15 мин.

Что нам показала Монца

Подошёл к концу 13 этап сезона 2017 Формулы-1. Королевские Гонки в 67-й раз посетили Ломбардию и выдали довольно необычный уик-энд. Нет, до того, что мы видели в Баку, даже близко не подобрались, но если соединить итальянскую субботу и азербайджанское воскресенье, то выйдет практически идеальный уик-энд. Гонка, будем честны, не была богата на события, но обо всём по порядку. Пересказывать события трёх дней особо смысла нет, ведь вы либо сами всё видели, либо читали, либо можете прочитать  в любом другом месте. Цель же данной записи совершенно другая. Что же мы увидели в этот уик-энд?

 

Прежде всего, момент с Романом Грожаном, который вполне может стать видео-уроком, показывающим начинающим водителям, почему не стоит разгоняться на мокром асфальте. Хельмут Марко, консультант Red Bull, назвал произошедшее очередной ошибкой Грожана. С этим сложно согласиться, ведь когда гонщика на прямой разворачивает – это не может быть ошибкой. Чтобы её избежать, придётся снизить скорость, а если делать это на прямой, это уже не гонки, а экзамен в ГИБДД. Впрочем, доктор Марко горазд на подобные высказывания, их не стоит воспринимать всерьёз. Далее всё приобрело комический характер, ведь никто не знал, когда возобновиться сессия, если возобновиться вообще. Кто-то стал оператором, кто-то играл в приставку, кто-то в футбол. В общем, вели себя как молодёжь, у которой внезапно отключили интернет. А чем бы вы, собственно, занялись на месте пилотов? Свои варианты можете писать в комментариях.

 

Два с половиной часа ожиданий оказались не напрасны, пилоты всё-таки вернулись на трассу и никто более не повторил судьбу Романа. Только вот сама квалификация приняла формальный характер. Да, мы увидели интересный расклад. Да, мы увидели промежуточную резину в деле, но для этого можно и тесты посмотреть. Мы увидели, что у Ferrari проблемы на мокрой трассе, чего не скажешь про Mercedes. Особенно отличились Окон и Стролл. Но в чём же формальность? А она в том, что 9 пилотов из 20 получили позиционные штрафы на стартовой решётке. Для наглядности возьмём двух пилотов. Первый – Даниил Квят. Он провёл слабую квалификацию, показав 14 время, то есть оказался предпоследним во втором сегменте, но в итоге стартовал аж 8-м. Второй пример – Серхио Перес. Мексиканец квалифицировался 11-м, получил штраф в 5 позиций и стартовал 10-м. Ситуация и смешная, и грустная. Такая горстка штрафов связана с тем, что Монца, благодаря обилию прямых, имеет достаточно мест для обгонов, прорывов, а значит стартовое место не имеет весомой роли. Вот и решили все сделать замены именно в Италии. С Серхио немного другая история. Он просто мог себе позволить такое, ведь штраф нисколько не сказывался на его стартовом месте. Вот и вышло, что от квалификации, длившейся 3,5 часа, и это при условии, что гонка в Монце – самая короткая в календаре, мы получили лишь 69-й поул Льюиса Хэмилтона, который сделал его легендой, абсолютным рекордсменом по этому показателю, позади остался сам Михаэль Шумахер. Есть мнение среди болельщиков, что Льюису легко было побить этот рекорд, когда в календаре по 20 гонок, в то время как Шумахер ездил по 16 гонок за сезон. Такие люди допускают небольшую ошибку, потому что в таком случае придётся делать поправку на отношение поулов к количеству гонок. Михаэлю потребовалось 250 гоночных уик-эндов для такой цифры, в то время как Льюис добился этого в 201 квалификации. Правда, в таком отношении ни Льюис, ни Михаэль не первые, и даже не в тройке. Хуан Мануэль Фанжио опережает немца и британца с отношением в 29 поулов за 52 гонки. Также выше нашей пары стоят Джим Кларк, Айртон Сенна и Альберто Аскари.

 

Закончим с рекордом и вернёмся к Монце. Куча штрафов позволила нам увидеть очень необычную стартовую решётку. С первого ряда начинад Лэнс Стролл, которому всего-то 18 лет. Он стал самым молодым пилотом в истории Формулы-1, которому удалось стартовать с первого ряда. Следом за ним стоял ещё один молодой талант – Эстебан Окон. Все эти замены элементов позволили Sauber невероятное – двумя машинами стартовать с 6 ряда. И ровно после них начинает чреда оштрафованных, возглавляемых Максом Ферстаппеном.

 

Сама по себе гонка вышла не особо богатой на события, прямо уж горячих моментов не было вовсе. Отметим, что из-за разной погоды в квалификации и гонке, пилотам было разрешено выбирать резину на старт. Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо решили пересидеть всех и выбрали на старт Soft. Так же поступили и Джолион Палмер с Фернандо Алонсо, но вряд ли они сильно рассчитывали на финиш в очках. Все остальные выбрали классическую тактику, стартовав на самых мягких шинах – SuperSoft. Тактика работала и у тех, и у других, за исключением Романа Грожана и Макса Ферстаппена. У француза, и так намучавшегося за этот уик-энд, выехал за пределы трассы и повредил переднее антикрыло, что вынудило его совершить пит-стоп. Макс Ферстаппен пробил колесо в борьбе с Филипе Массой, что заставило его перейти на тактику с двумя остановками. Остальные пилоты заезжали в боксы не более раза.

 

В победе Льюиса вряд ли кто-то сомневался. Пилот такого фантастического уровня вряд ли упустит победу, стартуя с поул-позиции, когда его оппоненты начинают гонку за несколько машин позади, тем более что трасса идеально подходила болиду. Так и вышло, что уже после первой шиканы британец начал отрываться, а лидерство в гонке упустил единожды, и то из-за более ранней смены комплекта резины. Эта победа не только позволила утереть нос главным оппонентам в их собственном доме, но и вывела на первую строчку в личном зачёте. Вот только надолго ли, ведь впереди Сингапур и ещё несколько трасс, где очень важна аэродинамика. Вторую позицию занял его напарник Вальттери Боттас. Всё руководство «Серых Стрел», да и сами пилоты, светились от счастья. Да, повод для радости есть, однако для команды, чьи пилоты борются за чемпионство, а также лидируют в Кубке Конструкторов, победа на автодроме, который целиком и полностью подходит им, победа должна быть добыта любой ценой, пусть даже это родина вашего противника. Если бы Боттас занял даже третье место, а на второй строчке расположился не обязательно кто-то из Ferrari, а, например, Лэнс Стролл или Эстебан Окон, уик-энд был бы провальным. Немецкая команда сделала то, что должна была сделать, в том объёме, в котором положено, ведь далее ждут тяжёлые времена, особенно Сингапур, где мотор не будет играть решающую роль. Льюис обошёл Феттеля на 3 очка, однако победы в Сингапуре будет достаточно Себастьяну, чтобы вернуться на первую строчку.

 

Для Ferrari этот уик-энд прошёл не лучшим образом. Да, те отставания, которые показывали пилоты Скудерии в пятницу, были ожидаемы, а вот субботний дождь оказался совсем некстати для домашней команды, темп по мокрому асфальту ни Феттель, ни Райкконен показать не смогли. В итоге им пришлось стартовать аж с 3 ряда, что просто недопустимо на домашнем этапе. Это мог бы быть и четвёртый ряд, если бы не штраф Red Bull. Оба пилота жаловались на недостаточную прижимную силу и низкую скорость по сравнению с конкурентами.  Себастьян уже на 7 круг вырвался на третье место, после чего тройка лидеров менялась лишь из-за пит-стопов. Кими в середине заезда жаловался на заднюю часть болида, а 41-м круге его обогнал Даниэль Риккардо без особых проблем, который, к слову, стартовал шестнадцатым. Такие моменты заставляют задуматься о том, что финну пора на заслуженный отпуск, что следующий сезон с большой долей вероятности станет последним в его карьере. К слову, Кими жаловался, что в трафике его машина ужасно себя вела, что он с трудом её удерживал. В прочем, Ferrari унывать нет повода, впереди ночной Сингапур, где расклады сил у них и Mercedes диаметрально противоположны.

 

Red Bull показал интересный уик-энд. В тренировках, как и предполагалось, команда показала 5-6 места, что в первой сессии, что во второй.  Затем пришли новости о штрафах для обоих пилотов, и вот для квалификации возник интересный вопрос – они будут гоняться в полную силу, или же поберегут резину и болиды, всё равно же стартовать с конца. Погода сыграла свою роль, Макс и Даниэль решили посоревноваться с другими пилотами. Мы увидели потрясающий темп на мокрой трассе, 2 и 3 времена! Штрафы, конечно, подпортили ощущения, но, тем не менее, отличный результат. В гонке мы всё-таки увидели, кто из пилотов австрийской команды что из себя представляет. Макс, например, который отлично проводит квалификации, выдаёт довольно посредственные гонки. Да, в большинстве случаев виной технические неполадки, но всё же... Вспомните Хуангароринг, где Макс попросту выбил Дена. Вот и сейчас Ферстаппен показывал излишне агрессивное вождение, за что и поплатился. За три круга он прорвался с 13 места на 8-е, но в пылу борьбы с Филипе Массой голландский пилот получил прокол, который вынудил его заехать на пит-лейн и перейти на тактику двух пит-стопов.  Потом, конечно же, он начал отыгрывать позиции, но было слишком поздно. С горем пополам он вырвался на 10-е место. Кстати, эту самую итоговую позицию он отвоевал у Кевина Магнуссена перед первой шиканой, где очень агрессивно перегородил ему траекторию, выдавив того за пределы. Датчанин сам славится опрометчивыми действиями, поэтому они ещё легко отделались, избежав контакта. Было бы очень глупо, если бы в конце гонки они попали в аварию и вынудили пелотон финишировать за Берндом Майландером. Впрочем, в итоговом протоколе бы от такого развития событий выиграл бы лишь Даниил Квят, который шёл сразу за ними двумя, ведь это был последний обгон в гонке. А вот Риккардо в очередной раз показал мастерство прорыва. Стартовав 16-м на более жёстких шинах, он уже на 4-м круге оказался в десятке. Стратегия сработала в полной мере, поздний пит-стоп с переходом на мягкую резину позволил обогнать Кими Райконенна на софте и занять четвёртую строчку в протоколе. Методичность в действиях Риккардо доказывает, что на данный момент австралиец классом выше своего напарника. Добавим, что Даниэль увеличил отрыв от Райкконена до 6 очков.

 

Force India провела не самый впечатляющий уик-энд. Точнее, не ярок он вышел у Серхио Переса. Окону отдадим должное, он лишь второй раз за болидом Формулы-1 в Монце, но уже фантастический результат. Пятое место в квалификации, позади остались оба пилота Ferrari! Француз прекрасно справился с погодными условиями. Для Force India итальянская трасса действительно подходящая. В гонке он сумел опередить Лэнса Стролла, а вперёд пропустить лишь пилотов топ-уровня – это Феттель, Риккардо и Райкконен! Этот уик-энд точно можно занести в актив Эстебана со знаком «плюс». Другие дела обстоят с его напарником Чеко Пересом. В квалификации он показал ужасный результат, не сумев попасть в финальный сегмент, что не позволительно на таком болиде даже в дождь. 11-е время, старт десятым, и всего лишь одна отыгранная позиция. Обогнать ему удалось лишь Квята и Магнуссена, которые, будем честны, не ровня «Розовым Пантерам». Нужно было обгонять хотя бы Массу, но этого сделать мексиканцу не удалось. Очки нужны были кровь из носу, ведь теперь у Переса и Окона будет серьёзная головная боль в виде Нико Хюлькенберга. Оценить новую политику Force India нам не довелось, потому что понаблюдать за борьбой двух пилотов не представлялось возможности. Однако вполне возможно, что в Сингапуре нам её предоставят.

 

Хорошо провели уик-энд пилоты Williams. Они продемонстрировали, на что способен мотор Mercedes, даже на таком посредственном болиде. В квалификации неожиданно выстрелил Лэнс Стролл, второе место для рента-драйвера – идеальный результат. Лэнс, похоже, всё-таки умеет справляться с непредсказуемыми ситуациями, ведь до этого был подиум в Баку. Стролл уже вошёл в историю, возможно, конечно, временно – он самый молодой пилот, которому удавалось стартовать с первого ряда. Поблагодарить, конечно, он должен и руководство Red Bull, но четвёртое время на таком болиде – феноменально. Филипе показал только девятый результат, но на фоне последних достижений это вполне повод улыбаться. В гонке бразилец не запомнился ничем, кроме событий третьего круга, где об него получил прокол Макс Ферстаппен. Единственное, что можно отметить – это то, что он не дал Серхио Пересу не более быстром болиде себя обогнать. Лэнсе же в гонке не стал конкурентом практически ни для кого, вторую позицию он потерял ещё до первого поворота, пусть и с помощью Хэмилтона, а уже на четвёртом пропустил Боттаса с Феттелем. Нет, понятно, что на Williams этого года конкурировать с Ferrari и Mercedes практически невозможно, но явно можно было продержаться более чем 3,5 круга. Вообще, у канадца проблемы с защитой позиции против заведомо более быстрых противников, чего стоит только вспомнить потерю второй позиции в Баку перед клетчатым флагом. Да, Лэнс молод, но есть же Ферстаппен. Стролл, к сожалению, никогда не станет пилотом топ-уровня, его максимум – быть первым лидером середины пелотона.

 

Ужасно складывались дела у Renault, они не были конкурентоспособны уже на тренировках. В квалификации в очередной раз огорчил Джолион Палмер, не сумев выйти из первого сегмента. Во втором борьбу за высокое место закончил и Нико, в последнее время радовавший своими результатами. Перед гонкой руководство французской команды решило внести небольшие изменения в болиды, оба пилота получили штрафы, в итоге на стартовой решётке они получили 14 и 17 места. Для такой трассы это слишком низко, чтобы вести борьбу за очки. Собственно, ничего у них и не вышло. Нико сумел отыграть только одну позицию, а Джолион вовсе не добрался до финиша, отличиться всё-таки сумел. В Спа-Франкоршаме в борьбе с Фернандо Алонсо испанец выдавил его за пределы трассы и не получил штраф. Это вывело из себя британца, который открыто раскритиковал такое решение FIA. Так случилось, что в Монце они вновь схлестнулись, Джилон выехал за пределы трассы и, срезав, опередил Алонсо, а потом не вернул позицию. За это Палмеру полагался пятисекундный штраф, который, по мнению Фернандо, слишком мягок. Через несколько кругов после схода британца мы услышали одни из лучших радио-переговоров в сезоне, испанец интересовался про Палмера

- Как дела у Палмера?

- Он сошёл с дистанции.

- Это Карма.

Гонка была настолько не богата на события, что это можно назвать моментом дня. Палмер, между прочим, за это получил штрафной балл в лицензию, который для него стал шестым.

 

Ничего нельзя сказать про Toro Rosso и Sauber, потому что и те, и другие показали то, что могли показать в таких условиях. Единственное, что хотелось бы отметить, это одно из сообщений Квята команде, в котором он раздраженно констатировал, что даже McLaren едет быстрее.

 

Haas, как и предполагалось, плохо справились с условиями, которые преподнесла погода. Яркий тому пример Роман Грожан в квалификации, он стал единственным, кто не сумел завершить её. Когда болид попадает в аквапланирование, то, скорее всего, проблемы есть и с настройками. В частности, присутствует недостаток прижимной силы. Судя по всему, американцы сделали упор на гонку и попросту проиграли, у Романа просто не было шансов хоть что-то показать, стартовав с последней строчки. Обогнать Sauber и McLaren, которые и до финиша-то не добрались – это не великое достижение. Магнуссен в конце пропустил Ферстаппена, потеряв потенциальное очко. На какой шанс у него был против Red Bull? Это он ещё молодец, что не стал убиваться об Макса, когда тот его обходил. Просто, зная его характер, такое могло бы произойти. Вот если бы вместо Ферстаппена там был Хюлькенберг, мы бы, наверное, могли увидеть и машину безопасности.

 

И, конечно же, McLaren. Монца должна стать решающим аргументом в переговорах Toro Rosso, McLaren и Honda. Это было известно ещё до начала самого этапа. Японцы предоставили новую силовую установку, McLaren показали неплохой темп в пятницу, но он так и остался там. На 34 круге мы услышали знаменитое «I have no power», только теперь в исполнении Вандорна. Алонсо всю гонку интересовался делами Палмера, выдав прекраснейшие радио-переговоры. Навязать кому-то конкуренцию таки не удалось. На 51 круге сошёл и Алонсо, но это не связано с техническими проблемами. Дело в том, что есть два способа заменить коробку передач без штрафов. Первый – проехать на старой 6 этапов. Второе – сойти на предыдущем этапе. Механики решили использовать второй вариант, всё равно испанец ни за что не боролся.  Ждём новую коробку передач у Фернандо в Сингапуре. К слову, таким же путём пошёл и Маркус Эриксон. Мнимый прогресс Honda исчезает сразу, как только начинают говорить о нём. Только McLaren показывает темп, только они говорят, что появился хоть какой-то шанс, сразу же случаются проблемы, не позволяющие довести дело до конца. Судьба McLaren сейчас не в их собственных руках. Renault отказались поставлять свои моторы четвёртой команде. Сами Renault и Red Bull точно останутся с их моторами, а Toro Rosso точно не захочет переходить на Honda. Не понятно, что может убедить итальянскую команду сделать такой шаг. При таком раскладе, у McLaren путей мало, вряд ли удастся найти нового поставщика.

 

Подводя итог, скажем, что уик-энд получился занимательным, но не богатым на события. Квалификация – всё, что спасло этап в Монце от провала. Яркий пример то, что событием гоночного дня стали радио-переговоры, а не какой-то манёвр. Mercedes оформил положенный дубль, Ferrari академично расположились чуть позади, пропустив вперёд мастера прорывов Риккардо, Окон продемонстрировал свой уровень, а Стролл показал, что в нормальных условиях он не самый грозный противник. Следующий этап пройдёт в Сингапуре с 15 по 17 сентября. Спасибо за внимание.