Паровозик из Ромашкова. Как Ярно Трулли будоражил всех пилотов «Формулы-1»
Итальянец так и остался для всех загадкой. Ярно Трулли провел 256 Гран-при и добился лишь одной победы в карьере. Победы на миллион! В прямом смысле этого слова. Трулли был мастером квалификаций. Ему в руки ни разу не попадала конкурентоспособная машина. Такая могла быть, но итальянец из-за ссор с руководством команды «Рено» должен был уйти из нее перед чемпионским сезоном. Наверное, все еще помнят «паровозик Трулли». В середине 2000-х Ярно так высоко квалифицировался, что был вынужден в гонке сдерживать более быстрых пилотов. Сегодня у вас есть шанс вспомнить его карьеру, где Трулли считал Алонсо своим другом. Также на несколько минут вы можете забыть его ошибки и насладиться его квалификационными кругами разных времен.
Итальянец попытался создать в «Формуле-Е» собственную команду Trulli GP, но затея провалилась. Ярно смог за два сезона только один раз финишировать в очках. В 2015 году она прекратила свое существование.
Алехандро Агаг: «Я очень благодарен Ярно. Он пришел очень рано в чемпионат. Он был важен для чемпионата на ранних стадиях. Он и его команда старались. Иногда в гонках это случается. Гонки были красивые, но это спорт, остаются лишь лучшие».
Сегодня мы вспоминаем его карьеру в «Формуле-1»…
Ярно родился 13 июля 1974, в Пескаре, Италия. Его родители были фанатами мотогонок. Необычное для Италии имя Ярно получил в память о финском мотогонщике Ярно Сааринене, трагически погибшем в 1973 году на автодроме в Монце.
Трулли занимался картингом ещё в детстве, но в профессиональные гонки пришёл поздно. Ярно выиграл чемпионат Италии по картингу, а затем чемпионат Европы. После этого он перешёл в «Формулу-3», и выиграл Германский чемпионат в 1996 году.
В 1997 году Трулли планировал продолжить карьеру в «Формуле-3000» в Японии, но итальянцу позвонил руководитель команды «Минарди» и предложил ему место в «Формуле-1». В первых гонках он очень плавно пилотировал машину и уже после седьмого Гран-при был вынужден заменить Оливье Паниса в команде «Прост». «Минарди» была аутсайдером и не могла обеспечить дебютанту ни быстрой машины, ни зарплаты. Оливье Панис, основной гонщик команды «Прост», сломал ноги в аварии, и Алену Просту требовалась замена. Трулли провел семь гонок, заменяя француза, и показал неплохие результаты: он финишировал четвёртым на Хоккенхаймринге, а в Австрии лидировал в первой половине гонки, но вынужден был сойти из-за сгоревшего двигателя. Трулли вынужден был уступить своё место вернувшемуся Панису на последних трёх гонках, но Ален Прост уже подписал с итальянцем контракт на следующий сезон на постоянной основе. Итальянец занял 15-е место в личном зачете, опередив своих напарников: Юкио Катаяма и Синдзи Накано.
В новом сезоне его напарником стал Оливье Панис. Сезон в «Просте» оказался не столь впечатляющим: команда страдала из-за ненадежности моторов «Пежо» и Трулли часто заканчивал гонку из-за сгоревшего двигателя, а иногда даже не мог стартовать. Итальянец набрал единственное очко в дождевой гонке в Бельгии. На Гран-при Канады Трулли столкнулся с пилотом «Бенеттона» Александром Вурцем. Из-за аварии в гонке был показан красный флаг. Трулли не пострадал и продолжил гонку на запасном болиде. Трулли закончил сезон на 16-м месте впереди напарника. Панис так и не смог полностью восстановиться после травмы.
Новый сезон команда «Прост» начала с тем же составом. В сложном, дождевом Гран-при на Нюрбургринге, где с трассы сошло большинство лидеров, Ярно смог финишировать вторым, отбив атаки Рубенса Баррикелло. Только одно очко еще удалось завоевать итальянцу на неконкурентоспособной машине в этом сезоне. В итоге Трулли завершил сезон на 11-м месте. Ярно имел контракт с командой и на следующий сезон, но итальянцу нужна была более быстрая машина.
Выгодное предложение поступило от Эдди Джордана, чья команда была одним из лидеров чемпионата в то время. С 2000 года Трулли занял место ушедшего на покой чемпиона мира Деймона Хилла. Партнером итальянца стал вице-чемпион мира, известный гонщик Хайнц-Харальд Френтцен. Однако команда уже не могла предоставить пилотом отличной машины. Скорость в квалификациях впечатляла, а вот реализовать ее в подиум так и не получилось. Оба гонщика «Джордана» стабильно набирали очки и закончили чемпионат девятым и десятым — Френтцен лишь на одно место впереди.
Со следующего года Трулли начал постепенно опережать Френтцена. На болидах стоял мощный двигатель «Хонды», но на результатах это никак не отразилось. Хайнц-Харальд, к тому же, поссорился с руководством команды и был уволен. До конца сезона немца заменяли Рикардо Зонта и Жан Алези. В ходе многочисленных замен в команде, «Джордан» символически поменяли номер Ярно Трулли с 12 на 11, сделав его номинальным «первым пилотом». Трулли удалось финишировать четвертым в Барселоне и Индианаполисе. Итальянец закончил сезон 9-м. Однако финансовые проблемы «Джордан» к тому времени стали очевидны, и итальянец покинул команду.
Личным менеджером Трулли был в то время известный итальянский предприниматель, экс-директор «Бенеттона» Флавио Бриаторе. В середине 2001 года Флавио был назначен во главу новой заводской команды «Рено», и вскоре пригласил своего подопечного в её состав на место Джанкарло Физикеллы. Его партнером по команде стал Дженсон Баттон. Ярно провел сложный сезон. Он долго не мог привыкнуть к машине, его преследовали неудачи. Часто итальянец находился в тени в гонках. Ярно, как правило, опережал англичанина в квалификациях, но в гонках набрал на пять очков меньше и закончил чемпионат восьмым против седьмого места Дженсона. Лучшим результатом для него стало четвертое место Монако и Италии. Трулли смог закончить сезон на рекордном для себя 8-м месте.
Баттон ушёл в «BAR-Honda» на следующий год, и Алонсо стал новым партнером Трулли. «Рено» 2003 года была явно быстрее предыдущей, Трулли и Алонсо набирали очки почти в каждой гонке. При этом, новичок-испанец чаще всего опережал опытного Ярно, попадал на поул-позишн и даже выиграл одну гонку. Трулли же довольствовался «бронзой» в Германии и восьмым местом в общем зачете, с внушительным очковым счетом — 33.
Начало чемпионата 2004 года Трулли провел ярко, набирая очки в каждой гонке, впервые стартовал с поул-позишн в престижной гонке в Монако. В той же гонке он впервые в своей карьере победил, в упорной борьбе, в то время как Алонсо разбил свою машину. Однако конец сезона для итальянца оказался испорчен рядом сходов и неудачных финишей. Отношения гонщика с Бриаторе испортились, и в результате два итальянца уволили друг друга: Ярно отказался от услуг Бриаторе как менеджера, а сам был уволен из команды за три гонки до конца чемпионата. Его место временно занял экс-чемпион мира Жак Вильнёв, а со следующего года в команду вернулся Джанкарло Физикелла. Трулли же перешел в «Тойоту», где в последних двух гонках сезона заменил Рикардо Зонту. Итальянец закончил сезон на 6-м месте с 46 очками. Этот результат стал для него самым лучшим в карьере.
Для проведения рекламы фильма «Двенадцать друзей Оушена» на основных болидах «Ягуар» и запасном во время Гран-при Монако были установлены бриллианты стоимостью в 250 тысяч долларов. Однако на первом же круге гонки молодой пилот «Ягуара» Кристиан Клиен врезался в отбойник в шпильке «Левс» - самом медленном повороте во всей «Формуле-1». В этой аварии и был потерян бриллиант чистой воды: болид практически сразу после инцидента был возвращен в гараж, но камня на нем уже не было. Однако ранее сообщалось, что все бриллианты, выданные «Ягуару», были застрахованы как раз на случай подобных аварий.
Свой полноценный сезон за «Тойоту» Трулли провел в 2005 году. После межсезонных тестов Ярно лучше приспособился к японской машине. Toyota TF105 2005 года оказалась одной из самых быстрых машин в истории команды. Трулли и его новый партнёр Ральф Шумахер успешно выступили в 2005 году, приведя команду к четвёртому месту в кубке конструкторов. Ярно стартовал вторым в Австралии, а затем и в Малайзии, где смог трансформировать этот результат во вторую позицию на финише. Трулли принес для команды первый подиум в ее истории. Затем вторым приехал в Бахрейне и третьим в Испании. Яроно завоевал поул-позишн в скандальной гонке на Старой Кирпичнице. Эта гонка, которая могла стать второй победой Ярно, осталась в истории из-за шинного скандала. Из-за дефектов в шинах Мишлен Ральф Шумахер попал в тяжелейшую аварию на квалификации, чудом избежав гибели. Гонка оказалась на грани отмены или переноса, но под давлением команды «Феррари», пользовавшейся резиной Бриджстоун, все же была проведена. Но две трети команд, в том числе Тойота, отказались в ней участвовать — таким образом, поул-позишн Трулли пустовал на стартовом поле, и он (в числе 14 гонщиков) даже не стартовал в гонке. В большинстве гонок Ярно был быстрее более высокооплачиваемого напарника Ральфа Шумахера, но сезон итальянец завершил, уступив немцу два очка.
Трулли неплохо начал новый сезон. Правда в первых восьми гонках сезона ему не удалось набрать очков. Итальянец исправился в Канаде, стартовав четвертым и финишировав шестым. Затем приехал четвертым в США, седьмым в Германии, Италии, шестым в Японии. На последнем этапе в Интерлагосе Ярно выступал хорошо, но был вынужден вместе с Шумахером сойти из-за проблем с подвеской. Сезон Трулли завершил на 12-м месте. Напарник опять опередил его в личном зачете.
Сезон-2007 Трулли также начал в составе «Тойоты», показывающей по-прежнему результаты команды-середняка. В новом сезоне Ярно стал явным лидером команды на фоне спада в результатах Ральфа Шумахера. В Малайзии он приехал седьмым, набрав первые очки в сезоне. Затем добыл еще парочку в Бахрейне. На Гран-при Испании был вынужден сойти из-за механических проблем. В Монако Трулли не смог ничего добиться, приехав 15-м. За всю гонку ему удалось опередить только своего напарника Шумахера. Самым худшим квалификационным местом в сезоне для него стало 14-е место. Итальянец смог приехать шестым на Индианаполисе. Трулли назвал этот результат «невероятным». На Гран-при Франции он столкнулся с пилотом «Рено» Хейкки Ковалайненом и был вынужден сойти. Трулли обвинили в этой аварии. Во второй половине сезона Трулли лишь в Бразилии смог набрать очки.
Появились слухи о том, что его будущее в «Тойоте» под угрозой. Все думали, что его заменит Хейкки Ковалайнен в 2008 году. Оказалось, что финн подписал контракт с «Маклареном».
После неутешительных результатов прошедшего чемпионата, в сезоне-2008 команда предоставила Ярно новый болид TF108, который разрабатывался с учётом рекомендаций и пожеланий Трулли. Трулли надеялся, что «Тойота» сделала большой шаг вперед. Его новым напарником стал Тимо Глок. C самого начала сезона Трулли демонстрировал впечатляющую скорость, боролся за очки в числе первых 8 гонщиков и уже во второй гонке в Малайзии занял 4-е место. В итоге из 18 гонок Трулли заработал очки в 10 из них, а в Гран-При Франции, после захватывающей борьбы с «Маклареном» Хейкки Ковалайнена, завоевал очередной для команды подиум впервые с Гран-При Австралии 2006. Итог чемпионата — 31 очко и девятое место в общем зачете. Лучше, чем в предыдущие 2 сезона, но хуже, чем рассчитывал Ярно.
Трулли верил в перемены в 2009 году в команде. В первой гонке Сезона 2009, Трулли стартовал с пит-лейна, из-за гибкого заднего антикрыла «Тойоты», которое нарушало технический регламент. В гонке он финишировал третьим, но его оштрафовали, прибавив к его результату 25 секунд, за обгон Льюиса Хэмилтона под жёлтыми флагами. Спустя несколько дней стало известно, что Хэмилтону поступил приказ пропустить Ярно, из-за этого Льюис был дисквалифицирован, а Ярно вернули третье место. На Гран-при Малайзии он стартовал с второго места, но после пит-стопа и последовавшего ливня откатился на четвёртое место. На следующем этапе, Трулли сошёл после столкновения с Робертом Кубицей. В Бахрейне, Ярно впервые с 2005 года заработал поул-позицию и впервые установил быстрейшее время на круге, но приехал лишь третьим. Также на этом гран-при Трулли заработал свой юбилейный 10-й подиум и проехал юбилейный 10000-й круг дистанции в гонке. На первом круге Гран-при Испании попал в аварию, приведшую к сходу. Этот сход стал 13-м в карьере Трулли, когда он закончил гонку на первом круге, что является максимальным показателем за время существования «Формулы-1». На Гран-при Монако 2009 года Трулли и его напарник Тимо Глок заняли последний ряд стартового поля, финишировал 13-м. В Турции Ярно квалифицировался пятым и пришёл к финишу четвёртым. Но в следующих шести Гран-при Ярно один раз сошёл из-за поломки трансмиссии в Бельгии и получил только одно очко в Венгрии. Затем, Трулли занял второе место в Японии, опередив действующего чемпиона мира Льюиса Хэмильтона. На Интерлагосе Ярно попал в аварию после опасного инцидента с Адрианом Сутилем на первом круге. Позже, Ярно был оштрафован на 10 тысяч долларов стюардами FIA за нападки на Адриана сразу после аварии. В Абу-Даби Ярно набрал 2 очка. Трулли приехал в очках в последней гонке в истории команды.
В декабре 2009 года Трулли и Хейкки Ковалайнен были объявлены пилотами новой команды «Лотус». В одном из интервью Ярно признался, что вел переговоры с «Заубером». Только в одном из четырех первых Гран-при смог приехать итальянец. Ковалайнен выглядел заметно лучше на его фоне. «Все происходит только на моей машине», - сказал Трулли. За весь сезон Ярно сошел восемь раз и его лучшим результатом стало 15-е место на Гран-при Японии. Сезон завершил итальянец на 21-й позиции. Появились слухи об уходе Трулли и его переходе в «Наскар».
Но ему предложили остаться в команде. Его напарником опять стал Ковалайнен. Итальянец хорошо начал сезон и смог приехать в Монако 13-м – лучший результат в сезоне. На Гран-при Италии объявили о том, что тот продолжит свои выступления за команду в следующем году. Команду в третий раз переименовали и 17 февраля 2012 года объявили о том, что Виталий Петров заменит Трулли в предстоящем сезоне. Впервые с 1969 года в «Формуле-1» не осталось ни одного итальянского пилота. Его нет и по сей день.
7 кругов, принесших квалификационный триумф Трулли
Гран-при Монако 1999 года
Гран-при Японии 2003 года
Гран-при Монако 2004 года
Гран-при Европы 2004 года
Гран-при Малайзии 2005 года
Гран-при Бельгии 2005 года
Гран-при Италии 2007 года
В напарниках у него были: Юкио Катаяма, Синдзи Накано, Оливье Панис, Хайнц-Харальд Френтцен, Рикардо Зонта, Жан Алези, Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо, Ральф Шумахер, Тимо Глок, Камуи Кобаяши и Хейкки Ковалайнен.
Ярно Трулли удивительный пилот. Ему удалось провести в «Формуле-1» целых 15 сезонов. Таких пилотов не так уж и много. Трое еще выступает в Ф1 и сейчас) Еще есть такой человек Педро де ла Роса, возвращавшийся в Ф1 дважды с перерывом в несколько лет. И в правду, что они иногда возвращаются…
Эх, где тот шикарный формат квалификации с одним быстрым кругом(
А лучше еще и с пятничной квалификацией, как в 2003. Ностальгия(