Квята понизили – Ферстаппен выиграл. Снова
«Формула-1» попрощалась с Малайзией отличной гонкой.
Гран-при на «Сепанге» проходил в последний раз: контракт местных промоутеров истек, и никто не собирался его продлевать «даже бесплатно», как написали многие местные СМИ. Дело в том, что интерес в стране к автогонкам сильно упал вместе с посещаемостью (несколько антирекордов подряд), и даже спонсорство местной компанией «Петронас» команды-доминатора не помогло. Календарь «Формулы-1» теряет одну из самых зрелищных арен, ведь конфигурация трека отличается широтой, скоростным характером и сложными техничными поворотами. Пилоты душевно поблагодарили «Сепанг» и будут по нему скучать.
Напоследок они подарили зрителям отличную гонку с борьбой, нервами и прорывами.
Триумф Ферстаппена после отстранения Квята
Свою первую победу голландец одержал год назад на Гран-при Испании сразу после того, как сменил Даниила в кокпите «Ред Булл». Пусть тогда в Барселоне Ферстаппену очень повезло с аварией и сходом двух лидирующих «Мерседесов», но потом он очень зрело и надежно оборонялся от наседающего Райкконена. С того момента Макс стартовал в 31 Гран-при за «быков», но больше не побеждал, ограничившись семью подиумами. Квят в свою очередь вернулся в «Торо Россо» на тот же промежуток времени и создал себе репутацию ненадежного и проблемного пилота.
Спустя полтора перед Гран-при Малайзии русскому гонщику дали отдохнуть, формально понизив его до роли запасного, ради проверки готовности к «Формуле-1» другого пилота из системы «Ред Булл», Пьера Гасли. И снова Макс Ферастаппен напомнил всем о своей скорости и амбициях чемпиона мира, причем в этот раз он обошелся без царских подарков в виде самоустранения двух доминаторов. Да, с Феттелем случилась неудача в виде поломки двигателя, которая отбросила немца на последнее место, но Хэмилтон выиграл семидесятый поул в карьере и произвел почти недосягаемое впечатление в квалификации.
Однако Макс после старта не позволил англичанину уехать в закат и обогнал лидера в первом же повороте четвертого круга, смело нырнув на внутреннюю траекторию. Обычно гонщики, выбравшие такой маневр, обречены на выдавливание на внешнюю траекторию в следующем повороте и потерю позиции, но Ферстаппен блестяще перекрыл малейшую возможность для контратаки.
В дальнейшем гонка прошла по сценарию «Ред Булл». Голландец ни на секунду не позволил усомниться в своем темпе и постоянно обновлял лучшее время круга, пока не нарастил комфортный семисекундный отрыв от англичанина.
После сеанса блестящего пилотажа Макса вспомнилось огромное количество технических проблем и сходов, которые не отпускали гонщика с самого начала сезона. Теперь Ферстаппен должен ощущать сильнейшее облегчение — похоже, полоса неудач подошла к концу. Если в дирекции «быков» засели суеверные люди, то они уже могут рассматривать способы дальнейшего понижения Квята.
Фарс и «Феррари»
Кажется, не нужно долго искать невезение, покинувшее голландца — оно плотно засело в алых болидах. Видимо, столкновение с Максом и друг другом в Сингапуре не прошло даром в неком кармическом плане: теперь злой рок преследует весь персонал «Феррари» (сарказм).
Первым нехорошим звоночком стала поломка двигателя Феттеля в конце третьей практики. По результатам технической диагностики работники «Феррари» решили поставить новый мотор на болид немца (четвертый за сезон), но, видимо, не успели проверить все системы до конца за те два часа, которые отделяют последнюю тренировку от квалификации. В результате Себ пожаловался на отсутствие мощности и нерабочую турбину, не показал вообще никакого времени и оказался последним на стартовой решетке. Скудерия решила воспользоваться ситуацией и поставила на машину Феттеля еще и пятый мотор, чтобы формально отбыть наказание за перерасход деталей прямо сейчас, не рискуя попасть под санкции в грядущих Гран-при.
А в воскресенье перед гонкой мощность упала уже на болиде Кими Райкконена, который должен был отправиться в погоню за Хэмилтоном со второй позиции. Судорожные попытки инженеров «Феррари» оживить силовую установку ни к чему не привели, менять мотор было уже поздно, и финну пришлось сойти еще до старта прогревочного круга.
Несмотря ни на что, Феттель прекрасно прорвался через пелотон, выбрался на четвертое место и даже прессинговал Риккардо в борьбе за подиум. На большее у немца не хватило ресурса резины из-за консервативной шинной тактики «Феррари», но в остальном итальянцы организовали своему пилоту отличный заезд, который минимизировал возможные потери: Себ проиграл Хэмилтону лишь шесть очков. Можно было бы написать, что Феттель не вывалился из чемпионской борьбы, если бы не столкновение со Строллом на круге почета.
Пока непонятна степень повреждений двигателя и коробки передач, но если оба агрегата серьезно пострадали в столкновении, то немца запросто могут ждать пять позиций штрафа за смену трансмиссии на следующем Гран-при Японии. При совсем плохом раскладе Феттель лишится еще последнего преимущества над противниками в виде новой силовой установки за пять гонок до конца чемпионата — и все из-за одной глупой аварии.
Что случилось с «Мерседесом»?
Просто на длинной дистанции они, по словам исполнительного директора команды Тото Вольффа, «только лишь пятые по чистой скорости». Проигрыш «Феррари» и «Ред Буллу» составил примерно полминуты, что составляет около трети дистанции круга в Сепанге. Проблема осталась прежней — перегрев шин в условиях теплой и влажной погоды, из-за которого болиды команды не могут ехать в полную силу в течение нескольки десятков кругов подряд. Тем не менее, «Мерседес» все равно раз за разом сражается за поул в квалификации вне зависимости от типа трассы, ведь сбой в работе с резиной не так критичен для одного быстрого круга. В гонке отсутствие стабильного темпа сильнее влияет на выступления: слабиной немцев и воспользовался Макс Ферстаппен, который ускорился в нужный момент и благодаря серии быстрых кругов нарастил комфортное преимущество.
В таких сложных условиях проявляются таланты пилотов: теперь весь мир видит, что Льюис Хэмилтон научился отлично работать с резиной и не рисковать попусту. Он не стал бороться с голландцем вплоть до контакта (в отличие от известного четырехкратного немца в Сингапуре) и вел свой собственный заезд под названием «набери максимальное количество очков». Второй пилот команды Валттери Боттас на фоне напарника выглядит все хуже, вообще не соответствуя уровню топ-команды в последние месяцы. На Сепанге он почти позволил Пересу на «Форс-Индии» догнать себя – что недопустимо для пилота «Мерседеса». Наверное, в дирекции команды уже жалеют о заключении контракта с финном на 2018 год и с придыханием вспоминают Нико Росберга.
Датчанин снова вышел на охоту
«Самый неспортивный гонщик» по версии Нико Хюлькенберга снова взялся за старое. Кевин Магнуссен по-прежнему осыпает всех подряд ругательствами, никого не пропускает мимо себя без контакта и при случае готов развернуть наглеца, который рискнет его обогнать. Вот и в Малайзии от него пострадал Фернандо Алонсо, который пытался повторить маневр Ферстаппена на Хэмилтоне и пройти датчанина. Но викинг снова выбрал путь грубости и начал выдавливать испанца на поребрик внутренней части поворота до удара колесом в колесо «Макларена», после чего Нандо разозлился и оттеснил Магнуссена обратно.
«Вот идиот! Хюлькенберг был прав!» – прокомментировал происходящее по радио Алонсо.
Следующим под северную раздачу попал пилот «Рено» Джолион Палмер, когда Кевин попытался обогнать англичанина все в том же первом повороте по внешней траектории. Датчанин вышел вперед к концу прямой, но у гонщика в желтом болиде была лучшая траектория и возможность для позднего торможения, благодаря которым он вернул себе позицию. Заднюю часть машины Палмера слегка сорвало при маневре, однако именно контакт с Магнуссеном вынес Джолиона за пределы трассы.
«Что за [зацензурено] лунатик!» – разозлился на противника датчанин. Хотя, судя по всему, это его обычное состояние.
Фото: instagram.com/f1; REUTERS/Edgar Su, Lai Seng Sin; Global Look Press/xpb/photo4