сан-Паулу открыто говорит, что изменения произойдут только после приватизации автодрома — и она гарантированно произойдет уже в первой половине следующего года.
«У нас уже есть несколько покупателей среди национальных и международных групп, – обрадовал общественность глава муниципалитета Жуан Дориа, – Они будут инвестировать в трассу, конечно же. И тогда мы сможем усилить безопасности за пределами автодрома».
В целом, бразильцы способны улучшить «Интерглагос» до следующего Гран-при, чего как раз и добиваются команды. Но если ситуация не изменится, то гонку, скорее всего, просто бойкотируют – просто потому, что нынешних мер по защите участников «Формулы-1» недостаточно. Ведь после ограбления механиков «Мерседеса» власти увеличили полицейский контингент вокруг трека и даже усилили его агентами Национальной гвардии, однако это ничего не дало: по словам нескольких авторитетных журналистов, практически сразу после завершения гонки, в 17:00 по местному времени в воскресенье, полиции вокруг автодрома уже не было.
Правительство не может изменить ситуацию уже много лет, и вряд ли угроза потери Гран-при «Формулы-1» сможет подтолкнуть чиновников к правильным решениям – но будет очень обидно, если календарь лишится одной из самых зрелищных и культовых гонок из-за странных действий властей. «Интерлагос» и Бразилия много значат для истории «Ф-1», и не хотелось бы их потерять.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Victor Moriyama; globallookpress.com/Fotoarena/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Clive Mason (3,6), Victor Moriyama, Friedemann Vogel
Пир во время чумы!
Если и это не получается то делать как Китай ..каждый четвертый приговор Смертная казнь, рецидив, смертная казнь, длительность судебного заседания не более 20 минут, приговоры обжалованию не подлежат.
Как говорил Дэн Сяопин "Нужно зарезать цыпленка, дабы лебедь боялся"...
Инферно, пацаны, 7 000 000 000 - это слишком много. зачем рожать детей, если ты не способен дать им элементарных вещей для жизни.