Гид по самым суровым автогонкам мира
Что нужно знать о ралли-рейдах.
В пятницу на Красной площади стартовал седьмой в истории ралли-марафон «Шелковый путь». Это самая известная гонка, проходящая в России, не считая Гран-при «Формулы-1», но многие слышали о ней, как и о ралли-рейдах в целом, лишь то, что проходит она где-то в пустыне, а «КАМАЗы» там всех рвут.
Но если узнать об этих гонках больше, то вы откроете для себя новый гоночный жанр и точно об этом не пожалеете.
Что такое ралли-рейды?
Наверное, в автоспорте просто нет более длительных и трудных заездов. Специально построенные трассы или подготовленные участки отсутствуют — только пересеченная местность и обычные дороги. Гонка может проходить до пяти дней (баха), до 10 дней (рейд) и более (марафон), но организаторы не выходят за рамки 30 суток. На каждый день определяется участок длиной 400-900 километров, примерный рекомендованный маршрут по нему и время прохождения. Однако окончательное решение по пути пилотирования принимается штурманом экипажа (поэтому участники иногда сбиваются с пути и просто теряются).
Побеждает в ралли-рейде тот, кто пройдет все участки заезда за наименьшее суммарное время — то есть не получится выиграть четыре дня из пяти, на последнем сломаться и не финишировать, но все равно победить. Это объединяет ралли-рейды с гонками на выносливость.
Известные ралли-рейды
Про «Ралли Дакар» слышали все. Раньше он назывался «Париж-Дакар», проводился с 1978 по 2009 года по территории Европы и Северной Африки (а как-то раз участники гнали до самого Кейптауна). Экипажи преодолевали более 10 000 километров по территории 26 стран (в разное время их количество менялось). В конце 2000-х после обострения террористических угроз, проблем с проездом по территории Мавритании и недовольства правительства Парижа рейд перенесли в Южную Америку. От старого «Дакара» осталось только название и длительность со сложностью. А географически ему теперь соответствует новая гонка «Африка Эко Рейс».
Но ралли «Шелковый путь» даже труднее старого «Дакара» и куда разнообразнее по условиям. Общая дистанция марафона насчитывает почти 9900 км. Маршрут проходит через три страны – Россию, Казахстан и Китай, а главным испытанием станут участки, проходящие по пустыне Гоби. Победить смогут только самые выносливые гонщики на самой надежной технике.
Какие категории машин принимают участие?
Многогранность поражает – в ралли-рейдах можно гоняться буквально на всех транспортных средствах с колесами — от мотоциклов и квадроциклов до огромных грузовиков. Представители каждого вида соревнуются в отдельном зачете. В ралли «Шелковый путь» есть два класса: легковые автомобили и грузовики.
Внедорожники
Сюда относят все легковые автомобили массой менее 3,5 тонн. Серийные машины, доработанные для участия в ралли-кроссе, входят в группу под названием Т-2. Если количество улучшений на внедорожнике превышает число минимальных, то такая машина заносится в категорию Т-1. А если техника специально разрабатывалась под участие в рейдах (вроде кастомных багги и других прототипов), то она попадет в зачет открытого класса, где участвуют автомобили, вообще не имеющие серийных аналогов.
При этом внедорожники разделяют не только по степени улучшений. Существуют разные протоколы для машин, которые используют разные типы топлива (бензиновое, дизельное и так далее). Причем горючее необязательно должно быть специально произведенным именно для ралли: достаточно залить в бак высококачественного топлива для обычных автомобилей – вроде протестированного в экстремальных условиях «Дизель-Опти» от АЗС «Газпромнефти» , которое очищает форсунки двигателя и позволяет добиться более высоких показателей по сравнению с базовым топливом с точки зрения антикоррозийной стойкости, устойчивости к окислению, снижения износа/трения.
Грузовики
В эту категорию попадают все остальные машины массой свыше 3,5 тонн. Притом автомобили поддержки, которые путешествуют между бивуаками и перевозят запчасти, продовольствие и снаряжение, попадают в класс Т-5, формально в заезде не участвуют и в результатах не фигурируют. Но за победу можно сразиться и на грузовике – нужно пройти процесс омологации и минимальной доработки машины, чтобы соответствовать классу Т-4. Он делится на Т-4.1, куда попадают серийные модели, и Т-4.2, в котором гоняются серьезно улучшенные монстры. Все грузовики ралли «Шелковый путь» входят в категорию Т-4.2.
Это опасно?
Да. Ралли-рейды – одни из самых опасных гонок в мире, практически каждый год на них кто-то погибает. Особенно большие риски несут мотоциклисты, для которых каждая ошибка может стать фатальной. Один только «Дакар» унес в XXI веке жизни дюжины гонщиков, примерно столько же погибло и зрителей.
Опасность ралли-рейдов в первую очередь вызвана сложностью их маршрутов, а также невозможностью максимально оперативно оказать медицинскую помощь. Зачастую информация об авариях доходит до организаторов ралли с опозданием.
Состав участников
Основные претенденты на победу в ралли-марафоне пользуются поддержкой автопроизводителей. Среди внедорожников это в первую очередь три экипажа «Пежо». Им постараются дать отпор парни из команды X-Raid, выступающие на автомобилях Mini. Среди грузовиков главный фаворит – это, конечно «КАМАЗ-мастер». Среди их конкурентов выделяются экипажи «Татры» и команда Жерара де Роя.
Одна из особенностей ралли «Шелковый путь» – демократичность и доступность, благодаря которой большая часть стартового листа занята частниками. Для участия нужен лишь автомобиль, соответствующий техническому регламенту, и стартовый взнос в размере 8 тысяч евро за человека. Правда, оплачивать топливо, визы и все прочее приходится отдельно, так что в любом случае участие в ралли-марафонах – удовольствие для людей состоятельных.
Главные звезды
Героями престижных ралли-рейдов, как правило, становятся одни и те же люди. Пилотов, чьи финансовые возможности и водительские навыки соответствуют многодневным марафонам в экстремальных условиях, совсем немного.
Почти все звезды ралли-рейдов будут выступать в этом году на «Шелковом пути», в том числе Стефан Петерансель, который чаще всех в истории выигрывал «Дакар» – 13 раз. Как ни странно, он не главная знаменитость среди участников. С прошлого года покорять пустыни начал Себастьян Леб – лучший гонщик в истории классического ралли. Свои амбиции в ралли-рейдах француз уже подтвердил, когда в январе занял второе место на «Дакаре».
В классе грузовиков в XXI веке основная интрига сводится к противостоянию пилотов «КАМАЗа» и голландских дальнобойщиков во главе с Де Роем. Учитывая, что на этих людях держится весь класс грузовиков, звание «звезд» звучит для них даже как-то мелковато.
За кого болеть
Чтобы за незнакомым соревнованием было интересно следить, сначала надо обязательно выбрать объект боления. Самый простой путь – выбрать фаворитов, тем более у каждого из них есть собственная мотивация выиграть в этом году «Шелковый путь». Айрат Мардеев может стать первым трехкратным победителем гонки, у легендарного Петеранселя до сих пор нет ни одной победы в восточном аналоге «Дакара», наконец, Леб претендует на первый крупный успех в ралли-рейдах.
Если поддерживать очевидных претендентов на победу вам не так интересно, советуем присмотреться к экзотическим участникам ралли: полностью женский экипаж Марины Опариной; Брайс Мензес, который однажды прыгнул на автомобиле на 115 метров, или три китайских экипажа на смешных машинах Hongqi, похожих на старые «Волги».
Как смотреть
С каждым годом ралли «Шелковый путь» все лучше освещается, но, конечно, необходимо понимать, что прохождение некоторых спецучастков занимает половину дня. Поэтому показ осуществляется в форме кратких дневников с самыми яркими моментами и перечислением основных событий каждого дня ралли. В России показ на себя взяли каналы «Матч ТВ» и «Россия 24».
Есть также возможность увидеть участников вживую. Практически на каждом участке есть зрительские зоны. Также продаются билеты на посещение бивуаков.
Фото: silkwayrally.com; РИА Новости/Максим Богодвид, Виталий Белоусов; Global Look Press/Gustavo Epifanio/ZUMAPRESS.com
----------------
Автор не хотел бы указать что-то вроде "на правах рекламы", "спецпроект"? Или научиться не так некрасиво нативить? Минус.
Эта интеграция читается еще смешнее в контексте регулярного поливания Газпрома фекалиями самим спортсом) деньги не пахнут, ага)
Ралли-рейды крутейшее зрелище, жаль более-менее длительных обзоров пока не завозят, только реально краткие дневники. В прежние годы, когда Дакар еще был Дакаром, по 7тв гоняли часовые, если не больше, подробнейшие обзоры ралли с кучей вьюх. Матчу нужно побольше внимания уделять этой гонке, ведь, в конце концов, она по территории нашей страны проходит, а само событие котируется в мире рейдов чуть ли не вторым после Дакара.