Дорожный люк снова разнес болид «Формулы-1». Отличная работа, Баку!
Теперь пострадала бывшая команда Сироткина.
Давно известно, что давление под днищем болида «Формулы-1» достигает величин, достаточных для срыва крышек люков из дренажных системы, которые просто вытягивает вверх воздушным потоком. Именно поэтому и на городских, и на стационарных треках опасные участки, на которые могут заехать машины, всегда тщательно проверяют на предмет правильного крепления всех элементов дренажа. Каждый приваривают к ободу или крепят болтами, однако иногда крышки все равно срывает — и тогда они оказываются причинами внезапных аварий.
Именно поэтому 26 апреля сорвалась первая практика Гран-при Азербайджана: Джордж Расселл на болиде «Уильямса» спустя всего 13 минут после старта сессии наехал на один такой люк – и его машина моментально пошла вразнос.
К слову, машине досталось еще и на стадии эвакуации – кран крепко приложился о пешеходный мост и сломался, а «Уильямс» хорошенько тряхнуло. Пришлось вызывать новый эвакуатор. Отличная работа, Баку!
Маршалы быстро подобрали виновника и попытались закрепить его обратно самым надежным способом – прыжками на крышке.
Но ФИА эти усилия не впечатлили – сессию все равно отменили.
Ведь люк явно долго придется приваривать и прикреплять перед второй практикой.
Кстати, инцидент с Расселом в Баку был далеко не первым в истории.
Дженсон Баттон и Нико Росберг на Гран-при Монако 2016 года
Практику перед гонкой в Монте-Карло английский чемпион явно запомнит надолго. Он спокойно следовал за серебристым «Мерседесом», как вдруг получил сильнейший удар в переднее антикрыло. Деталь разлетелась во все стороны, обдав участок трассы дождем из обломков.
Всему виной и стал кусок крышки люка, который почему-то недостаточно хорошо закрепили. Проехавший по нему болид Росберга спровоцировал «разгерметизацию» и отправил чугунный блин в Баттона. Сам немец получил прокол заднего колеса, а Дженсону еще повезло – ведь «подарочек» мог прилететь совсем не в машину, а в шлем, например. То же самое касается и обломков: чуть меньше удачи — и англичанина не спасло бы никакое «гало».
Рубенс Баррикелло на Гран-при Монако 2010 года
В похожей ситуации оказался и бразильский пилот шестью годами ранее. Он, как и Росберг, наехал на крышку люка, которая внезапно открепилась и врезала ему в заднюю часть болида и по левому колесу. Однако если Нико смог продолжить движение, то Рубенса занесло, утащило в барьеры и несколько раз развернуло.
К сожалению, Баррикелло пострадал не в практике, а во время гонки, так что недостаточно надежно закрепленный кусок чугуна стоил ему нескольких очков. Меньше повезло команде Рубиньо, которой пришлось выкидывать кучу денег на внеплановое восстановление болида.
Хуан-Пабло Монтойя на Гран-при Китая 2005 года
Кто-то может удивиться, мол, как может какая-то дешевая крышка запросто сломать дорогостоящую машину, которую разрабатывали лучшие инженерные умы планеты? Просто эта часть дренажной системы весит примерно 20 килограммов. Иногда достаточно просто наехать на нее, чтобы разворотить часть днища и начисто разбалансировать авто — что и случилось с Монтойей 12 лет назад.
Однако колумбиец смог продолжить гонку, даже несмотря на прокол колеса, повреждения радиатора и понтонов. Хотя долго мучиться с потерявшим приемлемую управляемость болидом ему не пришлось: спустя восемь кругов у Хуана отказал двигатель. О наличии связи между поломкой мотора и встречей с крышкой люка «Макларен» не объявлял, но вряд ли это совпадение.
Бернд Майлендер на выставочных заездах в Шанхае в 2004 году
Тринадцать лет назад по китайскому мегаполису проводили выставочный внезачетный заезд ДТМ. Совсем не по «Международному треку», где проводятся Гран-при «Формулы-1», а по дорогам общего пользования района Пудун. Пусть мощность машин туринг-класса ощутимо не дотягивает до лучших болидов с открытыми колесами, но ее оказалось достаточно для того, чтобы выдрать кусок крышки канализационного люка из асфальта. Одним из пострадавших оказался нынешний пилот машины безопасности в «Ф-1» Бернд Майлендер.
Гонку остановили на самом старте для разбирательств. Выяснилось, что местный промоутер даже не озаботился необходимостью приварить металлические блины к ободкам канализации. Специально для исправления ситуации выписали целую армию рабочих, которые исправили оплошность организаторов, после чего гонку возобновили.
Хесус Парейя на этапе чемпионата мира среди спорткаров в Монреале, 1990 год
Самым первым импровизированным Марио стал испанский пилот швейцарской команды «Брюн» на трассе имени Жиля Вильнева. Хесус за рулем «Порше 962» преследовал противника, но неожиданно напоролся на крышку дренажной системы, которую поднял в воздух «граунд-эффект» от ехавшего впереди болида. Поскольку Парейя ехал почти вплотную за соперником, то чугунная деталь ударила не по касательной (как досталось Баттону), а под углом в 90 градусов.
Машину испанца развернуло и вынесло в кювет, а главным пострадавшим оказался топливный бак, из-за протечки которого вспыхнул пожар. Половину трассы заволокло дымом и гонку моментально остановили.
Ромен Грожан на Гран-при Малайзии 2017 года
Французу почти всю карьеру в «Формуле-1» не везет с тормозами, а во время второй практики на «Сепанге» против него выступила еще и дренажная система. Крышка не выдержала огромных нагрузок в скоростном повороте и сломалась под болидом Валттери Боттаса. «Мерседес» финна не пострадал, а вот следовавший за ним Грожан поймал кусок решетки на заднее правое колесо.
ФИА объяснила инцидент износом сварных швов под крышками дренажной системы и обязала работников трассы проверить всю трассу и убрать все подобные элементы крепежа, заменив их на болты. Причина поломки заключалась в достаточно старой технологии удаления воды с трека, но настаивать на непременном обновлении дирекция была уже не в состоянии: Малайзия проводила свой последний Гран-при «Формулы-1». В качестве компенсации «Хаасу» разрешили отремонтировать поврежденный болид во время комендантского часа (когда любые работы над машинами обычно запрещены).
Тем не менее, руководитель американской конюшни Гюнтер Штайнер все равно выразил недовольство произошедшим.
«Такое не должно происходить на стационарной трассе. Это неприемлемо и не соответствует стандартам. Мы должны быть уверены в том, что этого не произойдет в гонке, потому что это грозит большой катастрофой».
Фото: REUTERS/Anton Vaganov; Gettyimages.ru/Mark Thompson