Кто прав, кто виноват. Итоги Гран При Сингапура
Десятый, юбилейный, Гран При Сингапура подарил нам много интересных моментов. Безупречная скорость Red Bull на тестах уже дала понять, что этап будет особенным. Квалификация подарила интересную стартовую решётку, а сама гонка, как и ожидалось, была очень захватывающей, непредсказуемой и, как отметил Верляйн, хаотичной. Лишь трём командам удалось завершить гонку в полном составе, а одной не удалось довезти до финиша ни одного болида. Это была первая в истории Формулы 1 ночная гонка, проходившая в мокрых условиях. Дождь также внёс свои коррективы, подарив ещё больше интриги. Добавим, что гонка продлилась 58 кругов из 61 намеченного, что связано с преодолением лимита в 2 часа.
Первое, что отметим – это начало появления тест-пилотов в болидах на пятничных тренировках. Мы смогли оценить скорость сразу двоих потенциальных гонщиков Формулы 1. За Toro Rosso первую сессию провёл Шон Гелаэль, заменивший Карлоса Сайнса, а Кевин Магнуссен в Haas освободил место протеже Ferrari Антонио Джиовинацци. Индонезиец Гелаэль показал отвратительную скорость. Как показал дальнейший этап, да и выступление Квята в этой же сессии, Toro Rosso имели темп, в отличие от Шона. Такое выступление точно идёт пилоту со знаком минус и может практически поставить крест на карьере в Формуле 1, если он не покажет феноменальных результатов в следующем году в Формуле 2 или на трёх оставшихся тренировках, если, конечно, его не снимут с нимх. У Шона есть две проблемы – Пьер Галси и Нобухару Мацусита. И оба этих пилота имеют наибольший приоритет, нежели индонезиец, тем более, после такого выступления. Джиовинацци же выступил на том уровне, на котором позволил болид, машины Haas попросту не ехали. Итальянец уступил опытному напарнику Грожану чуть более двух десятых, расположившись следом за ним. Антонио оставил хорошее впечатление. Во второй сессии Сайнс подтвердил упрёки в адрес индонезийца, а Магнуссен, что болиды Haas не сильно отличаются друг от друга. В квалификации из интересного были только Force India и McLaren, но об этом позже. Испуг у российских фанатов вызвал дым из задней части болида Даниила Квята, но к счастью всё обошлось.
Но и перейдём к самой гонке. Сразу же обратим внимание на инцидент с участие сразу четырёх пилотов – Кими Райкконена, Макса Ферстаппена, Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо. Этот момент предрешил судьбу всей гонки. На стартовой решётке немец располагался на поуле, нидерландец на второй позиции, финн на четвёртой, а испанец вовсе начал заезд с 8 строчки. Феттель не очень удачно стартовал, зато безупречно отреагировал Райкконен. Макс спокойно догнал Себастьяна, а с ними стремительно сравнялся Кими. Себ немножечко сместился в сторону Макс, тоже самое сделал и финн. Причём последний явно пытался выйти на более выгодную траекторию, а Феттель защититься от Макса. Нидерландец оказался в «коробочке». Получилось так, что Кими задним правым колесом влетел в переднее левое Ферстаппена, в итоге попросту потеряв его. Макс слегка сбавил. После поломки болид Райкконена закрутило в правую сторону, где он невольно сломал переднюю часть машины напарника. Финн абсолютно потерял контроль над машиной и, в качестве пассажира, катился по прямой к первому повороту. По неудачному стечению обстоятельств, на его траектории вновь оказался Ферстаппен, который в итоге был проторпедирован, будто Феттель Квятом, неуправляемым объектом, что вынудило его досрочно вернуться в паддок. Больше всего не повезло Алонсо, который в этот момент догнал эту кучу малу, и когда Ferrari вынесло Red Bull, был зацеплен и McLaren, которого подбросило вверх, развернуло, но гонку он продолжил. Изначально казалось, что испанец хорошо отделался, не повредив болид. Однако затем оператор поймал камерой болтающийся из днища элемент, после чего из боксов Фернандо сообщили, что потеряли телеметрию, а на 7 круге испанец заявил о потере мощности и сошёл с дистанции. Феттель, потерявший носовую часть, тоже пытался продолжить гонку, но уже на первой же прямой его нещадно развернуло – прижимной силы совершенно нет, болид сильно повреждён, доехать до боксов невозможно, гонка закончена и для второго пилота Ferrari. FIA не стала давать штрафов ни кому из участников инцидента. Феттель сказал, что лишь защищался от Ферстаппена, который, в свою очередь, обвинил Себастьяна в опрометчивости и излишней агрессивности, которая привела к аварии. Райкконен не смог назвать причину столкновения, а Алонсо вовсе не стал искать её. Произошедшее позволило Mercedes увеличить отрыв от Ferrari в Кубке Конструкторов на 40 очков, а Хэмилтону от Феттеля до 28 очков. Эта авария может стать решающей в борьбе за чемпионский титул.
Чудом избежал контакта второй пилот Red Bull Даниэль Риккардо. На старте он располагался между Ферстаппеном и Райкконеном. Он немного «проспал» старт, что, в итоге, и спасло его гонку. Оказавшись позади вышеназванных пилотов, он попросту сначала объехал их, а затем успел проскочить до того, как болид Кими протаранил Макса и Фернандо. В итоге, он остался в борьбе, но, к сожалению, пропустил вперёд Льюиса Хэмилтона, так и не сумев по ходу гонки догнать его. А ведь Red Bull показывали шикарный темп по ходу всего этапа. Первое и второе места в первой тренировки, первое и третье места во второй тренировке, первое место и в третьей тренировке, затем 2 и 3 места в квалификации. Казалось бы, можно было заехать обоими болидами на подиум, но Ферстаппену не повезло, а Даниэль не сумел добраться до легендарного пилота, который воспользовался обстоятельствами. Возможно, австралийца подвела стратегия, ведь он сделал на один пит-стоп больше, сменив после 11 круга одни промежуточные шины на другие, при этом вторую остановку австралиец сделал на один круг раньше, чем британец. Дэн мог бы побороться за победу, если бы не эта ошибка.
Больше всего выгоды от аварии получили Mercedes. У «Серых стрел» были серьёзные проблемы, которые и ожидались. По темпу болиды уступали и Ferrari, и Red Bull, что проявлялось и на тренировках, и в квалификации. Но стечение обстоятельств вывело Льюиса Хэмилтона на первое место. Его напарник Вальттери не сумел воспользоваться этим, хотя позже его вперёд вывела тактика одного пит-стопа. Вообще, Mercedes знают, как находить выигрышную стратегию. За машиной безопасности помимо Льюиса и Даниэля финна обгоняли Серхио Перес и Нико Хюлькенберг, а также затем его обогнал и Джолион Палмер. Тем не менее, все эти трое стартовали не на промежуточной резине, а на дождевой, что вынудило их сменить комплект. Боттас спокойно занял третье место. Mercedes вынесли максимум из этой гонки, упрочив своё положение в чемпионате. К слову, отставание Боттаса от Феттеля сократилось до 16 очков. То есть Вальттери ближе к Себастьяну, чем тот к Льюису.
Неоднозначным вышел этап у Force India. Да, успеха от них никто не ждал – они хороши на прямых, в поворотах явно не лучшие «среди остальных». Серхио Перес показывал неплохое время на тренировках, а вот Эстебан Окон оставлял желать лучшего. Но в квалификации оба болида неожиданно не прошли в третий сегмент, что для такой команды является провалом. Обновления, сделавшие из болида трицератопса, не сильно помогли «Розовым Пантерам». Зато помогло произошедшее на старте, Перес с 12 места прорвался аж на 4-е. Но неправильный выбор шин на старт не позволил побороться мексиканцу за подиум, пришлось довольствоваться пятым местом, что, всё равно, выше среднестатистического места на среднестатистическом этапе, тем более что 5-я строчка на трассе, которая не подходит твоему болиду – это хорошее достижение. А вот молодой француз Эстебан Окон пока оставляет желать лучшего на сложных трассах вроде этой. «Тилькедромы» или классика вроде Спа-Франкоршама даётся ему хорошо, но вот Монако, Венгрия и Сингапур – не самые лучше для него этапы. Но не забываем, что он проводит первый полноценный сезон на конкурентоспособном болиде, поэтому надеемся, что в будущем сезоне здесь он сможет побороться за высокое место, а пока лишь 10-е место.
Отметим и Toro Rosso, которые доживают свои последние этапы на моторах Renault. Карлос Сайнс наконец добился своего, в следующем году ему не придётся ездить за молодёжную команду Red Bull, его настроение было отличным, о чём мы писали в «Ожиданиях от Сингапура». Две тренировки, что провёл испанец, не произвели особого впечатления, оба раза Сайнс был 12-м. Но в квалификации настало его время, он сумел пройти в финальный сегмент, где, правда, показал последнее время. В гонке ему очень помог стартовый выбор шин – промежуточные. Это позволило сэкономить одну остановку. Интересно, что Карлос стал единственным, кто на волне перехода на слики выбрал не ултра-софт, а супер-софт. Это было ошибкой, потому что в итоге испанец не сумел сдержать Нико Хюлькенберга, который, правда, в итоге сошёл, а также много сил было отдано на сдерживание Серхио Переса, что всё-таки удалось. Идеальный уик-энд для Сайнса, четвёртое место – лучший результат в его карьере! Но полностью противоположной вышла гонка для его напарника Даниила Квята. Россиянин показывал на тренировках время на уровне 13 места, на нём же он и квалифицировался. А в гонке одна единственная ошибка оказалась роковой. В 7-м повороте Даня допустил блокировку колёс, из-за чего отправился прямиком в ограждение, став второй причиной появления Майландера на трассе. Эта ошибка совсем некстати, ведь его контракт пока не подтверждён. Конечно, уход Сайнса в Renault укрепил позиции Квята, но Пьер Гасли показывает прекрасные результаты в Японии, а Мацусита имеет отличную поддержку со стороны нового поставщика моторов для Toro Rosso Honda. Если россиянин не наберёт очки в оставшихся в этапах, то рискует остаться за бортом Формулы 1.
Renault были близки к идеальному результату, но ограничились лишь хорошим. Хюлькенберг в тренировках показывал должное время, Палмер же наоборот плёлся где-то во второй половине. В квалификации Джолион остался 11-м. В гонке Нико отлично прорвался, воспользовавшись инцидентом среди лидеров, и оказался на третьей строчке. Вот только старт на дождевых шинах испортил планы немца, пришлось делать лишний пит-стоп. Тем не менее, даже он позволил Хюлькенбергу бороться за высокую строчку. Но далее случились технические проблемы, которые сначала заставили лишний раз заехать на пит-лейн, а на 49 круге сойти вовсе. А всё так хорошо шло для Нико… Зато Палмер наоборот в гонке раскрылся по полной. Он тоже начинал на дождевых шинах, но даже с двумя пит-стопами сумел прорваться на шестую позицию. По ходу гонки ему удалось обогнать даже Вальттери Боттаса! Это говорит о том, что болид Renault очень конкурентоспособен и в следующем году французская команда может вполне побороться за звание лучших «среди остальных». Отметим, что такое выступление Джолиона заставляет задуматься о его реальной силе.
Этот уик-энд должен был стать показательным для McLaren. В принципе, таковым он и стал, «рыжие» демонстрировали прекрасную скорость на тренировках, сумели вдвоём классифицироваться в первой десятке, а из первого поворота Алонсо выходил четвёртым, оставив позади обоих Mercedes! Шасси McLaren действительно способно показывать отличный результат. Но вот беда, Алонсо стал жертвой обстоятельств. Он мог бы побороться за подиум, если бы не стал жертвой «замеса». Очень жаль испанца. У Вандорна всё шло хорошо, даже с учётом того, что он стартовал на дождевой резине. Его подвели механики, у которых при замене шин, когда Стоффель переходил на слики, возникла заминка, из-за которой бельгиец потерял львиную долю времени. Тем не менее, он финишировал 7-м, что шикарный результат для McLaren. Их будущее обнадёживает.
Превзошли в определённой степени ожидания Williams. Тренировки и квалификация убедили даже самых оптимистичных, что британский болид имеет значительные проблемы с аэродинамикой, он попросту не ехал и не позволил ни Массе, ни Строллу выйти даже из первого сегмента квалификации. В гонке Масса в очередной раз убедил всех, что он уже не молод и постепенно теряет хватку. Он не смог навязать достойной борьбы практически никому. Даже Кевин Магнуссен не испытал серьёзных проблем при обгоне бразильца. Не понятно, зачем Масса сменил ультра-софт на него же. В итоге, за исключением сошедших, Филипе сумел обогнать лишь пилота Sauber Паскаля Верляйна, который вовсе отстал на 2 круга от пелотона. Вероятно, после таких результатов, Массу в следующем сезоне мы можем не увидеть. Подтверждение тому выступление его напарника Лэнса Стролла, который оказался аж на 8 позиции, обогнав Окона и Грожана. Но Лэнсу, будем честны, помогла его тактика 1 пит-стопа и тактика 3 пит-стопов от Эстебана. Тем не менее, канадец набирает ход!
Не ехал ещё одна команда, но на этот раз американская – Haas. Они показывали ужаснейшее время в тренировках, ужасно провели квалификации и не выделились на гонке, хотя были не хуже Williams и, в частности, Массы. Грожан с одним пит-стопом сумел расположиться на 9 строчке, а вот у Магнуссена отказала турбина, из-за чего он досрочно закончил гонку. Haas пока молодая команда, поэтому им простительно такое выступление на подобных трассах. Но это всего лишь пока.
И на закуску расскажем про команду, которая в гонке повеселилась от души. Комментировать их выступления в заездах на время смысла нет, потому что там изначально понятно чего они стоят. Скажем лишь, что Верляйн переквалифицировал Эриксона и дважды был быстрее на тренировках. Но чем же они повеселились в гонке? Дело в том, что ещё на первом же круге, когда на трассу выехала машина безопасности, и Эриксон, и Верляйн зачем-то решили сменить дождевые шины на дождевые. Конечно, понятно, что они с этого ничего не потеряли, так как всё равно потом встали за пелотоном, но зачем было менять новый комплект резины, который проехал менее двух кругов, это с учётом круга прогрева, на такой же? Не уж-то они решили, что один круг износа много решит для них? Далее Маркус стал одним из первых, кто перешёл на слики, но он выбрал софт. Почти сразу команда поняла, что сделала глупость и вновь зазвала шведа в боксы, после чего он выехал уже на пурпурных ободках, и почти сразу же он потерял управление и врезался в отбойник, из-за чего болид перестал работать. В случае с Верляйном тоже была лишняя непонятная смена ультра-софта на ультра-софт. Примечательно, что Паскаль дольше всех ехал на дождевой резине, аж 21 круг, в то время как второй и третий по длительности отрезки на синих ободках были 17 и 13 кругов. В итоге немец отстал на 2 круга, став единственным из финишировавших, кто проехал менее 58 кругов. Вряд ли это выступление хоть как-то положительно скажется на его резюме. С каждым этапом он всё дальше отдаляется от возможности остаться в Формуле 1.
Гонка получилась захватывающей, интригующей и непредсказуемой. Mercedes неожиданно укрепил позиции, Сайнс показал свой уровень и уровень Toro Rosso, Renault упустили прекрасный шанс набрать большое количество очков, хотя в итоге и обогнали Haas в Кубке Конструкторов. Ferrari увидели катастрофу, а Ферстаппен исполнил мечту Риккардо о выносе Феттеля, убрав в качестве бонуса ещё и Райкконена. Квят и Масса очень огорчили. Это была одна из самых ярких гонок сезона, но впереди ещё множество интересных. Следующий этап пройдёт в Куала-Лумпуре, Малайзия, с 29 сентября по 1 октября!
"Феттель, потерявший носовую часть, тоже пытался продолжить гонку, но уже на первой же прямой его нещадно развернуло – прижимной силы совершенно нет, болид сильно повреждён, доехать до боксов невозможно, гонка закончена и для второго пилота Ferrari."
Себ потерял носовую часть не в первом повороте, а, как раз в результате разворота на прямой и контакта с отбойником. А вот на прямой его развернуло, вероятнее всего, в результате удара от Кими в левый понтон, после которого из машины начала буквально хлестать жидкость (скорее всего, охлаждающая), которая могла попасть под заднее левое колесо со всеми вытекающими (простите за каламбур).
"Чудом избежал контакта второй пилот Red Bull Даниэль Риккардо. На старте он располагался между Ферстаппеном и Райкконеном. Он немного «проспал» старт, что, в итоге, и спасло его гонку. Оказавшись позади вышеназванных пилотов, он попросту сначала объехал их, а затем успел проскочить до того, как болид Кими протаранил Макса и Фернандо."
Рик не успел проскочить перед выносом Макса и Нандо, а, наоборот, притормозил, и проехал уже после столкновения, когда все трое уже улетели за пределы трассы. В поворот Алонсо входил, обойдя Дэна, вследствие чего, как ни прискорбно, и попал под замес.
Это так, что больше всего бросилось в глаза, дальше не читал, честно говоря:)
P.S. Ну и ещё, в описании событий на старте несколько раз упоминаете фразу "второй пилот" в отношении Рика и Себа. Я понимаю, что вы это делаете, исходя из того, что Макса и Кими упоминали ранее. Но поскольку эти упоминания были в другом абзаце, имхо уместнее было бы "второй" заменить на "другой":) Ибо так создаётся впечатление, что вышеупомянутых Рика и Себа вы называете вторыми пилотами своих команд. И если в случае с Дэном могут быть разные мнения, то уж с Себом... ну, вы поняли:)