Пилот приехал комментировать гонку, а оказался за рулем болида
Пол ди Реста впечатлил всех.
Что случилось?
За полтора часа до квалификации к Гран-при Венгрии команда «Уильямс» официально объявила о замене Фелипе Массы на Пола ди Ресту. Бразилец плохо себя чувствовал еще с пятницы, терял контроль над болидом в практиках, жаловался на головокружение и температуру, а потому после двух визитов спортсмена в медицинский центр и местную больницу команда решила не рисковать. Так в кокпите и оказался резервист ди Реста, который покинул «Формулу-1» в 2013-м и с тех пор гонялся только в кузовном чемпионате ДТМ (иногда выигрывал там и занял пятое место в общем зачете прошлого сезона). Параллельно шотландец работал в экспертной команде Sky Sports F1, комментируя и анализируя моменты гонок для английского телевидения.
И как он выступил?
У парня не было времени даже потренироваться: он сел в машину и сразу отправился на квалификацию. Выдав стабильную серию кругов (1.22.289, 1.21.218, 1.21.075, 1.20.390, 1.19.868) и улучшая результат с каждым разом, Пол опередил Маркуса Эрикссона, который гоняется в «Формуле-1» непрерывно с 2014 года.
Предпоследнее место – это почти всегда провал, но важно заметить, что ди Реста не работал с болидами «Формулы-1» несколько лет (были лишь редкие сессии на симуляторе), не вылетел с трассы, не разбил машину и вообще смог пройти квалификацию. Опасность не добраться до старта Гран-при существовала: по правилам «Ф-1», пилоты, не уложившиеся в 107 процентов от времени лидера, к гонке не допускаются (последний такой случай произошел в 2012 году в Австралии). Но скорость шотландца оказалось достаточной, несмотря на новые сложные в управлении машины, которые пилот ни разу не тестировал, отсутствие наката и внезапность произошедшего. Ведь Пол приехал на «Хунгароринг» подменять телекомментатора Мартина Брандла, а вместо этого оказался за рулем гоночной машины.
«Если честно, я испугался, беспокоился и нервничал. А как иначе, если я не выступал на подобной технике 3,5 года, за исключением десяти кругов в болиде образца 2014-го. Так что участие в квалификации стало прыжком в пропасть на выживание. Но я быстро успокоился и ощутил уверенность сразу после выезда с пит-лейн. Не рисковал, привыкал к машине и снимал по полсекунды с круга, но потенциал для улучшения все еще остался. Мне пришлось воспользоваться настройками болида Фелипе Массы, хотя обычно сам весь уик-энд подгоняешь их под себя. Эти машины — высший класс, пилотировать их снова — как вернуться домой. За полтора часа команда подготовила меня как только смогла. Пройти через подобное тяжело: все следят за тобой, за твоими ошибками — такое не может не напрягать.
У меня случилось несколько блокировок по ходу круга, но они следовали из стиля торможения и желания сохранить шины. Я не жал на полную на прямых и выходах из поворотов. На самом деле, я мог газовать еще сильнее, но было трудно приноровиться: педаль намного длиннее той, к которой я привык, да и нам требовалось понижать на две передачи больше, чем в ДТМ», – поделился после квалификации своими впечатлениями ди Реста. Исходя из его слов, в гонке он будет быстрее с каждым кругом.
Дэймон Хилл, чемпион «Формулы-1» 1996 года и коллега Пола по Sky Sports, похвалил шотландца: «Он не сделал ни одной ошибки, был быстрее с каждым кругом и закончил не последним. Невероятное выступление. Он очень опытный пилот. Казалось, что он пилотирует болид длительное время, но в реальности он пробыл в кокпите всего 15 минут».
Мартин Брандл, бывший пилот «Формулы-1» и еще один коллега Пола, тоже восхитился результатом: «Отличная работа «с места в карьер»! Удержал машину на треке и показал приличный круг, молодец!».
А Марк Галлахер из ВВС даже пожалел, что для резервных пилотов нет отдельных тестов.
Ди Реста вернется в «Формулу-1»?
Конечно, босс какой-нибудь команды теоретически может вдохновиться выступлением Пола и позвать его на место боевого пилота в следующем сезоне. Вот только в 2013 году «Форс-Индия» не продлила контракт с шотландцем из-за капризного нрава и полного отсутствия каких-либо спонсоров. И если первое ди Реста мог как-то исправить за столько лет, то вот финансовой поддержки явно не стало больше (иначе зачем ему работать комментатором?). Так что, скорее всего, гонка в Венгрии станет для него первой и последней в 2017 году (если только не произойдут еще какие-нибудь непредвиденные вещи).
Но опытом пилотирования актуальной техники «Формулы-1» в боевых условиях не обладал еще ни один работник телевизионных трансляций. Теперь дирекция Sky Sports будет чаще ставить Пола в эфир, чтобы он делился со зрителями информацией «из первых рук» и давал авторитетные комментарии и экспертные оценки происходящим событиями. Успешная медийная карьера ди Ресте обеспечена.
Что еще интересного было в квалификации?
«Макларен» преподнес подарок Алонсо на день рождения в виде выхода в третий сегмент — оба пилота «оранжевых» оказались на четвертом ряду стартового поля. Даниил Квят получил очередной штраф в виде штрафного балла и потери трех позиций за блокировку Ланса Стролла — и теперь у него 10 очков в суперлицензии. До дисквалификации на одну гонку уфимцу осталось заработать всего два (столько дают обычно за спровоцированное столкновение).
Льюис Хэмилтон всю квалификационную сессию боролся с вибрациями в шинах, не смог проехать хороший круг и стал только лишь четвертым. «Феррари» этим воспользовалась и полностью оккупировала первый ряд стартового поля — а Себастьян Феттель параллельно побил рекорд трассы.
Фото: globallookpress.com/imago/Crash Media; REUTERS/Laszlo Balogh; Gettyimages.ru/Lars Baron; twitter.com/SkySportsF1; Gettyimages.ru/Peter Fox
Полное непонимание того, как в Ф1 строятся отношения между пилотом и спонсорским пулом. Если Кобаяши не ездит в Ф1 — он автоматически теряет коммерческий потенциал для многих японских компаний и перестает приносить эти деньги команде. Это ж не отношения в стиле "давайте денег, потому что вы меня поддерживаете". Каждый пилот нужен каким-то компаниям (как Алонсо Сандандеру) для разных акцийактивностейпродвижения бренда. Пол просто не мог в Ирландии найти компании, готовые под него дать деньги ФИ.