Народные машины, перевернувшие автоспорт
Легендарная техника.
«Форд Эскорт» RS1600/RS1800
Изначально американская компания разрабатывала модель как небольшой компактный семейный автомобиль, простой в эксплуатации и ремонте. Результат сильно впечатлил дирекцию марки, и они приняли решение сделать «Эскорт» первым раллийным «Фордом». В 1970-м, спустя два года после презентации, авто доказало свою надежность победой на марафоне «Лондон-Мехико», причем из 23 финишировавших экипажей четверо выступали на RS1600.
Первый этап чемпионата мира по ралли покорился «Форду» в 1975 году усилиями Тимо Мякинена, а еще спустя шесть лет прогресса Ари Ватанен привел марку к титулу. Всего на «Эскорте» выиграли 20 этапов, благодаря чему он и стал одной из самых успешных раллийных машин и основой для последующих подобных проектов концерна.
«Ниссан Сильвия/SX»
Первая «Сильвия» вышла еще в 1964 году на Токийском автосалоне, второе поколение (S10) – уже в 1975 году. Но до появления на рынке S12 (она же 200SX) в 1983 году модель почти не использовалась стритрейсерами из-за отсутствия большого набора улучшенных деталей. Все изменилось с появлением в чемпионате мира по ралли «Группы В»: до этого не особо успешную в гонках спортивную версию S10 решили доработать с учетом новых правил. Благодаря этому S12 получила спортивные запчасти.
Тогда же «Ниссан» принял еще одно судьбоносное решение по стандартизации многих узлов на целом ряде разных моделях. В результате апгрейды «Сильвии» всех последующих итераций вплоть до S15 стали быстрыми и недорогими, что позволило японским дрифтерам повально пересесть на «Ниссаны». За годы доминирования «эски» в местной серии D1GP на ней выиграли целых 17 титулов и экспортировали моду на машину во все мировые чемпионаты (в том числе и российский). В ралли же «Сильвии» побелили в нескольких заездах и марафонах, прогремели двумя титулами в Super GT и пропали с радаров.
«Фольксваген Жук»
«Народная машина» стала невероятным политпроектом немецкой социал-демократической партии, поставившей перед концерном цель построить надежный и компактный автомобиль, доступный для любой семьи. За разработку взялся Фердинанд Порше, который давно пытался протолкнуть идею подобного авто разным компаниям, но получал отказы из-за трудностей с формированием невысокой цены.
Конструкция машины вышла настолько продвинутой и совершенной, что не менялась на протяжение 65 лет, а сам создатель использовал наработки из «Жука» в своих первых спорткарах, выстроив на них собственную компанию. Главными фишками гоночных болидов Фердинанда стали система охлаждения и минималистичная компоновка — которые он и разработал на проекте «Фольксвагена».
В то же время при тираже в 21,5 миллион произведенных экземпляров люди и сами постоянно выставляли на гонки именно «Жука». Он поучаствовал в марафонах, заездах ралли и ралли-кросса, американских и австралийских чемпионатах стоковых машин и даже в «Формуле Фольксваген».
«Пежо 205»
Французскую «малышку» запустили в начале 1983 года, когда в мире бушевал золотой век автоспорта — «Формула-1», ралли и остальные гоночные серии собирали все больше производителей и продвигали их среди массового потребителя. «Пежо» решило не отставать и отхватить кусок рекламного пирога. Тем более, что у 205-й вышла очень быстрая GTI-версия, которую руководитель спортивного подразделения концерна Жан Тодт решил омологировать для «Группы В». В двигатель установили турбонаддув, и в 1984 году «Пежо» дебютировало на треке.
205-я модель в итоге выиграла два Кубка конструкторов и чемпионских титула (1985 и 1986 года) и 16 ралли, пока «Группу В» не запретили. После этого французы не участвовали в спринтерских гонках вплоть до 1998 года, пока не вернулись уже с 206-й моделью (основанной на успешном предшественнике).
«СЕАТ Леон»
Идеальный пример поступательной унификации автомобилей: «Леон» запускали в 1998 году на одинаковом шасси с группой А марки «Фольскваген» (в которую входили куча «Гольфов», «Сирокко» и «Джетт»). В результате покупателям стали доступны огромные возможности по замене и тюнингу деталей, отчего СЕАТ получил широкую популярность среди испанских любителей. В 2002 году концерн даже запустил собственный локальный «Суперкубок Леон», который являлся трековым моносерийным чемпионатом класса гран-туризмо.
Постепенно он разросся до присутствия во Франции, Германии, Италии, Великобритании, Венгрии и даже Мексике. Также и по сей день проводятся соревнования Европейского кубка — кто бы мог подумать, что локальный испанский бренд добьется такого успеха?
«Мини» 1958 года
Под влиянием «Жука» в Англии разработали свой компактный автомобиль, которым хотели перебить немецкую славу на локальных и мировых рынках. Расчет оправдался: публика большее чем в 100 странах мира два десятилетия ждала чего-то нового на замену «Фольксвагену» и с радостью бросилась раскупать «Мини». За первый год продаж компания поставила в дистрибуцию свыше 20000 экземпляров.
Модель не прошла мимо и опытных автоспортивных авторитетов. Например, семейство Куперов, которое возглавляло одноименную команду «Формулы-1» и только-только выиграло два чемпионских титула, заинтересовалось «Мини». Талантливых конструкторов восхитила надежность и отличная управляемость маленького авто, и они предложили компании совместный проект. Так в 1963 году появились «Мини Купер» и «Мини Купер S» с мощными двигателями и улучшенными трансмиссиями. Конечно, в «Ф-1» они никак поучаствовать не могли, но открыли для компании мир ралли и гонок на выносливость на долгие годы вперед. Альянс выиграл бесчисленное число заездов, марафонов и рейдов, по сей день претендуя на победу в таких легендарных событиях, как «Ралли Дакар».
«Мазда МХ-5 Миата»
Своему успеху японский родстер обязан маркетинговому ходу: марка выполнила достаточно обычный дорожный автомобиль в корпусе классического британского спорткара. Стоимость машины тоже оказалась ближе к обычным гражданским моделям (в районе 14 тысяч долларов на местном рынке), но внешность оказалась слишком обманчивой и притягательной: «Миата» заработала невероятную популярность среди стритрейсеров и дрифтеров из-за агрессивного стокового вида. В отличии от остальных массовых моделей, «МХ-5» нужно было тюнинговать только под капотом, не размениваясь на различные украшательства — и это положительно сказывалось на итоговой стоимости готовых болидов.
В результате «Миата» появилась в трековых гонках почти по всему миру, а в США и Японии у нее даже появились собственные моносерии. Пусть с 2005 года формально считается, что «Мазда» «уже не та», но многие гонщики-любители остаются ей верны.
«Форд Фокус»
Очередной маленький семейный автомобиль, но уже американский, поступил в продажу в 1998 году. Изначально им планировали заменить «Эскорт» только в сегменте недорогих машин, но «Фокус» выдал слишком хороший старт: за первый же год продажи перевалили за 500 тысяч штук. Дирекция «Форда» осознала, что наткнулась на золотую жилу, которую нельзя было упускать, и новая модель оправилась на доработку для участия в гонках.
«Фокус» дебютировал в ралли в 1999 году с Колином МакРэем за рулем — одним из самых знаменитых пилотов в истории WRC. Автомобиль сразу же оказался конкурентоспособным и позволил гонщикам выигрывать этапы и бороться за титулы — вплоть до 2010 года, когда его сменила новая версия «Фиесты». Однако в туринге по всему миру, от Китая до Австралии, до сих пор успешно гоняются на «Фокусе».
«БМВ 3 Е21»
«Третья» линейка проектировалась как флагман «новой серии», вышла в 1975 году и стала лицом баварской компании. Самой первой моделью оказалась Е21, которая быстро получила огромную популярность, но БМВ, не смотря на обширные автоспортивные традиции, не планировал выставлять новинку на гонки. У немцев было отдельное подразделение для разработки с нуля непосредственно спортивных болидов.
Однако все изменилось, когда этот самый «БМВ Моторспортс» получил в свое распоряжение Е21 на 12 недель. Инженеры, конструкторы и пилоты протестировали новое авто и принялись его развивать — как гласит легенда, безо всяких чертежей, меняя и прокачивая детали на глаз между сериями пробных кругов. Результатом их трудов стала презентация болида «БМВ 320i Турбо», который сразу же дебютировал в туринге и прообразе ДТМ. С него и началась легендарная линейка «БМВ М», которая подарила миру Е30 М3 и другие крутые машины, выигравшие несметное количество заездов.
«Москвич-408»
Многие модели столичного завода АЗЛК продавали за границу (одно время объем поставок перевалил за половину всех собранных автомобилей). Исключением не стал и 408-й «Москвич» – более того, он получил статус одной из самых экспортируемых машин советской эпохи. Во Франции его знали как «Элит», а в Скадинавии — как «Карат». Почему же там покупали технику из СССР.
Просто на АЗЛК умели грамотно разрекламировать свою продукцию. Словами зарубежную публику нельзя было убедить в удачной конструкции и отличной надежности (их смущала крайне невысокая цена), потому маркетинговой площадкой выбрали раллийные и кольцевые соревнования. Долгие годы на подобных заездах реноме для АЗЛК завоевывали 407-е «Москвичи», но со временем они устарели, и компании потребовался новый автомобиль. Для разработок гибрида между гоночными монстрами и недорогими дорожными машинами и выбрали 408-й. Так в 1967 году мир увидел «Москвич-412» – модернизированную версию предыдущей модели. Он выиграл кучу престижных ралли-рейдов, и благодаря ему продажи АЗЛК в начале 70-х на международном рынке значительно выросли.
«БМВ 6 Е24»
Первая баварская машина в своей линейке туринг-класса увидела свет в 1976 году и тоже не прицеливалась на гоночные треки. Однако после успеха доработанной Е21 в сходных категориях публика закономерно обратилась к авто, которое уже на заводе проектировали для гран-туризмо. Стоила «шестерка», конечно, подороже, но и доводить ее приходилось меньше — и в 1980 году машина уже выиграла свой первый заезд.
В итоге «БМВ 635CSi» не добился такого же повального успеха, как «тройка», но все равно выиграл сразу 11 чемпионских титулов в туринг-чемпионатах Европы, Австралии, Америки и Японии (большая часть которых пришлась на 1985 год). Более того, именно на этой версии «БМВ» Фолькер Штричек выиграл первый в истории чемпионат ДТМ в 1984 — один из самых конкурентных гоночных турниров на машинах с закрытыми колесами.
Фото: commons.wikimedia.org/estoril, DeFacto, Jeroen Coebergh, Bull-Doser; Gettyimages.ru/Chris McGrath, Fox Photos, Pascal Rondea, Hulton Archive; REUTERS/Jean Blondin, Rebecca Cook; РИА Новости/Юрий Абрамочкин