7 мин.

Вооруженные грабители атакуют «Формулу-1»

Ежегодный ужас в Бразилии.

 

Когда у вице-чемпиона «Формулы-1» Фелипе Массы, проживающего в Монако, спрашивают о родине, он всегда грустит: «Я люблю Бразилию, но сейчас туда не вернусь. Преступность — серьезная проблема для всей нации». 

Ежегодно в дни проведения гонки на «Интерлагосе» соотечественники Массы непременно грабят приезжих болельщиков, участников чемпионата мира, шинников и даже представителей Международной автомобильной федерации. 

Вот и в прошедшие выходные бандиты напали на персонал «Мерседеса», «Заубера», производителя покрышек и даже стюардов трассы, а напуганные сотрудники «Макларена» и «Пирелли» вовсе отменили запланированные на понедельник тесты. Ходят слухи о яром нежелании всех команд возвращаться в Бразилию в следующем году и даже о разработке коллективной ноты протеста: если ситуация не изменится, в 2018 году «Формула-1» бойкотирует проблемный этап. 

Как грабят

Схема как в «Безумном Максе»: преступники подстерегают микроавтобусы команд с персоналом и оборудованием, догоняют их и таранят или блокируют дорогу со всех сторон, после чего наставляют на инженеров и механиков оружие. В случае малейшего сопротивления бойцы из фавел даже стреляют в воздух или по колесам, после чего отнимают все ценности – от наличности и часов до паспортов.

Заметно чаще грабят людей, которые в одиночку добираются из аэропорта или отеля на трассу, поэтому о туристических прогулках по городу персонал команд давно забыл. При этом в пределах «Интерлагоса» все спокойно — разгул криминалитета начинается сразу за воротами автодрома, после пересечения линии полицейской безопасности в виде местных КПП.

В 2017 году одним из первых пострадавших стала бригада механиков Льюиса Хэмилтона. «Звучали выстрелы, оружие приставляли к голове, – рассказал четырехкратный чемпион мира. – Это происходит каждый год без исключений. Нужно что-то сделать».

Персонал «Мерседеса» попал под удар в пятницу, и за следующие два дня произошли еще четыре попытки ограбления: работникам «Уильямса» и «Заубера» удалось уйти от преследователей, а служба безопасности «Пирелли» чуть ли не с боем вытащила своих парней из опасных условий.

Старший стратег «Заубера» Руфь Баском написала в социальных сетях о подозрительном стиле нападений: «Мы даже специально задержались на треке допоздна и уезжали в необычное для команды время. Но либо за нами следили, либо кто-то их предупредил о том, что мы покинули безопасную зону». То же происходило и с остальными: несмотря на попытки запутать грабителей, разбой все равно продолжался — словно гангстеры целенаправленно охотились на персонал, связанный с «Формулой-1». И хорошо, что никто не пострадал.

Чтобы решить проблему, у промоутеров и местных властей было как минимум семь лет, ведь о похожей схеме нападений стало известно еще в 2010 году – после того, как преступники покусились на действующего чемпиона мира Дженсона Баттона.

«Мы остановились на светофоре и увидели, как к нам бегут трое с оружием, – вспоминал после англичанин. – Дорогу впереди кто-то заблокировал, но мы (отец пилота Джон, его менеджер Ричард Годдард и персональный тренер Майкл Колье) ехали в бронированном «Мерседесе» Б-класса. Наш водитель протаранил шесть неподвижных машин впереди и доехал до отеля. И нам еще очень повезло, что не нужно было долго пробиваться. Как я слышал, механиков «Заубера» все-таки задержали и обобрали до нитки».

Почему это происходит

Есть несколько причин. Сан-Паулу — самый густонаселенный город Бразилии, вместе с пригородами насчитывающий 20 миллионов жителей – большинство проживает в неблагополучных районах на окраинах. Вспомните третью часть игры «Макс Пэйн» – все пейзажи фавел оттуда соответствуют истине. Большинство деревянных домов-шанхаев построили еще во времена промышленного бума в 70-е, когда Сан-Паулу захлестнули волны мигрантов со всей страны. Город не был готов к такому развитию событий и не смог удовлетворить все запросы приезжих, отчего в трущобах начался социальный хаос, не прекращающийся до сих пор.

Жители так называемого района «Нарколяндия» во время полицейской операции по зачистке улиц от наркоманов в феврале 2017 года 

Автодром же расположен неподалеку от легендарных трущоб, в которых десятилетиями процветают криминальные банды. Раньше гангстеры практически не трогали спортсменов, предпочитая грабить лишь приезжих болельщиков, но недавний кризис в стране все изменил. Уровень жизни упал, преступность выросла в несколько раз и теперь бандиты осмелели настолько, что обдирают всех подряд прямо на выезде с автодрома. Настолько опасно здесь еще никогда не было.

Что предпринимают команды и ФИА

Самыми действенными методами решения проблем уже десятилетиями считаются бронированные грузовики, автомобили и микроавтобусы, помогающие пробиться через бандитов и сминать установленные ими барьеры. Это основной транспорт команд в Бразилии, который спас множество жизней.

А вот предложения ФИА выглядит практически издевательскими: федерация разослала всем посетителям и работникам Гран-при директиву с советами снимать с машин официальные пропуска за пределами трека и переодеваться в обычную одежду без брендов команд или телекомпаний. И все.

Куда смотрят власти Сан-Паулу?

Несколько лет назад в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу и Олимпийским Играм правительство Бразилии пыталось организовать масштабную перестройку проблемных районов, используя несколько важнейших инфраструктурных проектов. Но в попытке реконструировать несколько округов Сан-Паулу и других криминальных городов, власти недооценили масштабы затрат грандиозного мероприятия. А еще очень не вовремя обвалились цены на нефть и другое сырье, из-за чего бюджет страны получил ужасающие пробоины.

В итоге вместо реновации городов бразильцам для выполнения взятых на себя спортивные обязательств пришлось грузить себя кредитами и раскручивать инфляцию, что вылилось в катастрофическое сокращение зарплат. Bloomberg оценил нынешний кризис как худший в истории страны и один из самых жутких в новейшей мировой истории.

Понятно, что в таких условиях денег на значительное повышение безопасности на «Интерлагосе» у властей города, владеющего треком, просто нет. Мэр Сан-Паулу открыто говорит, что изменения произойдут только после приватизации автодрома — и она гарантированно произойдет уже в первой половине следующего года.

«У нас уже есть несколько покупателей среди национальных и международных групп, – обрадовал общественность глава муниципалитета Жуан Дориа, – Они будут инвестировать в трассу, конечно же. И тогда мы сможем усилить безопасности за пределами автодрома».

В целом, бразильцы способны улучшить «Интерглагос» до следующего Гран-при, чего как раз и добиваются команды. Но если ситуация не изменится, то гонку, скорее всего, просто бойкотируют – просто потому, что нынешних мер по защите участников «Формулы-1» недостаточно. Ведь после ограбления механиков «Мерседеса» власти увеличили полицейский контингент вокруг трека и даже усилили его агентами Национальной гвардии, однако это ничего не дало: по словам нескольких авторитетных журналистов, практически сразу после завершения гонки, в 17:00 по местному времени в воскресенье, полиции вокруг автодрома уже не было.

Правительство не может изменить ситуацию уже много лет, и вряд ли угроза потери Гран-при «Формулы-1» сможет подтолкнуть чиновников к правильным решениям – но будет очень обидно, если календарь лишится одной из самых зрелищных и культовых гонок из-за странных действий властей. «Интерлагос» и Бразилия много значат для истории «Ф-1», и не хотелось бы их потерять.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Victor Moriyama; globallookpress.com/Fotoarena/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Clive Mason (3,6), Victor Moriyama, Friedemann Vogel