Мастодонт «Формулы-1». Удивительная карьера Рубенса Барикелло
Рубенс Барикелло начал заниматься картингом в детстве. К семнадцати годам Рубенс имел на своём счету пять выигранных чемпионатов Бразилии по картингу. В 1989 году Рубенс финишировал четвёртым в бразильской серии «Формула-Форд 1600», а в 1990 перебрался в Европу, где вскоре стал победителем европейской серии «Формула-Опель».
Следующим этапом в карьере бразильца стала британская «Формула-3», в которой он стал чемпионом, опередив будущего соперника по «Формуле-1» Дэвида Култхарда. В следующем сезоне Рубенс участвовал в чемпионате «Формула-3000» в составе команды «Иль Бароне Рампанте», закончив сезон на третьей позиции. В 1993 году Эдди Джордан, глава одноименной команды, посчитал, что Баррикелло уже созрел для «Формулы-1» и подписал с бразильцем соглашение незадолго до его двадцать первого дня рождения. Команда в это время переживала кризис, напарники Рубенса часто сменялись, а первые очки ему удалось набрать только в конце чемпионата.
Третья гонка Сезона-1994 сложилась во многом неудачно. Трагический «черный» уик-энд в Имоле, открылся тяжелой аварией Барикелло на пятничной тренировке. В пятницу, 29 апреля 1994 года, в течение первой сессии квалификации Гран-при Сан-Марино, болид «Джордан» Рубенса Баррикелло задел обочину в повороте Variante Bassa и на скорости 225 км/ч взмыл в воздух. Автомобиль пробил вершину барьера из шин, и Рубенс потерял сознание. Его «Джордан» перевернулся ещё несколько раз после приземления, чтобы остановиться вверх колёсами. Бригады врачей немедленно прибыли к месту крушения, и Рубенс был отправлен в больницу. В результате аварии гонщик сломал нос, а также повредил ребра. Уже на следующий день он присутствовал на трассе, хотя и вынужден был пропустить гонку. В субботу, в квалификации, погиб Роланд Ратценбергер, а в гонке — Айртон Сенна.
В целом, сезон сложился для бразильца лучше, чем дебютный. Рубенс оправдал доверие Эдди Джордана, завоевав первую для себя и для ирландской команды поул-позицию на мокром асфальте Спа-Франкоршам. Хотя на 19 круге бразильца развернуло, и он не смог продолжить гонку, он ранее финишировал третьим на Гран-при Пасифик и пять раз отметился на четвёртой позиции.
В 1995 и 1996 г. Барикело начали преследовать технические неисправности. Обычно в квалификации Рубенса обходил его партнёр по команде Эдди Ирвайн, но в Монреале Рубенс блеснул, сумев добиться своего лучшего результата — второго места. Тем не менее, в выступлениях бразильца наступил спад, отношения с командой ухудшились и Барикелло покинул её.
В сезоне 1997 г. Баррикелло начал выступать за новую команду «Стюарт», принадлежавшую трёхкратному чемпиону мира Джеки Стюарту и использующую двигатели «Ford» «Cosworth» — быстрые, но крайне ненадежные. Барикелло стал основным пилотом команды, выступая достаточно успешно. Он завоевал второе место в Монако-97 и набрал большую часть очков «Стюарта» в 1998 г. Третий год в «Стюарте» оказался намного удачнее: машина Stewart SF-3 1999 года оказалась значительно быстрее своих предшественников и боролась почти на равных с лидерами. Рубенс лидировал в Бразилии и завоевал поул-позишн на трассе Маньи-Кур. Третьи места на трассах Имола и Нюрбургринг позволили ему занять седьмое место по итогам сезона. Ещё до конца сезона Ирвайн подписал контракт со «Стюарт» (точнее, его преемником Jaguar Racing) на 2000 год. Вскоре Барикелло поступило предложение занять место ирландца в составе «Феррари», которое он принял.
Хотя в свой первый сезон за итальянскую команду Рубенс уступал Михаэлю Шумахеру, он успешно набирал очки и регулярно финишировал на подиуме, став одним из лидеров чемпионата. На Хоккенхайме в Германии Баррикелло одержал свою первую в карьере победу, впечатляюще прорвавшись с восемнадцатого места на старте. Когда пошёл дождь, Рубенс остался на «слике», несмотря на то, что весь пелетон начал менять резину. Дождь прошёл только над медленными поворотами на стадионе, оставив сухими длинные лесные прямые, что и позволило Рубенсу достичь успеха. Сезон бразилец закончил четвёртым в общем зачёте. На следующий год Барикелло не одержал побед, однако нередко стартовал с поул-позишн. Рубенс до конца чемпионата боролся с Дэвидом Култхардом из «Макларена» за титул вице-чемпиона, но в итоге остался третьим.
В это время стала очевидной политика, проводимая руководством «Феррари» в отношении своих гонщиков, так называемая командная тактика, согласно которой напарник, который борется за титул чемпиона, должен был помогать тому пилоту, который ведёт борьбу за победу в чемпионате. На Гран-при Австрии 2001 года незадолго до финиша Баррикелло пропустил Шумахера на второе место, позволяя Михаэлю набрать нужные для чемпионата очки. На следующий год ситуация повторилась. Незадолго до финиша во все той же Австрии, лидировавший Рубенс получил из боксов приказ пропустить шедшего вторым Шумахера. Барикелло затормозил прямо перед финишной чертой, позволяя Шумахеру проехать мимо и выиграть гонку. На подиуме Михаэль демонстративно возвёл своего напарника на первую ступеньку пьедестала, признавая его фактическую победу. Этот инцидент вызвал крайне резкую критику в СМИ, направленную в первую очередь против Жана Тодта и Росса Брауна, руководителей «Феррари». «ФИА», рассмотрев жалобы, отказалась пересмотреть результаты гонки потому что запрета на командную тактику не было в правилах. Гонщики и команда были только подвергнуты штрафу, за действия на подиуме. Однако именно этот инцидент привёл к изменениям в правилах, запрещающим отдавать подобные приказы гонщикам. Шумахер, чей имидж пострадал от этого происшествия, в конце сезона «отдал долг» Рубенсу, пропустив его на финише Гран-при США. Вся команда, включая Михаэля Шумахера работали на вице-чемпионство бразильца — что позволило занять второе место в чемпионате пилотов.
Чемпионат 2003 сложился для «Феррари» сложнее после ряда изменений в правилах. Несмотря на две победы, Барикелло не смог повторить свой результат прошлого года и стал четвёртым. Однако 2004 год прошёл при полном лидерстве «Феррари», позволив Баррикелло вновь стать вице-чемпионом с четырьмя поулами и двумя победами, в том числе в первом в истории «Формулы-1» Гран-При Китая. В 2005 «Феррари» были не так сильны. Второе место в Мельбурне — лучший результат за сезон для бразильца, закончившего год только восьмым.
Ещё до конца сезона Рубенс подписал контракт с командой «Хонда» на 2006 год, став новым партнёром Дженсона Баттона. Неудачное начало сезона-2006 было связано с трудностями, вызванными привыканием к новой машине. Рубенс в первых четырёх гонках с трудом набрал 2 очка, однако ближе к концу чемпионата набирал очки регулярно. Свой первый сезон в «Хонда» Баррикелло закончил на седьмом месте, почти вдвое уступив Баттону по количеству набранных очков. Лучшим достижением стали четвёртые места в Монако и Венгрии, после ухода Монтойи этого оказалось достаточно, чтобы занять седьмое место по итогам сезона.
Сезон 2007 года стал худшим в карьере гонщика: не выиграв ни одного очка Рубенс занял 20 место в рейтинге пилотов, лучшим результатом было 9 место в Гран-при Великобритании и единственное попадание в третий сегмент квалификации. За 15 лет ещё не было случая, когда бразилец не зарабатывал очков, даже в дебютном 1993-м за рулем «Джордана» Рубенс финишировал пятым в Японии. Отчасти такой провал объясняет новая модификация болида «Хогда» RA107. Заявив, что машина будет совершенно новая в конце сезона 2006, главный инженер не слукавил, болид стал полностью детищем заводской команды «Хонда». Но RA107 оказался очень «сырым», что подтвердили зимние тесты и плохие результаты в начале сезона. Хорошее материальное состояние, одна из лучших аэродинамических труб, технический персонал работающий не первый год, всё это не дало ожидаемого результата, хуже того дочерняя команда «Супер Агури» выступающая на модифицированном болиде прошлого года «Хонда» RA106 была быстрее практически половину сезона.
19 июля 2007 Рубенс продлил контракт с «Хондо», чему в немалой степени способствовала «медленная» «Хонда» RA107, для доработки машины в сезоне 2008 нужны опыт и знания. Сезон 2008 гогда стал значительным «прорывом» для команды «Хонда», набравшей 14 очков и занявшей предпоследнее место в чемпионате, и ознаменовался третьим местом бразильца на фантастическом Гран-при Великобритании. Кроме того, Рубенс набрал очки в Монако и Канаде, причем его 6-е место в Монако прервало длительную серию «не попаданий в очки» длившеюся с Гран-при Бразилии 2006 года.
Все шло к тому, что 2008 год будет последним в карьере бразильского пилота. Контракт с «Хондо» заканчивался, а команда не спешила продлевать с гонщиком рабочее соглашение. Ситуация для Рубенса стала катастрофичной, когда в начале декабря руководство компании «Хонда» объявило об уходе из «Формулы-1». Все межсезонье Баррикелло и его болельщики пребывали в неведении относительно дальнейшей судьбы. Однако 6 марта стало известно, что экс-«Хонда» перешла в руки Росса Брауна. В тот же день было объявлено о заключении однолетнего контракта между Рубенсом Баррикелло и новой командой Brawn GP.
В первом Гран-при сезона стало очевидно доминирование команды «Браун» GP». Вчерашние аутсайдеры стали править балом. Рубенс Баррикелло по ходу квалификации был быстрее своего напарника, но в финальной попытке всё же уступил поул Дженсону Баттону. Старт гонки бразильский гонщик провалил - это стало частым явлением по ходу всего сезона для Баррикелло. Лишь столкновение Феттеля и Кубицы в самом конце гонки позволило Рубенсу подняться на вторую ступень подиума, а команде завоевать дубль в первой же своей гонке. На Гран-при Малайзии Баррикелло вновь не блистал и уступил напарнику, в проходившей в экстремальных условиях гонке. Баттон победил, а Баррикелло довольствовался 5-м местом и лишь благодаря остановке гонки и половинным очкам Рубенс отставал в общем зачете от Баттона только на 5 очков.
На Гран-при Китая Баррикелло впервые в сезоне смог опередить напарника в квалификации, но в дождевой гонке остался опять позади. На этот раз дубль был у команды «Ред Булл», а Дженсон Баттон занял третье место, немного опередив бразильца, тем самым увеличив отрыв в общем зачете до 6 очков. Очень тяжёлым для Баррикелло выдался Гран-при Бахрейна. В итоге, гонщик финишировал только 5-м, в то время как Баттон одержал третью победу и увеличил отрыв до 12 очков. На Гран-при Испании бразилец лидировал половину дистанции, но после пит-стопа оказался позади напарника, что вызвало эмоциональные заявления Баррикелло после гонки. В Монако пилоты «Браун GP» вновь завоевали дубль, но в том же порядке. В Турции Баррикелло сошёл по техническим причинам, а Баттон одержал уже шестую победу, увеличив отрыв от напарника до максимальных в этом сезоне 26 очков. В Великобритании Баррикелло наконец впервые опередил Баттона в гонке, финишировав 3-м. Но в Германии вновь уступил Дженсону одну строчку, финишировав 6-м. Гран-при Венгрии стал «черным» для Баррикелло. Мало того, что он не прошёл в третий сегмент и уступил Баттону в квалификации, так ещё и произошёл досадный инцидент, когда обломок от машины Баррикелло попал в шлем Филиппе Массы, что стало причиной его тяжелой травмы, выведшей Массу из участия в чемпионате. В гонке Рубенс не смог финишировать в очковой зоне, а Баттон стал 7-м.
В Валенсии Баррикелло наконец смог одержать победу, в Спа финишировал на 7-м месте на горящей машине, в то время как напарник сошёл, а в Италии одержал вторую победу, сократив отставание в общем зачете до 14 очков. Казалось наступил перелом, но Баттон спокойно провел оставшиеся гонки, а Баррикелло не удалось совершить чуда, хотя поул на пустых баках в Бразилии выглядел эффектно, но гонка быстро расставила все по местам. В итоге Баррикелло стал третьем в общем зачете, так как «Ред Булл» сильно прибавляли по ходу сезона и Феттель стал вице-чемпионом.
В межсезонье команда была продана «Мерседесу», а состав пилотов полностью поменялся. Баррикелло подписал контракт с «Уильямс», также им интересовался «Макларен», но уже в то время, когда был подписан контракт с «Уильямс». Его напарником стал Нико Хюлькенберг. По результатам сезона Баррикелло уверенно опередил талантливого молодого напарника, что стало причиной продления Рубенса, в то время как Нико пришлось на год стать тест-пилотом в 2011 году. Сезон также запомнился обгоном Баррикелло Шумахера на Гран-при Венгрии и последующим скандалом. Рубенс Баррикелло провёл 38 гонок в сезонах 2010 и 2011 годов и стал первым в истории гонщиком, который провёл больше 300 Гран-при. Баррикелло до последнего претендовал на место в кокпите машины «Уильямс» в 2012 году, но в итоге команда сделала выбор в пользу предложившего более солидный спонсорский пакет Бруно Сенны.
Рубенс, видимо, решил повторить путь Найджела Мэнселла и перешёл в IndyCar. Одновременно, он никогда не скрывал, что в любой момент готов вернуться за руль болида «Формулы-1», если поступит такое предложение. В 2012-м Баррикелло занял 12-е место в личном зачете серии IndyCar. Его лучшим результатом стало 4-е место на калифорнийской трассе в Сономе, а в легендарной гонке Indy 500 он финишировал 10-м. Однако, Баррикелло вновь не нашёл достаточное количество спонсорских средств и не смог продолжить карьеру в этой серии в 2013 году.
Рубенс до сих пор продолжает гоняться везде, где только может. Еще в 2015 году действовал очень необычный рекорд. Спортивная карьера Рубенса Баррикелло длилась 18 лет и 258 дней – это больше, чем прожил на свете Макс Ферстаппен. В его напарниках были: Иван Капелли, Марко Апичелла, Тьери Бутсен, Эдди Эрвайн, Эммануэле Наспетти, Агури Судзуки, Андреа де Чезарис, Мартин Брандл, Ян Магнуссен, Йос Ферстаппен, Джонни Херберт, Михаэль Шумахер, Дженсон Баттон, Нико Хюлькенберг и даже Пастор Мальдонадо.