«Физико». Как Джанкарло Физикелла исполнил мечту любого итальянца в «Формуле-1»
Джанкарло родился в Риме 14 января 1973 года. Физикелла был связан с машинами с раннего детства, когда играл среди автомобилей в гараже своего отца. В возрасте 10 лет он участвовал в соревнованиях по мини-картингу, вскоре перешёл в профессиональный картинг, участвовал в Мировом и в Интерконтинентальном чемпионатах. Перейдя в 1992 году в серию «Формула-3», Физикелла вступил в состав команды «RC Motorsport», и в 1993 стал вице-чемпионом серии. В 1994 Джанкарло стал чемпионом, выиграв десять из двенадцати этапов серии, в том числе престижные гонки в Монако и Макао. На следующий год Физико принимал участие в кузовных гонках ДТМ/ITC за команду Alfa Romeo. Проведя 46 гонок, он не одержал ни одной победы, но 7 раз поднимался на подиум.
В том же 1995 году Физикелла стал тест-пилотом итальянской команды «Формулы-1» «Минарди». Результаты тестов убедили Джанкарло Минарди заключить с Физикеллой контракт на следующий сезон. Тем не менее, команда вскоре была вынуждена отказаться от продолжения сотрудничества с Джанни из-за финансовых проблем, и посреди чемпионата его место было передано рента-драйверу Джованни Лаваджи. Хотя Физикелла провёл только половину чемпионата, и не набрал ни одного очка, однако выглядел явно быстрее своих партнёров Педру Лами и Джованни Лаваджи. На следующий год Физикелла подписал уже полноценный контракт с командой «Джордан», полностью обновлявшей состав и имидж. Его партнёром стал дебютант Ральф Шумахер, брат Михаэля Шумахера. Сезон стал весьма удачным для обоих, Физико дважды финишировал на подиуме, лидировал на Гран-при Германии и в чемпионате стал сразу восьмым. Это сделало Физикеллу одним из наиболее многообещающих гонщиков по мнению обозревателей.
Результаты Физикеллы были замечены руководством итальянской команды «Бенеттон», в то время одного из лидеров чемпионата. Состав и руководство команды были полностью заменены после 1997 года, «Бенеттон» покинули Жан Алези, Герхард Бергер и Флавио Бриаторе. Партнёром Физико стал тест-пилот команды, австриец Александр Вурц. Переход в «Бенеттон» рассматривался как «повышение», однако оказался не столь удачным. Концерн «Рено» свернул программу двигателей «Формулы-1», оставив без поддержки «Уильямс» и «Бенеттон», выступавшие на его агрегатах. В результате, обе команды были вынуждены пользоваться старой моделью Renault V10, поставляемой компанией Supertec. Тем не менее, Физикелла вновь дважды финишировал вторым, завоевал поул-позишн в Австрии и регулярно боролся с лидерами из «Феррари» и «Макларен». Сезон он закончил девятым — на одну позицию хуже как прошлого года, так и своего партнёра Вурца. Главной проблемой «Бенеттон» была ненадёжность машины.
Следующие два года Физикелла по-прежнему провёл в «Бенеттоне», испытывавшем всё большие проблемы. В 1999 и 2000 Джанкарло опять несколько раз финишировал вторым, продолжая поддерживать команду на 4-6 местах в кубке конструкторов. Успехи Физикеллы были практически единственными успехами команды — скорость Вурца с каждым годом становилась всё хуже, и по окончании сезона 2000 года австриец был уволен за нерезультативность. Новым партнёром Джанни стал англичанин Дженсон Баттон. К этому моменту «Бенеттон» оказался на грани скатывания в аутсайдеры, и семья Бенеттон приняла решение продать команду концерну «Рено», искавшему возможность создания заводской команды в «Формуле-1». Флавио Бриаторе вернулся к руководству командой и назначил своего протеже, другого итальянца Ярно Трулли, на место Физикеллы.
Физикелла произвёл «обмен» с Трулли, заняв его место в «Джордан-Хонда». Партнёром итальянца стал протеже японских мотористов Такума Сато, заметно уступавший Физико в скорости. Возвращение состоялось в неподходящий момент: Джанкарло вновь досталась команда, вскоре лишившаяся поддержки автопроизводителя, на сей раз «Хонды». В японском концерне предпочли сотрудничество с командой «BAR», и с 2003 года «Джордан» вынужден был искать нового поставщика агрегатов. Машина Jordan EJ13 Ford, выступавшая на клиентских двигателях завода Cosworth, покупаемых у «Ягуара», была совершенно неконкурентоспособна. Физикелла и его новый партнёр, ирландский рента-драйвер Ральф Фёрман, с трудом набирали очки.
По парадоксальному стечению обстоятельств, именно в этот год Физикелла одержал свою первую, и самую неоднозначную победу. Это произошло на Гран-при Бразилии 2003 года в Сан-Паулу. Во второй половине гонки Кими Райкконен лидировал, только что дозаправившись в боксах. Физикелла, которому ещё только предстоял пит-стоп, шёл вторым на лёгкой машине и был явно быстрее финна. Джанкарло совершил обгон и вышел в лидеры. В этот момент в тяжелейшую аварию попал Фернандо Алонсо на «Рено», шедший третьим. Гонка была остановлена комиссарами, и победителем объявлен лидировавший за два круга до аварии Райкконен. Физикелла, машина которого, вдобавок, загорелась после финиша, был классифицирован вторым, а Алонсо — третьим, хотя даже не смог подняться на подиум за наградой.
Однако на следующий день Эдди Джордан подал апелляцию, заявив, что Физикелла после обгона успел закончить круг лидером, прежде чем остановка вступила в силу. Перед судьями Международной автомобильной федерации встала противоречивая задача. За полгода до этого, в аналогичной ситуации в серии «Индикар» Пол Трейси был лишён победы в «Инди-500», и пресса обвиняла руководство американской серии в предвзятости. Власти «Формулы-1» приняли прямо противоположное решение: они пересмотрели результаты гонки и поменяли Райкконена и Физикеллу местами, отдав победу итальянцу.
Десять очков Физикеллы за победу в Бразилии составили большую часть очков «Джордана» в сезоне-2003, и скорость машины продолжала желать лучшего. Поэтому в следующем сезоне Джанкарло подписал контракт с командой «Заубер», заняв место Ника Хайдфельда (который, в свою очередь, вынужден был занять место Физикеллы в составе «Джордан»). Сезон-2004 за швейцарскую конюшню оказался более стабилен, машина позволяла Физико набрать очки более чем в половине проводившихся Гран-при, хотя итальянец так и не поднялся на сей раз в гонке выше четвёртого места. В то же время, он уверенно опередил своего партнёра, протеже «Феррари» Фелипе Массу.
Его хорошие выступления понравились руководителю «Рено» Флавио Бриаторе. В итоге итальянский пилот в сезоне 2005 года стал напарником молодого испанского гонщика Фернандо Алонсо. Уже в первой гонке сезона в Австралии Физикелла удалось выиграть. Многие заговорили о прогрессе Джанкарло, но на деле все оказалось не так. Физикелла заметно выступал хуже напарника и все дальше проваливался в турнирной таблице. Итальянец был просто медленнее Алонсо.
Стабильные выступления позволили Алонсо выиграть чемпионат. Корень проблем Физикеллы крылся в неудачах, стоявших очень много очков. На Гран-при Японии итальянец лидировал в гонке, но уже на самом последнем круге его прошел пилот «Макларена» Кими Райкконен. Инженер предупреждал его о финне, но все призывы были четны.
Следующий сезон Физикелла провел точно также. В начале сезона с поула выиграл гонку в Малайзии, но затем уже был не в состоянии поддерживать заданный темп. В двух следующих Гран-при ему даже не удалось пройти в третий сегмент квалификации. В Монако ему выписали штраф за блокировку Дэвида Култхарда, а значит побороться с Алонсо за титул уже не было шансов. Во второй половине сезона ему удалось выступить сильно несколько раз. На Гран-при США итальянец даже оказался быстрее Алонсо. В итоге Физикелла завершил сезон на четвертой позиции в личном зачете – лучший результат в карьере. Джанкарло набрал 72 очка, выиграв гонку и финишировав пять раз на подиуме. На Гран-при Японии он приехал третьим и посвятил этот подиум своему лучшему другу Тонино Висциани, скончавшемуся от сердечного приступа в четверг в преддверии Гран-при.
По окончанию сезона Фернандо Алонсо покинул команду. В новом сезоне ее лидером должен был стать Джанкарло Физикелла. Его напарником стал молодой финн Хейкки Ковалайнен. На роль тест-пилота пригласили Нельсон Пике-младшего.
В 2007 году команда «Рено» уже не могла продемонстрировать тот темп, который позволял выиграть им чемпионат в предыдущем сезоне. До сих пор остается загадкой корень проблем команды: переход от поставщика шин «Мишлен» к «Бриджстоун», уход талантливого Фернандо Алонсо или просто соперники смогли за зиму создать более быстрый болид. Есть предположения, что аэродинамическая труба в конце 2006 года выдала не совсем верные данные, которые повлияли на болид 2007 года. Об этом говорил Пэт Симондс в журнале F1 Racing. На старте сезона Физикелла оказался быстрее напарника, но в Канаде и США Ковалайнен смог выступить лучше. Итальянец же вообще был дисквалифицирован на Гран-при Канады за то, что выехал с пит-лейна на красный сигнал светофора, то есть прямо перед машиной безопасности. Он был не одинок. Фелипе Масса получил аналогичный штраф. Позже Джанкарло сказал, что просто отвлекся и не заметил красного сигнала. На Гран-при Испании итальянцу удалось приехать на подиуме, а ведь именно этот Гран-при демонстрирует скорость машины. Но команде «Рено» не удалось извлечь выгоду от прибавки в скорости из-за проблем с топливной системой. На Гран-при Венгрии Физикелла врезался в пилота «Супер Агури» Энтони Дэвидсона. Британец из-за сломанной подвески был вынужден сойти.
В «Рено» на следующий сезон подписали Фернандо Алонсо и Нельсон Пике-младшего. Физикелла же стал напарником Адриана Сутиля в команде «Форс Индия». На Гран-при Монако он стал 9-м пилотом в истории, участвовавшем в 200 Гран-при «Формулы-1».
Физикелла, как и «Форс Индия», провел бессмысленный сезон. Итальянец несколько раз имел шанс на попадание в очки и в «Форс Индии» решили за это продлить с ним контракт.
На болиде VJM02, оснащенным двигателем «Мерседес», Физикелла смог занять 15-е место в личном зачете. На Гран-при Бельгии болид был сильно обновлен и Джанкарло удалось завоевать поул-позицию. В гонке он приехал вторым, принеся «Форс Индии» первый подиум в «Формуле-1».
В этот уик-энд по паддоку поползли слухи о том, что Физикелла заменит своего соотечественника Лука Бадоэра в «Феррари». Тот заменял травмированного Фелипе Массу. Прямо перед домашними трибунами на Гран-при Италии Джанкарло дебютировал в качестве пилота «Феррари».
Джанкарло Физикелла подписал контракт с «Феррари» на оставшуюся часть сезона, а с 2010 года стал тест-пилотом команды. В душе же итальянец надеялся вернуться за руль болида «Формулы-1».
Физикелла имел хорошие отношения с командой «Заубер», но все планы рухнули, когда контракт с командой достался Педро де ла Росе. В «Форс Индии» в напарники Адриану Сутилю выбрали Витантонио Лиуцци. В итоге он вместе с Лука Бадоэром в 2010 году оставался тест-пилотом «Феррари». В тестовые пилоты команды записали еще Марка Жене, Жюля Бьянки и даже звезду MotoGP Валентино Росси.
Уже к концу года в команде решили, что Жюль Бьянки на поприще тест-пилота в 2011 году заменит сразу Физикеллу, Бадоэра и Жене. Однако итальянец оставался частью команды и даже принял участие в ежегодном фестивале «Wroom» в Мадонна-ди-Кампильо.
«Формула-1» - это не приговор. Эти слова подтвердил Джанкарло Физикелла. В 2010 году итальянец выступал в американской серии Ле-Ман за рулем Ferrari F430 GT, где занял 24-ю позицию в чемпионате. Провел всего три гонки. На этой же машине принял участие в легендарном марафоне «24 часа Ле-Ман», где приехал четвертым. В основной серии Ле-Ман занял вторую позицию в личном зачете. Выступал в классе GT2. В 2011 году уже перешел в класс GTE Pro. За рулем Ferrari F458 Italia приехал вторым в марафоне «24 часа Ле-Ман». Стал победителем основной серии Ле-Ман. В 2012 году выступал в разные сериях, в том числе в WEC. В 2013 году стал вторым в WEC. В 2014 году выиграл марафон «6 часов Рима». Затем перед ним пал марафон «24 часа Ле-Ман». В 2015 году продолжил выступления в различных сериях за рулем Ferrari F458. В сезонах 2016-2017 годов выступает в различных чемпионатах за рулем Ferrari 488.
Не стоит забывать, что Джанкарло уже 44 года, но итальянец, как и Рубенс Баррикелло, живет гонками по сей день. Некоторые считают, что оба этих пилота не раскрыли весь свой потенциал в «Формуле-1». Оба оказались в тени звездных пилотов (Алонсо и Шумахера).
В «Формуле-1» итальянец выступал в знаковых командах. Думаю, многие помнят их названия до сих пор. Начал он в «Минарди», подарившей автоспорту Фернандо Алонсо. Затем дважды выступал в команде «Джордан», открывшей миру Михаэля Шумахера. Выступал за команду «Бенеттон», принесшую Шумахеру два первых титула. Вместе с Алонсо принес команде «Рено» победу в Кубке конструкторов. Принес первый поул и подиум команде «Форс Индия», которая радует нас розовым цветом в этом сезоне. Вершиной его карьеры стала команда «Феррари». Любой мальчишка хотел бы оказаться ее пилотом.
А в напарника у него были: Педро Лами, Ральф Шумахер, Александр Вурц, Такума Сато, Жолт Баумгартнер, Дженсон Баттон, Ральф Фёрман, Фелипе Масса, Фернандо Алонсо, Хейкки Ковалайнен, Адриан Сутиль и Кими Райкконен.
P.S. Вот сейчас бы Палмера за нерезультативность уволить)))
Статья классная