«Феррари» проиграла этот чемпионат
Все просчеты Скудерии.
Итальянская команда, боровшаяся с «Мерседесом» за оба титула «Формулы-1» в этом году, после финиша Гран-при Японии «внезапно» обнаружила себя отстающей на 145 очков от главного соперника. Льюис Хэмилтон в свою очередь оторвался от Себастьяна Феттеля на 59 баллов (когда за победу в гонке дают 25) и вот-вот станет чемпионом – поклонникам «Феррари» остается надеяться на сразу два схода англичанина в ближайших Гран-при. При этом все в паддоке (в том числе и главные противники) называют болид «Феррари» быстрейшим, однако исторические традиции эпичного раздолбайства никак не дают итальянцам просто взять и выиграть чемпионат.
Где они все упустили?
Гран-при Китая
Причины поражения: ошибки в тактике
Проигранные очки Феттеля: 7
Феттель хоть и уступил поул и старт Хэмилтону, но мог побороться за победу – однако ему помешало несколько странных тактических решения. Первым стал ранний пит-стоп, на который «Феррари» отправила Феттеля из-за желания прибавить в скорости на свежих шинах и обойти лидировавший «Мерседес». Поспешность вышла боком: авария Джовинацци (пилота из молодежной программы итальянцев, кстати говоря) вызвала появление машины безопасности, после чего Себ обнаружил себя на пятой позиции без какого-либо преимущества по шинам. В результате ему пришлось обгонять остальных и терять кучу времени.
В процессе прорыва Феттелю больше всех помешал — внезапно – товарищ по команде Кими Райкконен. Он жаловался на проблемы с двигателем, терял темп и замедлял напарника, но Скудерия не воспользовалась фирменной командной тактикой, чтобы минимизировать потери. Немцу пришлось обгонять Кими самостоятельно, из-за чего Хэмилтон получил дополнительные 10 секунд отрыва. На финише гандикап между двумя претендентами на титул оказался в районе всего шести секунд, так что можно прикинуть, почему зрители не увидели борьбы за победу.
С тактикой Райкконена тоже случилась странная история. Отрезок финна на «софте» затянули аж на 40 кругов, несмотря на истошные жалобы пилота — и проиграли подиум гонщикам «Ред Булл», которые были на две секунды с круга быстрее. Выше пятой позиции Райкконен так и не поднялся.
Гран-при Испании
Причины поражения: снова плохая тактика
Проигранные очки Феттеля: 7
Когда на трассе включили режим виртуальной машины безопасности, у Себа было восемь секунд преимущества над Хэмилтоном. Но вместо скорейшей смены резины на болиде немца «Феррари» отдала инициативу в руки «Мерседесу», ожидая первого шага от немцев. Очевидно, итальянцы просто хотели «отзеркалить» тактику конкурентов, чтобы консервативно убедиться в сохранении отрыва, но оппоненты их просто перехитрили: Льюис заехал в боксы под самый конец действия режима виртуального сэйфти-кара, когда Феттель уже проехал пит-лейн. Себу пришлось менять шины на следующем круге сразу после возобновления гонки, из-за чего он потерял кучу времени — и оказался на медленном типе резины из-за просчета на предыдущем пит-стопе.
Феттелю поставили «софт» вместе «медиума», что сделало его легкой мишенью для Хэмилтона в конце гонки.
Гран-при Канады
Причины поражения: отвратительный старт и еще больше плохой тактики!
Проигранные очки Феттеля: как минимум 3
Оба пилота «Феррари» провалили старт, в особенности по сравнению с блестяще сорвавшимся с места Максом Ферстаппеном. Именно в жесткой борьбе с ним Себастьян и сломал переднее антикрыло, спровоцировав появление машины безопасности. Но вместо того, чтобы тут же зазвать гонщика в боксы, «Феррари» оставила немца с неисправной машиной на трассе. Как потом выяснилось, никто на командном мостике «не заметил» серьезности повреждений. Сразу после возобновления гонки итальянцы поняли свою ошибку, но было уже поздно — Себ потерял примерно 20 секунд. Тем не менее, он все равно прорвался сквозь пелотон и прессинговал Дэна Риккардо в борьбе за третье место, так что если бы гоночные инженеры Скудерии были порасторопнее, немец точно финишировал бы на подиуме.
Гран-при Азербайджана
Причины поражения: Себ просто психанул
Проигранные очки Феттеля: 13
Хэмилтон готовился к рестарту после режима машины безопасности, замедлял пелотон и не ускорился в одном из поворотов, где пилоты обычно начинают разгоняться. Феттель не ожидал такого маневра и въехал в болид англичанина. Решив, что Льюис специально устроил брейк-тест, Себ поравнялся с противником, фонтанируя бурными возмущениями. Все закончилось скандальным столкновением и штрафом за «опасный пилотаж» немца.
А ведь если бы Феттель сдержал эмоции и не полез разбираться с Хэмилтоном, то несомненно победил бы. Ведь потом по ходу Гран-при у англичанина возникли проблемы с «воротником», который защищает шею пилота, и «Мерседесу» пришлось устроить дополнительную остановку в боксах, чтобы все починить. Льюис финишировал лишь пятым, так что Себ в тот день упустил просто сумасшедший шанс.
Гран-при Великобритании
Причины поражения: коллапс шинной стратегии
Проигранные очки Феттеля: 6
Немецкий пилот «Феррари» всю гонку мучился с покрышками и жаловался по радио на сильные вибрации, но командный мостик все равно решил рискнуть и зазвал его на ранний пит-стоп. Цель заключалась в использовании свежего быстрого комплекта шин для компенсации времени и возвращении проигранных на старте позиций, однако и с новыми покрышками темп Феттеля не улучшился. В результате он опередил Ферстаппена, но проиграл Боттасу и оказался четвертым. А за два круга до финиша передняя левая шина из-за критического износа взорвалась — и заставила немца снова свернуть в боксы, отбросив на седьмое место.
Конечно, никто не мог предсказать такой исход, особенно с учетом особенностей болида «Феррари», который традиционно хорошо обращается с шинами, да и Макс Ферстаппен на сходной тактике смог дотянуть до того же момента гонки без повреждений. Однако в стане Скудерии не могли не осознавать величину риска и потенциальные последствия — просто после предыдущих ошибок они не хотели позволить «Мерседесу» оторваться еще сильнее.
Гран-при Сингапура
Причины поражения: слишком агрессивный пилотаж лидера команды
Проигранные очки Феттеля: 25
Себастьян стартовал с поула одного из самых необгонных Гран-при календаря. Его главный противник был всего лишь пятым, так что немец мог легко победить и отыграть приличное количество очков у Хэмилтона, возродив интригу.
Но вместо этого Себ решил жестко защищаться от Ферстаппена, который пытался не столкнуться с выдавшим блестящий старт Райкконеном. Тройная борьба и «хот-дог с телятиной» закончились сходом для всех участников инцидента — а Льюис вышел на первое место уже ко второму повороту.
Что ни говори о праве Феттеля на оборону позиции, нельзя не сравнить его манеру ведения борьбы с избранной Льюисом на следующем Гран-при Малайзии. Англичанин не стал особо упираться при обгонном маневре Макса, завершил гонку вторым и забрал 18 очков — немец же остался с нулем и почти проигранным титулом. Странно, что четырехкратный чемпион мира до сих пор не научился рассчитывать и прорабатывать подобные ситуации с максимальной эффективностью.
Гран-при Малайзии
Причины поражения: проблемы с двигателем
Проигранные очки Феттеля: 13
Во время третьей практики на «Сепанге» Себ пожаловался на падение мощности и вернулся в боксы. После диагностики болида дирекция «Феррари» приняла решение поставить новую, четвертую по счету силовую установку. Однако инженеры так и не смогли нормально завести машину до квалификации и обрекли Феттеля на последнее стартовое место, очередную смену мотора и прорыв в агрессивном режиме. Немец смог приехать к финишу четвертым, минимизировав потери, но Скудерия показала лучший темп и запросто могла победить, если бы стартовала с первых рядов. Однако этого не произошло потому, что перед гонкой проблемы с мотором возникли уже у Кими Райкконена, и он сошел после прогревочного круга.
Уже после финиша гонки Феттель резко завернул в поворот, где находился не очень внимательно смотревший по сторонам Ланс Стролл. Встреча закончилась столкновением, которое запросто могло повредить итальянский двигатель или коробку передач. Официальные лица «Феррари» уверяли всех в отсутствии каких-либо последствий, но теперь в это верится с трудом.
Гран-при Японии
Причины поражения: снова проблемы с двигателем
Проигранные очки Феттеля: минимум 15
Перед пока что последней по счету гонкой «Формулы-1» итальянцы снова пребывали в состоянии «запоздалой стартовой паники». Болид Себастьяна стоял на решетке без кожуха, а вокруг него колдовала целая орда инженеров, которые пытались найти неполадку — малайзийская ситуация повторилась. Тем не менее, теперь Скудерия решила выпустить пилота на трассу — но чуда не случилось и двигатель не заработал. Феттель терял позицию за позицией и в конце концов сошел, хотя, судя по темпу Райкконена, точно мог бы финишировать как минимум на третьем месте. Виноватой в провале объявили неисправную свечу зажигания.
Что интересно, «Мерседес» ввел в эксплуатацию четвертый двигатель еще на Гран-при Бельгии, задействовав старые ограничения по маслу. А «Феррари» обещала выставить обновления попозже, чтобы не спалить новые агрегаты раньше времени и не попасть на возможные штрафы за перерасход компонентов. Прошло уже пять гонок, немцы вовсю выигрывают, а итальянцы только накапливают проблемы — так что и здесь случился генеральный стратегический просчет, который позволил «Мерседесу» спокойно забрать 50 очков и подойти к заключительной части чемпионата с весомым преимуществом.
***
В общей сложности Феттель в этом сезоне не досчитался 89 очков, но даже если бы он заработал лишь половину от этого числа, то по-прежнему претендовал бы на чемпионский титул. Впрочем, несмотря на кошмарное отставание в личном зачете, немец все еще сохраняет шансы завершить первенство на первом месте, хотя для исполнения такого сценария должно произойти что-то невероятное, волшебное и чудесное. Вот только представить, что расчетливый «Мерседес» допустит несколько гигантских ошибок, практически невозможно – так что пятого чемпионского титула Себастьяну, вероятно, придется подождать минимум один год.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron (1,4); globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance, imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Авторы М.Арривабене, М.Бинотто, С.Феттель.
Тираж 1000 экз. (Распостраняется внутри паддока бесплатно)
Тех проблемы это конечно вина команды на 100%. Но писать, что Фетя «тащил», а команда «лошила» - крайняя степень себофильства. Не знаю людей, кроме болельщиков Феттеля, которые бы считали его способным «тащить». В основном его считают пассажиром самовоза, уезжающим с поула в точку. Не более.